Проблемы подбора материалов трибосопряжений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 07:11, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы трения, износа и смазки в машинах изучает наука трибология. Современная наука трибология изучает трение, износ, смазку в процессе взаимодействия контактирующих поверхностей при их взаимном перемещении. Она охватывает теоретические и экспериментальные исследования физических, химических, биологических и др. явлений, связанных с трением. Одной из важнейших проблем трибологии является проблема повышения износостойкости конструкционных материалов, составляющих трибосопряжения и узлы трения, именно поэтому наряду с улучшением антифрикционных характеристик cнижение износа относится к приоритетным инженерным задачам.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..3
1. Трение и изнашивание в трибосопряжениях……………………...5
2. Проблемы подбора материалов трибосопряжений……………….9
3. Антифрикционные сплавы цветных металлов…………………..16
3.1 Сплавы на медной основе………………………………………..17
3.2 Сплавы на алюминиевой основе………………………………...20
3.3 Цинковые антифрикционные сплавы…………………………...21
3.4 Легкоплавкие подшипниковые сплавы (баббиты)……………..21
3.5 Комбинированные материалы …………………………………..22
4. Технологические способы повышения надежности
и долговечности машин с использованием цветных металлов ..23
Заключение …………………………………………………………...25
Литература ……………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

КР мой вариант.docx

— 139.90 Кб (Скачать файл)

Все большее  применение получают комбинированные  материалы, имеющие конструкционную  основу и слой антифрикционного материала, состоящего из металлического пористого  каркаса, пустоты которого заполнены  полимером с антифрикционным  наполнителем. Типичный представитель  металлофторопластовый антифрикционный  материал с бронзовым пористым слоем (на стальной основе), пустоты которого заполнены смесью фторопласта-4 с MoS2. Штампованные подшипники из этого антифрикционного материала широко применяют в узлах трения, работающих без смазки и при недостаточной смазке. Для работы со смазкой выпускается материал, поры которого заполнены сополимером формальдегида.

 

    1. Технологические способы повышения надежности и долговечности машин с использованием цветных металлов.

Основой технической  политики машиностроительных предприятий является повышение качества выпускаемых изделий до уровня конкурентно способных мировых стандартов. Для этой цели создаются новые технологические и конструктивные приемы и методы, основанные на достижениях современных наук, особенно физики твердого тела, физической химии, электрофизики и т.д. Непрерывно совершенствуются и общеизвестные методы повышения надежности и долговечности.

Важным для  повышения износостойкости является рациональное конструирование узлов  трения. Для повышения общей надежности и долговечности изделий существуют следующие методы:

  • упрочнение поверхностное слабых элементов машин пластическим деформированием;
  • поверхностное упрочнение деталей машин химико-термической обработкой и закалкой;
  • упрочнение поверхностных слоев специальными методами обработки: электрохимическими, ультразвуковыми и т.д.;
  • нанесение на рабочие поверхности деталей высокопрочных металлов и других материалов;
  • нанесение на поверхности деталей антикоррозийных покрытий и защитных пленок.

Повышение износостойкости  поверхностей трения деталей может  осуществляться методом наплавки с  использованием износостойких наплавочных  материалов. В настоящее время для повышения износостойкости поверхности деталей получил распространение способ нанесения на них тонкого антифрикционного слоя металла только за счет трения наносимого металла о деталь. Такая обработка получила название финишной антифрикционной безабразивной обработки деталей. Сущность этого способа состоит в том, что в активизирующем растворе на рабочую поверхность детали наносится тонкий слой цветного металла за счет трения о деталь стержня, изготовленного из бронзы, латуни или меди. Толщина покрытия слоя цветного металла составляет 25 мкм. Технологический процесс нанесения покрытий в результате механического трения включает следующие операции: механическую обработку рабочей поверхности; обезжиривание детали; удаление окисной пленки с рабочей поверхности детали; обработку поверхности детали активизирующим раствором; финишную антифрикционную обработку рабочей поверхности детали; промывку теплой водой, сушку.

Шероховатость поверхности после ФАБО деталей  практически не отличается от исходной шероховатости.

К особенностям процесса ФАБО можно  отнести:

  • низкий расход цветного металла;
  • малый расход механической энергии;
  • экологическая безопасность;
  • незначительные временные и трудовые затраты;
  • стабильное и хорошее качество покрытия;
  • замена дорогостоящих способов обработки поверхности;
  • эффективно для восстановления изношенных поверхностей деталей.

Технологический процесс ФАБО позволяет:

  • исключить задиры поверхностей трения деталей;
  • снизить время приработки деталей в 1,5-2 раза;
  • повысить несущую способность трибосопряжения;
  • защитить поверхности трения от водородного изнашивания;
  • защитить поверхности деталей от фреттинг-коррозии;
  • снизить температуру в зоне трения и дает возможность продлить какое-то время работы узла трения при прекращении подачи смазочного материала;
  • уменьшить коэффициент трения и тем самым снизить потребление топлива ДВС до 3%;
  • продлить ресурс подшипников качения до образования усталостных повреждений. 

Заключение 

Техническая эксплуатация механизмов заключается в обеспечении их исправного технического состояния и безаварийной работы при надлежащей экономичности. Уровень технической эксплуатации машин определяется хранением машин в определенных условиях, рациональным использованием, квалификацией обслуживающего персонала, организацией технического обслуживания, организацией смазочного хозяйства. Технический уход и ремонт необходимы для поддержания работоспособности машины. Технический уход – это совокупность мероприятий, направленных на борьбу с изнашиванием. Ремонт ликвидирует последствия изнашивания.

 

Литература

  1. Богданович В. Я. Прущак Трение и износ в машинах. – Минск: Вышейшая школа, 1999.
  2. Боуден Ф. П., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел. М.:Машиностроение, 1968, 543 с.
  3. Буше Н.А., Копытько В.В. Совместимость трущихся поверхностей. 
    М.: Наука, 1981, 223 с.
  4. Буше Н.А. Триботехнические материалы. Практическая трибология:  
    в т.2. Т1.- М., 1994, с.15-21.
  5. Вагнер В.Ф., Ковальский Б.И., Терентьев В.Ф. Основы триботехники. Триботехническое материаловедение: Учебное пособие. Красноярск, КГТУ, 1999, 196 с.

 


Информация о работе Проблемы подбора материалов трибосопряжений