Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:36, реферат
Водородная энергетика — экономичное и экологичное направление выработки и потребления энергии человечеством, основанное на использования водорода в качестве средства для аккумулирования, транспортировки и потребления энергии людьми, транспортной инфраструктурой и различными производственными направлениями. Водород выбран как наиболее распространенный элемент на поверхности земли и в космосе, теплота сгорания водорода наиболее высока, а продуктом сгорания в кислороде является вода (котороя вновь вводится в кругооборот водородной энергетики).
Водородная энергетика —
развивающаяся отрасль
Производство водорода
В настоящее время существует
множество методов
Паровая
конверсия природного газа / метана
В настоящее время данным способом
производится примерно половина всего
водорода. Водяной пар при температуре
700—1000 °С смешивается с метаном под давлением
в присутствии катализатора. Себестоимость
процесса $2–5 за килограмм водорода. В
будущем возможно снижение цены до $2–2,50,
включая доставку и хранение.
Газификация
угля.
Старейший способ получения
водорода. Уголь нагревают с водяным паром
при температуре 800—1300 °С без доступа
воздуха. Первый газогенератор был построен
в Великобритании в 40-х годах XIX века. США
предполагают построить электростанцию
по проекту FutureGen, которая будет работать
на продуктах газификации угля. Впервые
о планах подобного строительства заявил
еще в 2003 году министр энергетики США Спенсер
Абрахам. Электричество будут вырабатывать
топливные элементы, используя в качестве
горючего водород, получающийся в процессе
газификации угля. В декабре 2007 года была
определена площадка для строительства
первой пилотной электростанции проекта
FutureGen. В Иллинойсе будет построена электростанция
мощностью 275 МВт. Общая стоимость проекта
$1,2 млрд. На электростанции будет улавливаться
и храниться до 90 % СО2. Аналогичный проект
под названием «GreenGen» создан в Китае. Строительство
первой очереди электростанции мощностью
250 МВт начнётся в 2008 году. Общая мощность
электростанции составит 650 МВт.
Себестоимость процесса $2–2,5 за килограмм
водорода. В будущем возможно снижение
цены до $1,50, включая доставку и хранение.
Используя
атомную энергию.
Использование атомной энергии
для производства водорода возможно в
различных процессах: химических, электролиз
воды, высокотемпературный электролиз.
Себестоимость процесса $2,33 за килограмм
водорода. Ведутся работы по созданию
атомных электростанций следующего поколения.
Исследовательская лаборатория INEEL (Idaho
National Engineering Environmental Laboratory) (США) прогнозирует,
что один энергоблок атомной электростанции
следующего поколения будет производить
ежедневно водород, эквивалентный 750 тыс.
литров бензина.
Электролиз
воды.
2H2O+энергия = 2H2+O2. Обратная реакция
происходит в топливном элементе. Себестоимость
процесса $6–7 за килограмм водорода при
использовании электричества из промышленной
сети. В будущем возможно снижение до $4
за килограмм.
$7–11 за килограмм водорода при использовании
электричества, получаемого от ветрогенераторов.
В будущем возможно снижение до $3 за килограмм.
$10–30 за килограмм водорода при использовании
солнечной энергии. В будущем возможно
снижение до $3–4 за килограмм.
Водород
из биомассы.
Водород из биомассы получается
термохимическим или биохимическим способом.
При термохимическом методе биомассу
нагревают без доступа кислорода до температуры
500—800 °С (для отходов древесины), что намного
ниже температуры процесса газификации
угля. В результате процесса выделяется
H2, CO и CH4.
Себестоимость процесса $5–7 за килограмм
водорода. В будущем возможно снижение
до $1,0—3,0. В биохимическом процессе водород
вырабатывают различные бактерии, например,
Rodobacter speriodes.
Снижение цены водорода возможно при строительстве
инфраструктуры по доставке и хранению
водорода. В США действует 750 километров,
а в Европе — 1500 километров водородных
трубопроводных систем. Трубопроводы
действуют при давлении 10—20 бар, изготовлены
из стальных труб диаметром 25—30 см. Старейший
водородный трубопровод действует в районе
германского Рура. 210 километров трубопровода
соединяют 18 производителей и потребителей
водорода. Трубопровод действует более
50 лет без аварий. Самый длинный трубопровод
длиной 400 километров проложен между Францией
и Бельгией.
После небольших изменений водород может
передаваться по существующим газопроводам
природного газа.
Водород в настоящее время, в основном,
применяется в технологических процессах
производства бензина и для производства
аммиака. США ежегодно производят около
11 миллионов тонн водорода, что достаточно
для годового потребления примерно 35—40
миллионов автомобилей. Департамент Энергетики
США (DoE) прогнозирует, что стоимость водорода
сравняется со стоимостью бензина к 2015
году.
Малые стационарные приложения
Производство электрической и
тепловой энергии в топливных
элементах мощностью от 0,75 кВт до 10
кВт. Домашние энергетические станции
имеют мощность 0,75—1 кВт, предназначены
для выработки электроэнергии в течение
8 часов в сутки и выработки тепла и горячей
воды 24 часа в сутки. Установки мощностью
5 кВт предназначаются для нескольких
коттеджей. Они зачастую предназначаются
только для выработки электроэнергии.
Популярность малых домашних комбинированных
(электричество + тепло) установок связана
с тем, что они имеют высокий КПД, малые
выбросы СО2, легко могут быть встроены
в существующую инфраструктуру. Такая
энергетическая установка занимает размер
не больше домашнего бойлера, может работать
на природном газе. В 2005 году во всём мире
было установлено более 900 новых малых
стационарных водородных энергетических
установок (На 30 % больше, чем в 2004 году).
За 2006 год во всём мире установлено около
1500 новых малых энергетических станций.
В конце 2006 года во всём мире эксплуатировалось
около 5000 малых стационарных водородных
электростанций.
Технологии
Доминируют две технологии: PEM (протон-обменная)
и SOFC (твёрдо-оксидная). Около 75 % установок
в 2005 году были изготовлены по PEM технологии,
около 25 % — SOFC.
Топливо
Большая часть домашних станций разработана
для применения природного газа, пропана,
очень немногие могут работать со сжиженным
нефтяным газом (LPG). Многие производители
работают с керосином.
Перспективы
В 2006, как и в 2005 году большая часть малых
приложений была установлена в Японии.
Японская NEF (New Energy Foundation) объявила о начале
многолетнего демонстрационного проекта
применения малых стационарных топливных
элементов. Будет субсидирована установка
6400 топливных элементов. В 2005 году стоимость
1 кВт водородной бытовой станции в Японии
составляла 10 млн ? (примерно $87 000), работы
по ее установке стоили еще 1 млн ?. К середине
2008 года в Японии было установлено около
3000 бытовых энергетических установок
на водородных топливных элементах, а
их стоимость снизилась до 2 млн ? (примерно
$19 000). Япония уже имеет опыт использования
подобных программ. В 1994 году была принята
программа развития солнечной энергетики.
Японское правительство ежегодно вкладывало
$115 млн в установку фотоэлектрических
элементов на крышах домов. С тех пор установленные
мощности солнечной энергетики выросли
в 35 раз. Средняя стоимость фотоэлектрических
элементов снизилась на 75 %.
Стационарные применения
Производство электрической и
тепловой энергии в топливных
элементах мощностью более 10 кВт.
К концу 2006 года во всём мире было установлено
более 800 стационарных энергетических
установок на топливных элементах
мощностью более 10 кВт. Их суммарная
мощность — около 100 МВт. За 2006 год
построено более 50 установок суммарной
мощностью более 18 МВт. Технологии
В 2005 году среди новых установок лидировали
Расплавные Карбонатные Топливные Элементы
(MCFC). На втором месте по числу новых установок
были Фосфорнокислые технологии (PAFC). Протонобменные
технологии (PMFC) применялись, в основном,
в установках мощностью до 10 кВт и в автомобильных
приложениях.
Топливо
Хотя большая часть стационарных топливных
элементов в настоящее время работает
на природном газе, всё большее количество
установок использует альтернативные
виды топлива. В 2005 году усилился тренд
применения сингаза и биогаза. В 2005 году
биогаз вышел на второе место после природного
газа. В 2005 году были построены электростанции
(Япония, Германия), работающие на биогазе,
получаемом из древесных отходов, пластика,
муниципальных сточных вод. Водород и
керосин и в будущем будут занимать значительную
долю в нише малых стационарных установок
мощностью более 10 кВт. Гибридные установки:
топливный элемент газовая турбина. Для
повышения эффективности, снижения себестоимости
энергии и для утилизации тепловой энергии
применяются установки, совмещающие топливные
элементы и газовые турбины. Компания
FuelCell Energy (США) разработала гибридную версию
SOFC топливного элемента и газовой турбины.
В этой схеме топливный элемент производит
4/5 энергии, а остальную часть из тепловой
энергии — турбина. КПД данной схемы приближается
к 70 %. Испытывается электростанция мощностью
40 МВт, состоящая из 10 топливных элементов
и одной турбины мощностью 10 МВт.
Финансирование
В 2005 году в США был принят Энергетический
Билль. Билль предусматривает 30 % инвестиционные
налоговые кредиты до уровня $1000 за кВт
установленной мощности. Налоговые кредиты
будут выдаваться с 1 января 2006 по 1 января
2008 года. В Японии и Ю. Корее субсидируются
не конкретные проекты, а стоимость электроэнергии,
выработанной топливными элементами в
размере $0,015—0,02 за кВт·ч. В США и Японии
планируется строительство крупных тепло-электростанций
мощностью 40—700 МВт двойного и тройного
цикла с общим КПД более 80 % и выбросами
СО2 на 30 % меньше, чем на традиционных угольных
электростанциях.
Транспортные приложения
Производство электрической
Водородная
автомобильная инфраструктура
К концу 2008 года во всём мире функционировало
2000 водородных автомобильных заправочных
станций. Из общего количества заправочных
станций, построенных 2004—2005 году, всего
8 % работают с жидким водородом, остальные
с газообразным.
Планируется
строительство
General Motors заявлял о возможных планах строительства
12000 водородных заправочных станций в
городах США и вдоль главных автострад.
Стоимость проекта компания оценивает
в $12 млрд.
Водородное
шоссе
Отсутствие водородной инфраструктуры
является одним из основных препятствий
развития водородного транспорта. Решением
проблемы может стать применение водород,
а в качестве топлива для двигателя внутреннего
сгорания, или смесей топлива с водородом,
например, HCNG. В январе 2006 года Mazda начала
продажи битопливного автомобиля Mazda RX-8
с роторным двигателем, который может
потреблять и бензин, и водород. В июле
2006 года транспортная компания BVG (Berliner
Verkehrsbetriebe) из Берлина объявила о закупках
к 2009 году 250 автобусов MAN с двигателями
внутреннего сгорания, работающими на
водороде, что составит 20 % от автопарка
компании. В 2006 году Ford Motor Company начал выпуск
автобусов с двигателями внутреннего
сгорания, работающими на водороде. (см.
Автобусы Ford)
Компании
— основные игроки
Производители водорода:
Ёмкости для хранения водорода:
Оборудование для производства водорода:
BP — ключевой игрок в
Водородная
заправочная станция
Транспортные приложения
Автомобильный
транспорт
В 2006 году было запущено в эксплуатацию
около 100 новых автомобилей, автобусов,
мотоциклов и т. д. на топливных элементах.
К концу 2007 году в мире будет эксплуатироваться
около 900 транспортных средств. В автомобильных
приложениях преобладают PEM технологии.
В 2005 году был изготовлен всего один автомобиль
с PAFC топливным элементом — остальные
на PEM-технологиях. Разработчики смогли
снизить стоимость автомобильных водородных
топливных элементов с $275 за кВт мощности
в 2002 году до $110 за кВт в 2005. Департамент
Энергетики США (DoE) планирует снизить
стоимость до $30 за кВт мощности к 2020 году.
В марте 2006 года германский HyWays проект
опубликовал прогнозы проникновения водородного
автотранспорта на европейский рынок.
Воздушный
транспорт
Корпорация Boeing прогнозирует, что топливные
элементы постепенно заменят в авиации
вспомогательные энергетические установки.
Они смогут генерировать электроэнергию,
когда самолет находится на земле, и быть
источниками бесперебойного питания в
воздухе. Топливные элементы будут постепенно
устанавливаться на новое поколение Боингов
7E7, начиная с 2008 года.
Железнодорожный
транспорт
Для данных приложений требуется большая
мощность, а размеры силовой установки
имеют малое значение. Железнодорожный
исследовательский технологический институт
(Япония) планирует запустить поезд на
водородных топливных элементах в эксплуатацию
к 2010 году. Поезд сможет развивать скорость
120 км/ч, и проезжать 300—400 км без заправки.
Прототип был испытан в феврале 2005 года.
В США эксплуатация локомотива с водородным
топливным элементом мощностью 2 тысячи
л.с. начнётся в 2009 году.
Водный транспорт
В Германии производятся подводные лодки
класса U-212 с топливными элементами производства
Siemens AG. U-212 стоят на вооружении Германии,
поступили заказы из Греции, Италии, Кореи,
Израиля. Под водой лодка работает на водороде
и практически не производит шумов. В США
поставки SOFC топливных элементов для подводных
лодок могут начаться в 2006 году. Компания
FuelCell Energy разрабатывает 625 кВт топливные
элементы для военных кораблей. Японская
подводная лодка Urashima с топливными элементами
PEMFC производства Mitsubishi Heavy Industries была
испытана в августе 2003 года.
Складские
погрузчики
Чуть менее половины новых топливных элементов,
установленных в 2006 году на транспортные
средства, были установлены на складские
погрузчики. Замена аккумуляторных батарей
на топливные элементы позволит значительно
сократить площади, занимаемые аккумуляторными
цехами. Wal-Mart в январе 2007 года завершил
вторую серию испытаний складских погрузчиков
на топливных элементах.
Мобильные топливные эдементы
Производство электрической
энергии для мобильных
Водородная энергетика в России
В 1941 году техник-лейтенант войск
противовоздушной обороны (ПВО)защищавших
Ленинград во время Великой Отечественной
войны Борис Шелищ предложил использовать
"отработанный" водород из заградительных
аэростатов войск ПВО в качестве топлива
для двигателей автомобилей ГАЗ-АА. Полуторки
использовались в качестве транспортно-энергетической
единицы поста противовоздушной обороны.
Лебедка автомобиля, приводимая в движение
от двигателя ГАЗ-АА позволяла осуществлять
подъем-спуск аэростатов. Это предложение
было внедрено в 1941-1944 годах в блокадном
Ленинграде. Было оборудовано 400 водородных
постов ПВО. В условиях блокады и отсутствия
бензина перевод автомобилей с бензина
на водород позволил эффективно защитить
город от прицельного бомбометания самолетами
вражеской авиации.
В 1979 году под научным руководством Шатрова
Е.В. творческим коллективом работников
НАМИ в составе Кузнецова В.М. ( руководитель
группы НАМИ), Раменского А.Ю. (аспирант
НАМИ), Козлова Ю.А. (механик) был разработан
и испытан опытный образец микроавтобуса
РАФ, работающий на водороде и бензине.
В 1982 году Совет Московского автомеханического
института (МАМИ) рассмотрел диссертацию
Раменского А.Ю. (научный руководитель
Шатров Е.В.) на соискание ученой степени
кандидата технических наук по теме "Исследование
рабочих процессов автомобильного двигателя
на бензино-водородных топливных композициях".В
России это по-видимому первая диссертация,
в которой подробно изучались вопросы
теории рабочих процессов ДВС, работающего
на водороде . В конце 1980х-начале 90х проходил
испытания авиационный реактивный двигатель
на жидком водороде, установленный на
самолёте ТУ-154.
В 2003 году создана Национальная ассоциация
водородной энергетики (НП НАВЭ). В 2004 году
президентом ассоциации избран П. Б. Шелищ
сын легендарного "Водородного лейтенанта".
В 2003 году компания «Норильский никель»
и Российская академия наук подписали
соглашение о ведении научно-исследовательских
работ в сфере водородной энергетики.
«Норильский никель» вложил в исследования
40 млн долларов.
В 2006 году «Норильский никель» приобрел
контрольный пакет американской инновационной
компании Plug Power, являющейся одним из лидеров
в сфере разработок, связанных с водородной
энергетикой. Глава «Норильского никеля»
Михаил Прохоров заявил в феврале 2007 года,
что компания вложила в разработку водородных
установок $70 млн и уже есть «не просто
лабораторные, а действующие образцы»,
на внедрение которых уйдёт несколько
лет. Начало промышленной реализации «водородного
проекта», по его словам, намечено на 2008
год.