Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:37, статья
Одной из форм содействия овладению учащимися способами самостоятельного добывания, активного усвоения и применения знаний являются рабочие тетради.
Их достоинства неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени ученика за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия, т.е. на печатной основе, и, как следствие, возможность решения большего числа задач. Эти пособия прежних лет чаще всего представляли собой краткие сборники задач; в них отсутствовала вариативность задания; они редко ориентировали учащихся на усвоение теоретических понятий.[1] Сегодня мы стали свидетелями создания нового поколения рабочих тетрадей - это виртуальные рабочие тетради.
Основные подходы к разработке виртуальных рабочих тетрадей как средств обучения физики
ФГБОУ ВПО «ШГПУ»,
магистрант 2 курса Ладыгина А.В., Дементьев А.С.
Одной из форм содействия овладению
учащимися способами
Их достоинства неоспоримы: системный
подбор постепенно усложняющихся заданий;
экономия времени ученика за счет
выполнения работы непосредственно
на страницах пособия, т.е. на печатной
основе, и, как следствие, возможность
решения большего числа задач. Эти
пособия прежних лет чаще всего
представляли собой краткие сборники
задач; в них отсутствовала
В последнее время учебные пособия в форме виртуальных рабочих тетрадей, получили широкое распространение как в средних и старших классах, так и в начальной школе. Кроме этого, всё чаще их используют при работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении общеобразовательных программ.
Такие тетради не только информативны, они организуют самостоятельную работу ученика. Предлагая выполнить те или иные задания на разлинованном пространстве, они требуют от ученика особой ответственности за то, чтобы написанное слово было адекватно по значимости печатному. Комплексность и комплектность- вот главное их достоинство.
Современная рабочая тетрадь - это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на ее страницах. Это позволит сэкономить время, что обеспечит возможность решения большего числа различных задач за меньшее количество времени и, как следствие, положительно скажется на качестве подготовки. Чтобы школьник мог осознанно и самостоятельно выполнять задания, он должен знать основные теоретические положения прорабатываемой темы.
Поэтому в рабочие тетради имеет смысл включить кратко сформулированные основные теоретические сведения по данной теме или разделу, на основе которых ученик мог бы наблюдать, искать, доказывать, проверять, экспериментировать, открывать и обобщать. Удобно, если эти сведения будут у школьника "под рукой", т.е. на первой странице. Это позволит ему чаще обращаться к теоретическим вопросам темы, что облегчит ее заполнение.
Решение любой задачи происходит обычно на основе теоретических знаний. Дело значительно упрощается, если ученик знает алгоритм решения, т.е. осознает, с чего начать и в какой последовательности продолжать. Чтобы подготовить учеников к решению типовых задач, на страницах рабочей тетради полезно показать характер и последовательность их выполнения, т.е. познакомить их с алгоритмами.[2]
В свою очередь, учителю необходимо показать возможные пути поиска решения, учить самостоятельно составлять алгоритмы решения задач. В рабочую тетрадь следует также включить задания творческого характера, при решении которых требуется проявить свои, хоть и первоначальные способности и знания к составлению таких алгоритмов.
Сочетание краткого содержания теоретических основ темы и алгоритмов решения типовых задач представляет собой так называемый информационный комплекс. Это первый раздел каждой темы, рассматриваемой в рабочей тетради. Вторым основным разделом каждой рассматриваемой темы является система различных задач, упражнений либо вопросов для классной и домашней самостоятельной работы учащихся. В этот раздел следует включить несколько различных видов типовых задач. Это обеспечивает определенный тренаж, вырабатывает сноровку в ориентации и решении, повышает качество усвоения материала. Нетиповые задания могут быть предложены вниманию школьников лишь после освоения типовых. Это способствует целенаправленному и интенсивному развитию мышления школьников, формированию их творческих способностей.
Рекомендуется так же предложить учащимся дополнительные сведения: примечания, исторические данные, справки, отсутствующие в учебнике, выводы и резюме. Это нужно, чтобы расширить кругозор школьников, конкретизировать учебный материал, оформив его в виде кратких выводов. А чтобы сформировать у них умения и навыки контроля и самоконтроля в ходе самостоятельной деятельности, предложить контрольные вопросы.
Рабочая тетрадь значительно упрощает применение визуальных средств, так как она позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, включает дифференцированные задания на самостоятельную работу, упрощает материально-техническое обеспечение занятий.
В рабочих тетрадях используются те же условные обозначения, что и на других средствах визуализации, но также вводятся некоторые условные обозначения, которые позволяют акцентировать внимание на отдельных видах учебно-познавательной деятельности. Например, П - подумай над вопросом, Т - творческое задание $: - твое мнение и т.д. Большое значение имеет введение различных фигур. Допустим, овал означает задание для самостоятельной работы, прямоугольник - вспомним пройденное, облако - контрольные вопросы. Особое свойство имеет цвет, которым учащиеся пользуются при заполнении рабочий тетради: свои записи во время занятия предлагается выполнять синим цветом, самостоятельную работу на уроке - зеленым, а домашнюю работу выполнять черным.
А так же полезен список литературы, позволяющий школьникам познакомиться с версиями других авторов и более полно и глубоко освоить изучаемую тему. Это завершающий раздел по каждой рассматриваемой в рабочей тетради теме, т.е. обобщение и заключение.
Итак, структура и содержание рабочей тетради определяется следующим образом:
Рабочая тетрадь разрабатывается в полном соответствии с современными школьными программами.
Структура и содержание
Преимущества использования
Рабочая тетрадь призвана быть дополнением к основному учебному материалу. Поэтому она не заменит школьный учебник. Это дидактический материал к нему.
Список литературы
1. Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. Пособие для преп. учреждений СПО . – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
2. Основы методики преподавания физики: Общие вопросы. / Под.ред. Л.И. Резникова.-М. Просвещение, 1965.374 е.,ил.