Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 19:37, реферат
Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности.
Концепция математического образования
Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности. Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек, и обязанность общества - предоставить каждому возможность воспользоваться этим правом.
Значение математического образования
Математика
есть часть общего образования. Ныне ни
одна область человеческой деятельности
не может обходиться без математики - как
без конкретных математических знаний,
так и интеллектуальных качеств, развивающихся
в ходе овладения этим учебным предметом.
Школьное математическое образование
способствует:
овладению конкретными знаниями, необходимыми
для ориентации в современном мире, в информационных
и компьютерных технологиях, для подготовки
к будущей профессиональной деятельности,
для продолжения образования;
приобретению навыков логического и алгоритмического
мышления (способность анализировать,
отличать гипотезу от факта, критиковать,
понимать смысл поставленной задачи, схематизировать,
отчетливо выражать свои мысли и т.п.),
а так же развитию воображения и интуиции
(пространственные представления, возможность
предвидеть результат и т.д.);
формированию мировоззрения (понимание
взаимосвязи математики и действительности,
знакомство с методом математики, его
отличием от методов естественных и гуманитарных
наук, с особенностями применения математики
для решения научных и прикладных задач);
освоению этических принципов человеческого
общежития (интеллектуальная честность,
объективность, стремление к постижению
истины), воспитанию способности к эстетическому
восприятию мира (постижение красоты интеллектуальных
достижений, идей и концепций, познание
радости творческого труда);
обогащению запаса историко-научных знаний,
которые должны входить в интеллектуальный
багаж каждого современного культурного
человека (знакомство с основными историческими
вехами возникновения и развития математической
науки, судьбами великих открытий, именами
людей, творивших науку).
Принципы математического образования
Математическое
образование в 12-летней школе строится
с учетом следующих основных принципов:
- непрерывность, предполагающая изучение
математики на протяжении всех лет обучения
в школе;
-преемственность, предполагающая
взвешенный учет положительного опыта,
накопленного отечественным математическим
образованием, и реалий современного мира;
- вариативность методических систем,
предусматривающая возможность реализации
одного и того же содержания на базе различных
научно-методических подходов;
- дифференциация, позволяющая учащимся
на всем протяжении обучения получать
математическую подготовку разного уровня
в соответствии с их индивидуальными особенностями
(уровневая дифференциация) и предусматривающая
возможность выбора типа математического
образования в старшем звене (профильная
дифференциация).
Перечисленные принципы создают предпосылки
для гармонического сочетания в обучении
интересов личности и общества, для реализации
в практике преподавания важнейшей идеи
современной педагогики - идеи личностной
ориентации математического образования.
Цели математического образования
Роль математической
подготовки в становлении современного
человека определяет следующие цели школьного
математического образования:
приобретение конкретных математических
знаний, необходимых для применения в
практической деятельности, для изучения
смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся,
формирование качеств мышления, характерных
для математической деятельности и необходимых
человеку для полноценной жизни в обществе;
формирование представлений об идеях
и методах математики, о математике как
форме описания и методе познания действительности;
формирование представлений о математике
как части общечеловеческой культуры,
о значимости математики в развитии человеческой
цивилизации и современного общества.
Порядок перечисления этих целей не определяет
их иерархии, все они рассматриваются
как одинаково значимые для формирования
личности в процессе освоения математики.
Содержание математического образования
Школьное образование
складывается из следующих содержательных
компонент: арифметика, алгебра, геометрия,
элементы математического анализа, элементы
статистики и вероятность. В своей совокупности
они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране,
учитывают современные тенденции отечественной
и зарубежной школы и позволяют реализовать
поставленные цели на информационно емком
и практически значимом материале. Эти
содержательные компоненты, развиваясь
на протяжении всех лет обучения, естественным
образом переплетаются и взаимодействуют
в учебных курсах.
Арифметика
призвана способствовать приобретению
практических навыков, необходимых для
повседневной жизни. Она служит базой
для всего дальнейшего изучения математики,
способствует логическому развитию и
формированию умения пользоваться алгоритмами.
Для реализации этих функций требуется
уделять достаточное внимание арифметическим
(точнее логическим) методам решения задач,
культуре вычислений (оценка, прикидка,
сочетание устных, письменных и инструментальных
вычислений), наполнению учебного материала
задачами социально-экономической и жизненной
тематики.
Алгебра
нацелена на формирование математического
аппарата для решения задач из математики,
смежных предметов, окружающей реальности.
Язык алгебры в наибольшей степени выявляет
значение математики как искусственного
языка для построения математических
моделей, процессов и явлений реального
мира. Одной из основных задач изучения
алгебры является развитие алгоритмического
мышления, необходимого, в частности, для
освоения курса информатики, овладение
навыками дедуктивных рассуждении. Преобразование
символических форм вносит свой специфический
вклад в развитие воображения, способностей
к математическому творчеству.
Реализация указанных функций алгебры
предполагает внимание к осмыслению алгебры
как исторического обобщения арифметики,
к правилам конструирования математических
выражений, к способам преобразования
выражений различной природы (рациональных,
иррациональных, тригонометрических и
др.), решения соответствующих уравнений
и неравенств.
Геометрия
- одна из важнейших компонент математического
образования, необходимая для приобретения
конкретных знаний о пространстве и практически
значимых умений, формирования языка описания
объектов окружающего мира, для развития
пространственного воображения и интуиции,
для эстетического воспитания учащихся.
Изучение геометрии вносит свой особый
вклад в развитие логического мышления,
в формирование понятия доказательства
и овладение дедуктивным методом.
Уже с первых лет обучения следует знакомить
учащихся с фигурами на плоскости и в пространстве,
моделирующими реальные объекты, с измерением
геометрических величин, способами изображения
геометрических фигур и реальных объектов.
Обучение геометрии предполагает установление
оптимального и дидактически оправданного
баланса между наглядностью и логикой,
причем соотношение наглядного и логического
должно соответствовать возрастным возможностям
учащихся.
Элементы
математического анализа необходимы
для получения школьниками конкретных
знаний о функциях как важнейшей математической
модели для описания и исследования разнообразных
процессов (равномерных, равноускоренных,
экспоненциальных, периодических и др.),
для формирования у учащихся представлений
о роли математики в развитии цивилизации
и культуры.
В школе должно быть уделено достаточное
внимание:
изучению реальных зависимостей различными
средствами (аналитическими, графическими,
инструментальными), формированию умения
пользоваться различными языками описания
функций. Изучение конкретных функций
и их свойств, начинающееся в основной
школе, завершается в старшем звене ознакомлением
с идеями дифференциального исчисления
и понятием интеграла, подходы к изложению
которых реализуют, прежде всего, мировоззренческие
и общекультурные цели математического
образования.
Элементы статистики и вероятность становятся
обязательной компонентой школьного образования,
усиливающей его прикладное и практическое
значение. Этот материал необходим, прежде
всего, для социальной адаптации человека
в динамично изменяющемся обществе, для
формирования функциональной грамотности
- умений воспринимать и анализировать
информацию, представленную в различных
формах, понимать вероятностный характер
многих реальных зависимостей, производить
простейшие вероятностные расчеты для
принятия решений.
При изучении вероятности и статистики
обогащаются представления о современной
картине мира и методах его исследования,
формируется понимание роли статистики
как источника социально значимой и научной
информации, закладываются основы вероятностного
мышления.
Структура курса
Предлагается следующая
структура курса математики в школе.
Начальная
школа
- 1-4 классы - Математика
Основная
школа
- 5-7 классы - Математика
- 8-10 классы - Алгебра, Геометрия
Старшая
школа
- 11-12 классы:
А - Математика
В - Алгебра и элементы анализа, Геометрия
С - Алгебра и элементы анализа, Геометрия
Прибавление года на изучение общего курса
"Математика" в основной школе позволит
более основательно подготовить учащихся
к изучению математических курсов в 8-12
классах (повысить их интеллектуальный
уровень, сформировать более прочные базовые
арифметико-алгебраические и геометрические
умения, дать начальную логическую подготовку).
В начальной и основной школе курсы математики
строятся на основе единого
содержания, и профилирования не предполагается.
В то же время, начиная с 9 класса предусматривается
возможность изучения углубленного курса
математики (это обусловлено тем, что устойчивый
интерес к математике формируется, как
правило, к 14-15 годам). При этом 9-10 классы
целесообразно рассматривать как ориентационный
этап в системе углубленного изучения
математики, позволяющий ученику проверить
правильность сделанного им выбора.
Старшая школа строится на основе профильной
дифференциации. С точки зрения обучения
математике, все профили в зависимости
от роли, которую играет в них математика,
объединяются в три направления - общеобразовательное,
общенаучное и математическое. Во
всех трех направлениях курс математики
опирается на общеобразовательный курс
основной школы (эта позиция учитывает,
прежде всего, необходимость предоставления
каждому ученику возможности реализации
своего потенциала в области математики,
который, как известно, может проявиться
и на более поздней стадии обучения).
Для общеобразовательного направления
предлагается общий курс (курс А), специфической
особенностью которого должна быть явно
выраженная гуманитарная направленность,
т.е. специальная ориентация на интеллектуальное
развитие человека, на знакомство с математикой
как с областью человеческой деятельности,
на формирование тех знаний и умений, которые
необходимы для свободной ориентации
в современном мире. Этот курс может быть
выбран теми учащимися, которых интересуют,
например, языки, искусство, художественное
творчество, спорт и т.п. Задача обеспечения
возможности поступления в высшие учебные
заведения по специальностям, связанным
с математикой, этим курсом не ставится.
Курс математики для общенаучного направления
(курс В) целесообразно представить в двух
вариантах в соответствии с особенностями
процесса математизации в естественно-научных
и научно-гуманитарных областях знаний.
В качестве альтернативы создания двух
отдельных курсов математики для общенаучного
направления возможно существование и
одного курса, обеспеченного достаточным
числом дополнительных модулей, учитывающих
специфику конкретного профиля обучения.
Для математического направления предназначен
углубленный курс (курс С), идет ли речь
о собственно математическом, физико-математическом
или "информатическом" профиле обучения.
Изменение:Этот
курс может быть реализован в двух формах
- как продолжение углубленного изучения
математики, начатого в основной школе,
и начиная с 11 класса, что особенно важно
для реализации профилирования обучения
в старших классах в сельских школах и
школах малых городов.
Соответствующий курс математики должен
создать условия не только для поступления
в любое высшее учебное заведение по специальностям,
требующим высокого уровня владения математикой,
но и для успешного обучения в соответствующем
вузе.
Именно учащиеся профилей общенаучного
и математического направлений составят
основу кадрового потенциала, обеспечивающего
научный, технический, технологический
и социальный прогресс российского общества,
поэтому их математическая подготовка
должна быть не ниже общемировой.
Изменение:В
начальной и основной школе математика
является предметом общего образования;
обучение в старшей школе предполагает
определенную профессиональную ориентацию
учащихся, а курсы математики в общенаучном
и математическом направлениях носят
специализирующий характер. Это естественным
образом определяет распределение материала
между основной и старшей школой, а также
содержательное наполнение профилированных
курсов.
Так, алгебраическое содержание в основной
школе может группироваться вокруг понятия
"рациональное выражение", а материал,
связанный с иррациональными, показательными
и логарифмическими выражениями, относится
к старшему звену. Тригонометрический
материал, связанный с решением треугольников
и важный с общеобразовательной точки
зрения, рассматривается в курсе геометрии
основной школы, а тригонометрические
функции числового аргумента, преобразования,
уравнения - все это вопросы старшей школы.
При этом в общем курсе акцент делается
на идейном материале - графиках тригонометрических
функций, а в специализирующих курсах
должно быть уделено достаточное внимание
формированию аппарата. С идеей экспоненциального
роста учащихся можно познакомить в основной
школе в ходе изучения геометрической
прогрессии, в то же время собственно показательная
функция, соответствующие преобразования,
уравнения должны быть отнесены к старшему
звену, причем объем и уровень соответствующего
материала должны дифференцироваться
в зависимости от типа курса. Еще одним
примером является вопрос о координатах
и векторах. Представление о них формируется
в основной школе, тогда как координатный
и векторный методы как аппарат могут
рассматриваться в старшей школе.
Межпредметные связи
В условиях вариативности
программ и учебников, многообразия подходов
к структуре курсов кардинальным образом
меняется взгляд на межпредметные связи.
В целом ряде случаев математика должна
стать не источником, а потребителем знаний,
предложенных на уроках естествознания
и др., опираться на представления, сформированные
при изучении этих дисциплин.
Существенно новый аспект межпредметных
связей возникает в связи с включением
в содержание обучения математике элементов
теории вероятностей и статистики, и в
частности, комбинаторики как базовой
компоненты вероятности в дискретных
моделях. Это не только создает очевидные
новые возможности для построения статистических
теорий в физике и изучения генетики в
биологии, но и ставит проблему реализации
взаимосвязей между математикой и предметами
гуманитарного цикла.
Принципиально важным в плане межпредметных
связей является обучение математическому
языку как специфическому средству коммуникации
в его сопоставлении с реальным языком.
Грамотный математический язык является
свидетельством четкого и организованного
мышления, и владение этим языком (понимание
точного содержания предложений, логических
связей между предложениями) распространяется
и на владение естественным языком и тем
самым вносит весомый вклад в формирование
и развитие мышления человека в целом.
В то же время объективные связи между
естественным и математическим языком
настолько глубоки, что межпредметные
связи между обучением математике и языкам
- как родному, так и иностранным - также
потенциально являются двусторонними.