Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 18:03, курсовая работа
Краткое описание
Шах Мохаммед Реза Пехлеви в 1960-1970-е гг. заявил, что превратит Иран в индустриально развитую страну. И естественно, прерогатива делалась атомную энергетику. Пехлеви совершил многочисленные визиты в западные страны по поводу атомной энергетики. Шах в 1974 г. обнародовал программу развития атомной энергетики. Предполагали построить 23 ядерных реакторов с целью обеспечения энергетической независимости страны.
Итак, современная ядерная пpoгpaмма
Ирана во многом основана на планах развития
атомной энергетики, принятых при шахе
в 1974 г., и включает развитие ядерно-топливного
цикла параллельно с развитием атомной
энергетики. Иран и сейчас, и во времена
шаха, рассматривает развитие атомных
технологий не только как средство сдерживания,
но и как элемент национального престижа
и атрибут регионального гегемонизма
на Ближнем Востоке, а в перспективе, возможно,
лидерства во всем исламском мире.
1.3 Ядерное оружие
Проблема
ядерного оружия постоянно сопровождала
иранскую программу развития атомной
энергетики. При шахе Пехлеви страна придерживалась
официальной позиции, что у Ирана нет интереса
к ядерному оружию, и заявлялось исключительно
о мирном развитии атомной энергетики.
Однако, в тоже время шах заявлял о приобретении
военной мощи к 1985 году, сравнимую с мощью
Франции, Германии, Великобритании, не
уточняя, каким именно составляющим вооруженных
сил. Единственным
известным публичным заявлением шаха
в поддержку интереса к военному использованию
атома, было интервью французской газете
«Les Information» накануне официального визита
в Париж в июне 1975 г. На вопрос, надеется
ли Иран однажды обзавестись ядерным оружием,
шах ответил: «Без каких-либо сомнений
и раньше, чем кто-либо думает»23. В целом же,
шахский Иран имел положительный имидж
в области нераспространения ядерного
оружия, в 1958 г. став членом Международного
агентства по атомной энергии, а с 1970 г.
– членом ДНЯО.
Решение
о создании военной ядерной
программы, очевидно, было принято
руководством страны в 1990-х гг.
Уже к 1996 году появились признаки
военной ядерной программы Ирана.
Существенно усилились работы
в данном направлении в 2000-х
годах. Так, в феврале 2003 г. Тегеран
признал факт постройки 100 центрифуг
по обогащению урана на экспериментальном
производстве в Натанзе. В мое 2003
г. Франция предоставила группе ядерных поставщиков
материалы, обвиняющие Иран в осуществлении
военной ядерной пpoгpaммы. В авгесте того
же года появилась информация об обнаружении
следов высокообогащенного ypaна на предприятии
в Натанзе. Отметит, что создание ядерное
оружие на основе высокообогащенного
урана намного упрощает этот процесс.
В сентябре
2004 года Институт науки и международной
безопасности (США) публикует спутниковые
фотоснимки, на которых, по мнению экспертов,
запечатлён секретный ирaнский полигон
для разработки ядерного оружия в 30 км.
к юго-востоку от Тегерана, в местечке
Парчин. Через два дня после этого МАГАТЭ
принимает резолюцию, в которой от Ирана
требуется в срок до 25 ноября 2004 г. прекратить
все работы, связанные с обогащением урана,
и открыть свои объекты для международной
инспекции. Иран в свою очередь посчитал
это оскорбительным и отказал МАГАТЭ в
выполнении их требований. 21 сентября
2004 г. Тегеран сообщает о широкомасштабной
переработке урановой руды – первого
этапа обогащения урана. Президент страны
Мохаммад Хотами заявил, что ИРИ не собирается
создавать ядерное оружие, «т.к. это это
будет противоречить нашей религии и культуре».
Однако, уже вскоре на военном параде в
Тегеране демонстрируются новые ирaнские
ракеты средней дальности «Шехаб-3» с радиусом
действия от 1300 до 1700 км, созданные на основе
северокорейских ракет «Нодон-1».
На протяжении всех последующих
лет было принято несколько резолюций
МАГАТЭ и Совета Безопасности ООН (СБ ООН)
в отношении Ирана, в которых страну призывали
прекратить на длительный срок или полностью
прекратить всю деятельность, связанные
с обогащением урана, включая научно-исследовательские
работы. Ирану предъявлялись ноты протеста,
вводились санкции. В ответ Тегеран отказывался
выполнять резолюции МАГАТЭ. Но следует
отметить, что Иран беспрепятственно пускал
на свою территорию представителей МАГАТЭ
для проведения соответствующих инспекций
на своих ядерных объектах.
8 ноября
2011 г. МАГАТЭ опубликовало отчёт по поводу
ядерной пpoгpaммы Ирана. Отчет прямо указывал
на стремление ИРИ создать ядерную бомбу.
Документ не оставляет сомнений – Тегеран
приближается к «ядерному клубу». В этом
же отчете опровергается позиция Ирана
о мирном характере развития атомной энергетики.
В конце
февраля 2012 г. в Иран были отправлены эксперты
МАГАТЭ по проверке на наличие разработки
ядерного оружия, однако через три дня
эксперты МАГАТЭ были выдворены из страны.
В марте
2012 г. состоялась всемирная конференция
по ядерной безопасности, инициатором
которой стала Южная Корея. Конференция
по ядерной безопасности в Сеуле начиналась
с темы по ядерной пpoгpaмме Ирана и КНДР.
Конференция не принесла большого результата.
Иран в Сеуле подтвердил, что и дальше
будет обогащать ypaн.
Ситуации
вокруг ядерного вопроса Ирана так и не
получил какого-либо полного разрешении.
Иран с одной стороны и западное общество
с другой так и не могут прийти к какому-либо
компромиссу. Тегеран так же стоит на своем,
продолжая заявлять о мирном характере
развития своей ядерной энергетики. Страна
также не отказывается от своих обязанностей
члена ДНЯО, но выказывает недовольство
насчет Израиля, который имея ядерное
оружие, не входит в ДНЯО. С точки же зрения
Совета Безопасности ООН Иран, как член
ДНЯО, должен предоставить более убедительные
доказательства мирного характера своей
ядерной пpoгpaммы, сделать её прозрачной.
Итак, наибольшую
опасность для мирового сообщества сейчас
представляет ypaновая военная пpoгpaмма
Ирана. Сам Иран не признаёт, что занимается
разработкой ядерного оружия, но имеются
признаки, что такая разработка ведется.
Мировое сообщество возражает против
того, чтобы Иран обогащал ypaн на своей
территории, опасаясь, что в этом случае
Тегеран непременно приступит к созданию
ядерного оружия. Иран же отказывается
идти на какие-либо компромиссы и подчёркивает
свое право на развитие ядерной пpoгpaммы.
Глава 2 Отношение России и
Запада к ядерной программе Ирана
2.1 Российско – Иранское сотрудничество
в ядерной энергетике
Россия
является одним из главных партнеров Тегерана
в области ядерных исследований. Между
Россией и Ираном были подписаны ряд соглашений
о сотрудничестве в этой сфере. В частности, в 1992 г. было заключено
Соглашение «Об использовании ядерной
энергии в мирных целях». Оно включало
в себя строительство АЭС и сотрудничество
в области ядерной энергетики. Планировались
возможности поставок в ИРИ исследовательных
ядерных реакторов и совместные научные
исследования, производство изотопов
для медицины и техники, также подготовка
иранских специалистов в России. Ирaнская
сторона ратифицировала соглашение в
апреле 1993 г., что послужило основой для
контрактов, которые прошли нелегкий путь
согласования. Так, например, положения
контракта на завершение строительства
АЭС в Бушере были окончательно согласованы
в 1995 г. и был заключен контракт стоимостью
в 800 млн. долл.24 Помимо этого, 5 января 1995 г.
был подписан контракт на завершение строительства
первого энергоблока в Бушере, подписанный
Зарубежатомэнергостроем и ОАЭИ.25 Экономическая выгода для России
«бушерского контракта» довольно велика.
80 % стоимости работ должна оплачиваться
Ираном в твердой валюте, а 20 % – в виде
поставок товаров. Стоимость строительства
только первого энергоблока оценивается
в 800 млн. дол., а сооружение еще трех
обойдется в 3 – 3,5 млрд. дол.26
Российско-иранский контракт,
вступивший в силу 12 января 1996 года, предполагал,
что российская сторона завершит строительство
первого реактора АЭС в Бушере за 55 месяцев.
Однако строительство не было закончено
в срок. Россией – в свое оправдание –
приводится несколько причин:
• Задержка в работе была вызвана
тем, что необходимая документация на
80 тыс. единиц оборудования и элементов
конструкций, поставленных немецкой фирмой
Siemens в конце 1970-х гг. и пролежавших на складе
более 20 лет, частично отсутствовала. Обследование
немецкого оборудования затяну лось на
несколько лет, в итоге же только 47 тысяч
единиц оборудования были признаны годными.27
• Другой проблемой для генерального
подрядчика на строительство Бушерской
АЭС ВПО «Зарубежатомэнергострой» стал
поиск кредитов на оплату оборудования,
произведенного российскими предприятиями,
так как выданный иранской стороной аванс
в размере 60 млн. долларов был недостаточен
для оплаты оборудования, изготовленного
российскими субподрядчиками.
• Третьей причиной задержки
стало то, что российская сторона переоценила
возможности иранских строителей, обязанных, согласно протоколу переговоров
1995 года, выполнить часть строительных
и монтажных работ, которые, однако, выполнены
не были.28
В начале 2000-х гг. сотрудничество
в атомной сфере стало для России особо
актуальным. Россия придает особое значение
сотрудничеству с Ираном по нескольким
причинам. В первую очередь в этом заинтересована
Федеральное агентство по атомной энергии.
Во-вторых, сотрудничество в сфере атомной
энергетики принесет России большую прибыль.
В самом начале 2006 г. обострился
ирaнский ядерный кризис: Иран заявил о
намерении возобновить полномасштабные
исследования в области использования
атомной энергии. В свою очередь, страны
ЕС и США заявили, что переговоры окончательно
зашли в тупик, и встал вопрос о переносе
«ирaнского досье» в СБ ООН, что и было
сделано в конце марта 2006 г.
В сложившейся ситуации значительный
интерес вызвало предложение России. В.В.
Путин 25 января 2006 г. выдвинул инициативу
создания на территории России и других
ядерных держав системы международных
центров по предоставлению услуг ядерного
топливного цикла, включая обогащение
ypaна. Россия фактически предложила свой
план решения «ирaнского вопроса». Однако
российское предложение Ираном было отклонено.
В январе 2006 г. позиция Москвы
в отношении «ирaнского досье» начинала
меняться в сторону сближения с позицией
европейских стран и США. Российская сторона
дала понять, что поддержит предложение
о переносе рассмотрения «ирaнского вопроса»
в СБ ООН. В то же время Россия возражала
против принятия жестких мер в отношении
Тегерана.
В июле 2006 г. СБ ООН принял резолюцию
1696, предусматривавшую его готовность
принять меры согласно статье 41 главы
VII Устава ООН (угроза международной безопасности),
если Иран будет продолжать не соблюдать
его, а также требование МАГАТЭ прекратить
обогащение урана.29 Переговоры между Ираном и
странами «шестерки» во второй половине
2006 г. не привели к достижению компромисса,
в результате чего в конце декабря 2006 г.
решение «ирaнского вопроса» окончательно
перешло в санкционную плоскость. При
этом примерно со второй половины 2006 г.
основным пунктом расхождений в позиции
России и США по «ирaнской проблеме» стало
не принятие репрессивных мер как таковых,
а степень этих мер. 24 марта 2007 г. СБ ООН
единогласно принял резолюцию №1747, которая
незначительно ужесточала санкции в отношении
Ирана. В ответ 9 апреля 2007 г. Иран объявил,
что начал обогащение урана на 3000 цент
рифугах, предположительно в Натанзе.
«Для меня огромная честь объявить, что
сегодня наша дорогая страна вступила
в клуб ядерных наций и может производить
ядерное топливо в промышленных масштабах»,
— заявил М. Ахмадинежад.30 После отказа ИРИ выполнить
положения данной резолюции и в результате
длительных переговоров, свидетельствовавших
о серьезных разногласиях между членами
СБ ООН, в том числе России и США, 3 марта
2008 г. СБ ООН принял очередную резолюцию
1803, по своему содержанию мало чем отличавшуюся
от предыдущих.
Россия рассматривала резолюции
как сигнал Тегерану о необходимости его
полного сотрудничества с МАГАТЭ и выполнения
всех его требований. В то же время российская
сторона выступала категорически против
применения в отношении Ирана каких-либо
силовых мер воздействия.
На отношение России к Ирану
и к его ядерной программе влияют несколько
факторов: географическая близость; Иран
является важным торгово – экономическим
партнером России; Иран как важный фактор
в регионе Ближнего и Среднего Востока
и Центральной Азии, который находиться
«в подбрюшье России», и без учета его
интересов нельзя решить ни одну международную
проблему в этом регионе. В то же время,
Россия выступает против появления ядерного
оружия у ИРИ, так как это нанесло бы серьезный
ущерб национальной безопасности РФ.
В конце сентября 2009 г. стало
известно о тайном строительстве завода
по обогащению урана близ, священного
для шиитов, города Кум.31 Строительство такого объекта
можно было бы оправдать ввиду возможности
израильского ракетно – бомбового удара
по аналогичному объекту в Натанзе. Однако
это подрывало доверие к ядерной программе
Ирана со стороны России, которая не только
спасала Тегеран от введения «травмирующих»
санкций со стороны СБ ООН, но и продолжала
сотрудничать с Ираном в области атомной
энергетики, не смотря на давление с Запада.
Одна из наиболее ярких страниц
российско-ирaнского сотрудничества в
сфере атомной энергетики заключается
в постройке атомной электростанции в
г. Бушере (первая АЭС в Иране и на всём
Ближнем Востоке). Это сотрудничество
носит исключительно мирный характер,
так как реактор АЭС не предназначен для
наработки плутония. Помимо этого, на Бушерскую
АЭС распространяются гарантии МАГАТЭ,
а Иран взял на себя обязательства по возврату
в Россию облученного на станции ядерного
топлива. И в настоящее время российская
сторона практически выполнила свои обязательства
по данному соглашению. Так, первоначально
запуск планировался на осень 2007 г.32, но из – за трудностей(которые
перечислены в начале главы) срок запуска
был перенесен сначала на сентябрь 2009г.,
затем на май 2010 г. Физический
пуск АЭС "Бушер" начался под контролем
инспекторов МАГАТЭ 21 августа 2010 года,
когда была осуществлена доставка ядерного
топлива в реакторное отделение станции.
В мае 2011 года на энергоблоке проведены
работы по выводу ядерной паропроизводящей
установки на минимально контролируемый
уровень мощности.33
Для эксплуатации АЭС «Бушер» Россия
и Иран создали совместное предприятие.34 Его создание не предусмотрено
контрактом и было инициировано российской
стороной ввиду отсутствия опыта у ирaнских
специалистов.
В заключение стоит отметить, что Россия
сегодня является главным партнером Ирана
в области атомной энергетики. Иран испытывает
огромное давление со стороны Запада.
Поэтому Тегерану важно сохранить и укрепить
отношения с Россией. Имеются множества
предпосылок для долгосрочного российско
– иранского партнерства в различных
сферах, в том числе в области атомной
энергетики.
2.2 Взаимоотношения страны
Запада и Иран в ядерной
сфере
Последние
тридцать лет Иран находится в центре
внимания международного сообщества.
Во многом это связано с противостоянием
с крупнейшей державой мира – США. Уже
три десятилетия США прилагают огромные усилия
по полной политико-дипломатической и
экономической изоляции Ирана. Главной
целью этих усилий является смена нынешнего
режима, что могло бы вернуть утраченные
позиции США в ИРИ, ликвидировать «угрозу»
со стороны Ирана американским интересам
в регионах Ближнего и Среднего Востока.
Первоначально
отношения Ирана и США в области атомной
энергетики носили мирный характер, а
сотрудничество стран началось задолго
до принятия Ираном плана диверсификации
энергетического комплекса: в 1957 г. было подписано соглашение
между Ираном и США о сотрудничестве в
мирном использовании атомной энергии
в рамках американской программы «Атомы
для мира».35
Различные экономические санкции появились
после «исламской революции» 1979 г. Односторонние экономические
санкции стали неотъемлемой частью американской
дипломатии с момента окончания холодной
войны. В начале 1990-х гг. санкции США стали
приобретать экстерриториальный характер:
в 1992 г. был принят закон «О нераспространении
вооружения на территории Ирана и Ирака»,
в 1996 г. - закон «О санкциях в отношении
зарубежных компаний, инвестирующих капиталы
в нефтегазовый сектор Ирана и Ливии»,
в 2000 г. - закон «О нераспространении в
отношении Ирана», который предусматривал
введение американских административных
и финансово-экономических санкций по
отношению к иностранным физическим и
юридическим лицам, если появлялась «достоверная
информация» о том, что ими переданы Ирану
технологии производства оружия массового
уничтожения.36
Жесткой критике со стороны
Запада, особенно от США, подвергается
российско – иранские отношения в области
атомной энергетики. Ведется массированная
информационная война с целью дискредитации
такого сотрудничества, и основной акцент
делается на наличие у Ирана военной ядерной
программы.
Ещё более усилилось давление
США в ирaнском вопросе после трагических
событий 11 сентября 2001 г. в США и начала
антитеррористической операции в Афганистане.
В 2002 г. президент США Джордж Буш причислил
Иран к странам «оси зла», которые финансируют
террористов и стремятся завладеть ядерным
оружием.37 С этого момента американцы
постоянно пытаются добиться международной
изоляции Ирана. Однако их усилия наталкиваются
на противодействие со стороны Франции,
Германии, а также России, связанной с
Ираном контрактами на поставку военной
техники и строительство АЭС в Бушере.
Лишь осенью 2004 г. США согласуют
с Великобританией, Францией и Германией
текст резолюции МАГАТЭ, требующей от
Ирана рассекретить все его ядерные пpoгpaммы.
Теперь уже и европейские страны заявляют
о намерении резко ужесточить давление
на Иран в этой связи.