Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:45, реферат
Краткое описание
Становление механистической картины мира справедливо связывают с именем Галилео Галилея, который установил законы движения свободно падающих тел и сформулировал механический принцип относительности. Но главная заслуга Галилея в том, что он впервые применил для исследования природы экспериментальный метод вместе с измерениями исследуемых величин и математической обработкой результатов измерений. Если эксперименты спорадически ставились и раньше, то математический их анализ впервые систематически стал применять именно он.
Содержание
Введение...................................................................................................................3 Возникновение научных знаний............................................................................4 Научная рациональность........................................................................................5 Механистическая картина мира.............................................................................6 Приспособление организмов к окружающей среде..........................................9 Катастрофическая концепция...............................................................................10 Заключение.............................................................................................................14 Список использованных источников...................................................................15
В духовной деятельности в это
время доминировали установки на познание
и понимание мира, определяемые принципами
земной и небесной механики. В биологии
сформировался классический научный подход
к живому, определяющийся метафизической
логикой и подкрепляемый эмпирическими
фактами. Натурфилософская система понятий
("вечно неизменный мир", "целесообразность
установленных в природе порядков",
"лестница существ", "сила творения")
сменяется языком, черпаемый из механики
и физики ("неделимый атом", "неизменный
вид", "невесомая материя" – ''флюид")
и модифицированный для анализа развития
живых организмов.
Катастрофическая
концепция
На рубеже XVII-XIX вв., в геологии
сформировалась концепция катастрофизма,
раскрывающая процессы образования земной
коры и рельефа на ее поверхности. Идея
катастрофизма возникает в ходе рефлексивного
анализа когнитивного аспекта рациональности
в физике и механике. Потребность в рефлексивном
анализе "чужой" деятельности в единстве
ее составляющих возникает в силу не развитости
собственной. Движимые идей поиска объективной
истины, научное сообщество восходящей
науки стремится к ассимиляции позитивного
опыта других наук.
Механика к тому времени считалась
самой разработанной областью естествознания.
Принятые ею способы познания считались
как образцовые. Заимствованные из физики
методологические принципы предписывали
описать все геологические явления исходя
из метафизического (механистического)
представления о развитии природных тел.
Можно выделить следующие установки на
описание геологических реальностей:
а) установка на описание геологических
процессов, в которых движущей силой их
формирования и гибели усматриваются
катаклизмы. Учет этой особенности геологических
изменений считался непременным условием
описания в геологическом познании;
б) описать развитие земли и органический
мир предполагалось с учетом принципа
перерывов, т.е. допущения резких и быстрых
переворотов, приведших к коренным изменениям
неорганического и органического мира;
в) понимание описания как установление
корреляций между ископаемыми и населяющими
животными и растениями, между последовательностью
геологических слоев; г) установка на неизменяемость
органических видов в эволюционном процессе.
В общих чертах данная система
установок на описание геологической
действительности рассматривалась как
система норм описания, реализованных
в катастрофической концепции, и явилась
выражением рационализации метода описания,
разделяемого сообществом геологов. Содержание
этого метода в определенной степени совпадало
с принципами метафизического (механистического)
материализма, игравшими роль философского
основания в периоде формирования и развития
механистической картины мира. Например,
такая методологическая ограниченность
метафизического материализма, как односторонний
подход к сложным явлениям действительности,
тенденция к абсолютизации отдельных
природных сил и процессов была присуща
и для катастрофической концепции развития
земли.
Из этого можно сделать вывод
о том, что и философские принципы транслировались
имплицитно в геологию. Функция философских
принципов здесь проявляется в оправдание
геологического подхода к предмету своего
исследования. Не дает повода сомневаться
в истинности избранного для научного
поиска метода.
Трансляцию норм и правил описания
из механики в геологию нельзя рассматривать
как приспособление механистической картины
мира в геологическом познании. В силу
специфичности объекта геологического
исследования, движение, развитие земли
в концепции катастрофизма не редуцировалось
полностью к механическому движению объектов
физики, но в какой-то мере редуцировались
к философским основаниям механистической
картины мира: взгляды на развитие природных
явлений и их односторонняя абсолютизация,
лапласовский принцип жесткой детерминации
в его геологической модификации коррелировали
с принципом неизменяемости органических
видов и идеей о появлении новых форм жизни
после грандиозных переворотов на поверхности
земли.
Принцип лапласовского детерминизма,
согласно которому настоящее состояние
Вселенной необходимо рассматривать как
следствие ее предыдущего состояния и
как причину будущего, легший в основу
механистической картины мира, в его конкретизированной
форме применительно к геологии означал,
что поверхность Земли должна была испытать
громадные изменения, как следствие происходящих
процессов как внутри земли, так и в окружающей
ее пространстве. Даже небо, несмотря на
порядок в своих движениях, не является
неизменным.
Заключение
Дальнейшие шаги рационализации
научной деятельности приводят к ее усовершенствованию,
путем уточнения, конкретизации существующих
средств познания и одновременно вводом
новых, эффективных, наиболее адекватно
отражаемых особенности изучаемого объекта.
В изложенном материале становление рациональности
и обрамление ею познавательной деятельности
выглядит на первый взгляд просто. Но то
не совсем так. Рационализация исследовательской
деятельности не происходит однобоко,
под влиянием только научных представлений
и идей: этот процесс достаточно сложный,
выключающий в себя и подсознательные,
волевые элементы сознания исследователя,
и характер взаимодействия общества с
природой, и мировоззренческие установки
эпохи, и собственно-научные компоненты.
Рациональность не носит законченный
характер, она находится в постоянном
развитии в историческом измерении.
Исторические этапы ее развития-
это и периоды совершенствования познавательных
средств и методов, и этапы становления
разнообразных форм объективной истины,
и формирование несоизмеримых типов научной
рациональности.
Список использованных
источников
Келле В.Ж. наука как феномен культуры //наука и культура. М7,1984.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.47.
Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции //Структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978.
Ламарк Ж.Б. Философия зоологии
Т.4. М.,-Л., 1935.
См.: Лаплас П. Опыт философии
теории вероятностей. М., 1908.
Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. М.,1989.