Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 16:00, реферат
На начальном этапе управление качеством представляло собой отдельные элементы, которые являлись частью производственного менеджмента. Однако в целях более эффективного решения проблем, связанных с качеством, потребовалась более тесная увязка всех элементов. В результате появилось обособленное направление менеджмента производства - управление качеством продукции.
ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
На начальном этапе управление качеством представляло собой отдельные элементы, которые являлись частью производственного менеджмента. Однако в целях более эффективного решения проблем, связанных с качеством, потребовалась более тесная увязка всех элементов. В результате появилось обособленное направление менеджмента производства - управление качеством продукции.
Можно выделить несколько
этапов эволюции управления
механический контроль (до 1900 года);
контроль мастера (1900-1920 гг.);
инспекционный контроль (1920-1940 гг.);
статистический контроль (1940-1960 гг.);
обеспечение качества (1960-1980 гг.);
всеобщее управление
На первом этапе каждый
работник сам отвечал за
Второй этап условно затронул период с 1900 по 1920 годы. Сущность его заключалась в том, что основная ответственность за качество ложилась на мастера (десятника). В этот период проходило активное внедрение «системы Тейлора», которая включала такие понятия как верхний и нижний пределы качества, поля допусков, вводила измерительные инструменты (шаблоны и калибры). На этом этапе качество продукции определялось как соответствие стандартам.
Третий этап эволюции управления качеством охватил период с 1920 по 1940 годы. В это время начали появляться обоснованные Ф. Тейлором инспекции по качеству. Контроль качества переходил в руки специально обученных независимых инспекторов по качеству. Впервые стали применяться методы статистического контроля: контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции. Заслуги в разработке контрольных карт принадлежат В. Шухарту.
Четвертый этап, с 1940 по 1960 годы получил
условное название «Статистический
контроль качества», так как именно
в это время повсеместно
Качество продукции,
На пятом этапе большой вклад в развитие управления качеством внесли Э. Деминг и Дж. Джуран. Им удалось убедить руководство Японских компаний в важности обеспечения качества продукции. Они отводили особую роль в обеспечении качества продукции именно высшему руководству фирмы. Э. Демингом были сформулированы 14 принципов, которые были положены в основу реформирования системы менеджмента производства в Японии. Философия качества и методы его обеспечения, разработанные этими учеными, позже легли в основу теории Всеобщего Управления Качеством (TQM).
В этот период американским специалистом по качеству А. Фейгенбаумом была разработана идея комплексного управления качеством, которая предусматривала учет всех факторов, влияющих на качество, управление качеством на всех этапах производства и между всеми подразделениями компании.
Благодаря Э.Демингу, Дж. Джурану, А. Фейгенбауму, К. Исикаве и другим в Японии произошел ускоренный процесс улучшения качества продукции. Было создано японское «чудо». Качество японских товаров постепенно завоевывало весь мир.
Это происходило потому, что японские компании очень быстро поняли преимущество выпуска продукции высокого качества. Они первыми осознали важность лучшего понимания нужд потребителя (заказчика) и необходимость систематического подхода к анализу его требований.
Качество
определялось как
На шестом
этапе происходит усиленное
Разрабатываются международные стандарты ISO 9000. Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных расходов и своевременность поставки.
На взаимоотношения
поставщика и потребителя
Повышается
внимание руководства фирм к
удовлетворению потребности
Появились
международные стандарты ISO 14000, устанавливающие
требования к системам
Качество
определяется как
Опыт ведущих стран мира воплотился в принципах общего управления качеством (TQM), среди которых наиважнейшим является удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, наивысший профессионализм персонала и постоянное усовершенствование всех аспектов деятельности предприятия.
На данном этапе появляется методика «шесть сигм» и Европейская модель делового совершенства являются различными подходами к решению вопросов всеобщего управления качеством.
«Шесть сигм» - это подход к совершенствованию бизнеса, который стремится найти и исключить причины ошибок или дефектов в бизнес-процессах путем сосредоточения на тех выходных параметрах, какие оказываются критически важными для потребителя. «Шесть сигм» - это стратегический подход, который работает для всех процессов, продуктов и отраслей.
Эта методика направлена на выявление наиболее критических, с точки зрения качества, производственных процессов и параметров продукции с целью их совершенствования.
Модель делового совершенства
Европейского фонда по
Дейл и Купер (1992) выделили
4 этапа в эволюции
инспекция качества,
контроль качества,
обеспечение качества,
всеобщее управление качеством (TQM).
Инспекция качества связана
с тестирование выходов
Контроль качества связан
с применением статистических
методов и коррекцией
Обеспечение качества связано
с проактивным отношением к
качеству и стремлениями
Всеобщее управление
Известные специалисты в области TQM Ш. Шиба, А. Грэхем, Дж. Вальден (1992) описывают эволюцию в определении качества как соответствия 4 группам заинтересованных сторон:
качество, определяемое соответствием стандарту (характеризует этап массового производства 50-60-х и следования жестким производственным стандартам, часто устанавливаемым на государственном уровне и контролируемым государственными, региональными и внутренними органами контроля);
качество, определяемое соответствием применению (характеризует этап ориентации на конечную полезность продуктов и услуг для потребителей, определяемую на основе маркетинговых исследований и обратной связи от потребителей и характерный для 70-80-х);
качество, определяемое соответствием стоимости (характеризует этап нацеленности на обеспечение должного качества для потребителей и одновременное снижение затрат для обеспечения главной задачи - увеличения стоимости для акционеров, характерный для 80х-90х);
качество, определяемое соответствием
непроявленным (
Современный этап развития
методологии управления