Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:56, реферат
Согласно определению стандарта ИСО-МЭК-2 стандартизация - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного исследования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Комплексная стандартизация. Комплексная стандартизация есть целенаправленное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к объекту стандартизации в целом, так и к его основным элементам. Применительно к промышленной продукции это установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовых изделий и материалов для их изготовления.
Опережающая стандартизация. Этот метод в сути своей заключается в установлении повышенных по отношению к достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в дальнейшее время. Повторим, что положительный эффект опережающей стандартизации может быть достигнут только при достоверных прогнозах. Поскольку риск составить недостоверный прогноз существует всегда, при реализации программ опережающего развития стандартизации нужно подходить к решению задач очень осторожно.
Органы и службы систем стандартизации РФ
В соответствии с «Законом
об обеспечении единства измерений»
на территории РФ функционируют региональные
органы Государственной
На территориальные органы
Госстандарта - центры стандартизации
и метрологии - возлагается ответственность
за осуществление государственного
метрологического надзора и контроля
на территориях республик в
Государственный метрологический
контроль включает в себя лицензированные
деятельности юридических и физических
лиц по изготовлению, ремонту, продаже
и прокату средств измерений.
Государственный
Рассматривая функции
территориальных органов
Важнейшими структурными элементами Государственной системы стандартизации (ГСС) являются органы и службы стандартизации, комплекс стандартов и система контроля за внедрением и соблюдением стандартов. ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи с распадом системы стандартизации стран Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и с установлением государственной самостоятельности РФ. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов и нормативных документов по стандартизации. Этот фонд представляет собой четырехуровневую систему.
I уровень - Техническое законодательство РФ.
II уровень - Государственные
стандарты и общероссийские
III уровень - Стандарты
отрасли и стандарты научно-
IV уровень - Стандарты
предприятий и технические
Правовую основу ГСС представляют законы РФ:
«О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг».
Ряд положений, регламентирующих деятельность ГСС, изложена в «Законе об охране прав потребителей».
Следует отметить, что законодательная база ГСС РФ находится в стадии становления. Для сравнения: в США только на защиту интересов потребителей принято более 150 законов, в Японии - более 50 общенациональных законов. Существуют, например, законы о питании, о маркировке товаров, о безопасности и т. п. В Европейском Союзе техническое законодательство также очень развито.
Как уже указывалось, государственное управление системой стандартизации в РФ осуществляет Госстандарт РФ. Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике России (Госстрой РФ). Ряд основополагающих документов по стандартизации вводят Минздрав РФ (санитарные нормы и правила), Госстрой РФ (строительные нормы и правила), Министерство образования РФ и т. д. Руководит и координирует всю эту деятельность Госстандарт РФ через свои территориальные органы (ЦСМ), метрологическая деятельность которых рассмотрена в предыдущей главе. В области общей стандартизации территориальные органы осуществляют надзор и контроль за выполнением требований действующих стандартов, организуют работы по стандартизации и контролю качества продукции на подведомственной им территории.
Государственный контроль и надзор за исполнением требований государственных стандартов осуществляется территориальными органами (ЦСМ). Объектами ГКиН являются продукция, услуги, техническая документация, технологические процессы. Сущность категорий надзора и контроля одна и та же. Отличие имеет место толь ко в полномочиях субъектов, их осуществляющих. Надзор осуществляется в отношении к объектам, не находящимся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом предприятии. Те же действия в отношении к предприятиям Госстандарта являются контролем. То же самое относится к другим государственным органам, которым дано право контролировать выполнение требований стандартов, например комитеты, службы экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, охраны здоровья, горного дела, транспорта, торговли, архитектуры и строительств а и т. д.
В тех областях деятельности, где требуется соблюдение государственных стандартов, функции контроля и надзора осуществляет Госстандарт РФ. От имени Госстандарта эта работа проводится должностными лицами - государственными инспекторами по надзору за исполнением требований государственных стандартов. Государственные инспекторы осуществляют координацию работ по надзору, которым занимаются в общей сложности 20 различных министерств и ведомств. Эта координация должна обеспечивать согласование планов проверок, проведение комплексных совместных проверок, обмен информацией о результатах проверок, выпуск совместных информационных материалов. Осуществление Государственного контроля и надзора регулируется правилами ПР 50.1.003 и Рекомендациями по стандартизации Р 50.1.005, Р 50.1.006, Р 50.1.013.
Основная форма деятельности ГКиН - выборочная проверка, в процессе которой проверяются основные требования стандартов. При наличии нарушений составляется акт проверки установленной формы, который является основанием для выдачи предписаний о наложении штрафов. Госинспектор при этом выдает субъекту хозяйственной деятельности предписание и направляет информацию о нарушениях соответствующим органам исполнительной власти, другим органам ГКиН, общественным организациям потребителей. В связи с предстоящим широким внедрением в практику сертификации продукции и услуг, т. е. подтверждения их соответствия требованиям стандартов, на органы ГКиН возлагаются функции соблюдения правил подтверждения соответствия путем составления декларации о соответствии качества продукции стандартам на нее.
Характеристика стандартов разных категорий
Под категорией стандарта подразумевается статус документа в зависимости от сферы действия, а также вид документа в зависимости от назначения и содержания.
В зависимости от сферы действия, как уже указывалось, различают стандарты государственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы), стандарты научно-технических, инженерных обществ и общественных объединений (СТО) и стандарты предприятий СТП.
В зависимости от назначения и содержания разрабатываются следующие стандарты: основополагающие, на продукцию и услуги, на работы и процессы и на методы контроля.
Государственные стандарты (ГОСТы) принимаются Госстандартом РФ. Порядок их разработки установлен ГОСТ 1.2. Разработка включает стадии:
ГОСТ 1.2 регламентирует процедуры внесения измерений в стандарт, пересмотра и отмены стандарта.
При стандартизации общетехнических и организационно-методических объектов в государственных стандартах устанавливаются положения, обеспечивающие единство при разработке, производстве и эксплуатации. Сюда входят, как правило, требования по стандартизации, сертификации, постановке на производство, правила оформления технической документации, правила обеспечения качества, типоразмерные ряды и типовые конструкции, классификация и кодирование, метрологические и общетехнические правила и нормы.
При стандартизации продукции и услуг в государственные стандарты включают обязательные требования к качеству продукции, обеспечение безопасности для потребителя, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, методы контроля, маркировку и правила безопасного использования продукции.
Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ-Р), регистрационного номера и через тире двух последних цифр года принятия. В обозначении ГОСТов, входящих в комплекс или в систему стандартов, в регистрационном номере первые цифры сточкой определяют шифр комплекса государственных стандартов.
Межгосударственные стандарты, обозначаемые аббревиатурой ГОСТ без буквы Р есть стандарты бывшего СССР, которые применяются на территории РФ без переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта или Госстроя РФ.
Стандарты отраслей (ОСТы) разрабатываются для использования в масштабах определенной совокупности объектов хозяйственной деятельности (отрасли), разрабатывающей или производящей продукцию. Понятие отрасли формируется при этом независимо от ведомственной принадлежности или форм собственности производителей. Стандарты отраслей так же, как и государственные стандарты, разрабатывают двух видов - на организационно-технические и общетехнические объекты и на продукцию и услуги. ОСТ применяют предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Условием обязательного исполнения требований ОСТ является включение ссылки на него в договор или в техническую документацию изготовителя продукции.
Обозначение стандарта отрасли
состоит из индекса ОСТ, условного
обозначения ведомства или
Стандарт научно-технических, инженерных обществ и общественных объединений (СТО). Стандартизации на этом уровне подлежат принципиально новые виды продукции, услуг, методов испытаний, нетрадиционные технологии, а также прочие виды деятельности, которые по решению членов общества желательно иметь в качестве стандарта.
Категория СТО - сравнительно новый вид стандартизации, введенный у нас в стране в 1992 г. Общие требования к ОСТ и СТО установлены ГОСТР 1.4-93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».
Разработка СТО - результат
научно-исследовательских
Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и через тире - двух последних цифр года утверждения стандарта.
Стандарты обществ (СТО) в
ряде случаев принимаются на новые
виды продукции в качестве апробации
перед разработкой стандарта
более высокого уровня - ОСТ или
ГОСТ. Если для отечественной
Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности на создаваемую на данном предприятии продукцию, процессы и услуги, а также для обеспечения применения на предприятии стандартов других категорий (ГОСТ, ОСТ, СТО). Основное назначение СТП - решение внутренних проблем стандартизации на данном предприятии. СТП обязателен только для работников данного предприятия. Основное его назначение - решение внутренних задач предприятия. Согласно законам РФ стандарты предприятий могут разрабатываться на продукцию и услуги, но пока в российской практике СТП на поставляемую продукцию не распространяются. За рубежом аналогичные документы оформляются как «фирменные стандарты», требования которых являются более жесткими в сравнении со стандартами государственными. Российское законодательство подобные действия не запрещает.