Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 16:00, реферат
Через 14 лет почти все они погибнут, попав под волну репрессий со стороны царя в период опричного устроения. Хаос, воцарившийся после долгих лет опричных безумств, надолго ввергнет страну в тяжелейший экономический кризис. А в 1598г. вместе со смертью Федора Ивановича, по словам О.М. Рапова," доброго, безвольного и слабоумного человека", оборвется и московский род Рюриковичей. А в самом начале XVII века разразится невиданный, немыслимый ранее политический кризис, поставивший под сомнение существование Российского государства как такового,Смута, Смутное время
Постараемся как можно полнее раскрыть поставленную перед нами задачу , понять последовательность и суть происходивших в то время социально-экономических и политических событий.
Введение ……………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Социально-экономические мероприятия I-ой
половины XVI века………………………………………………………………………………………… 4
Упрочнение территориальной целостности России ………………………….. 4
Усиление социально-экономических противоречий и кризис власти 30-40-х годов XVI в. ……………………………………………………………………………… 8
Глава 2. Политические и экономические преобразования
середина XVI века ……………………………………………………………………………………… 10
2.1. Программа реформ Ивана IV……………………………………………………………… 13
2.2.Реформы местного самоуправления……………………………………………
2.3.Испомещение «тысяча»………………………………………………………………..
2.4.Важнейшие изменения в области земельной политики……………..
2.5.Опричное устранение и его экономические последствия…………….
Заключение ………………………………………………………………………………………………
Список литератур…………………………………………………………………………………
* О монастырских, княжеских и
боярских слободах
* О ликвидации
корчем
* О ликвидации
мытов
* О пошлинах
за перевоз через реку и за проезд по мосту
* О заставах
по рубежам
* Об установлении
вотчинных книг и о регламентации службы
с вотчин
* Об упорядочении
дела раздачи поместий
* О порядке
обеспечения вдов боярских детей
* О порядке
надзора за ногайскими послами и гостями
* О всеобщей
переписи земель
5 План правительства
намечал общий пересмотр земель, находящихся
во владении служилых людей. Необходимость
этого мероприятия мотивировалась тем,
что годы боярского правления привели
к крупнейшим переменам в области землевладения,
выражавшимися в сосредоточении огромного
количества земель, по сравнению с временами
до смерти Василия III, в руках одних и в
столь же больших масштабах обезземеления
других. Задача, стоявшая перед правительством,
заключалась в том, чтобы пожаловать "недостаточного"
за счет "лишков" земель, выявленных
у тех, кто увеличил свои владения в годы
правления бояр
Программа реформ Ивана IV.
В конце 40-50-х гг. из приближенных
Ивана IV образовался круг лиц, который
постепенно оформился в качестве неофициального
правительства, вошедшего в историю как
Избранная рада. Польский термин «Избранная
рада» («Совет избранных») употреблен
князем А.М.Курбским в «Истории о великом
князе Московском».
Руководящее
положение в Избранной раде занимали А.Ф.Адашев
и Сильвестр. Алексей Федорович Адашев
(? - 1561) происходил из костромских дворян.
Семья Адашевых была состоятельная, но
не очень знатная. Алексей Федорович, благодаря
природному уму и трудолюбию, сумел стать
крупным государственным деятелем, думным
дворянином, окольничим (с ноября 1553). С
его именем связаны государственные реформы
конца 40-50-х годов. Совмещал правительственные
обязанности с придворными (постельничий),
был хранителем личной казны царя и его
печати «для скорых и тайных дел». Большое
влияние на Ивана IV имел Сильвестр — настоятель
Благовещенского собора в Московском
Кремле . Для Ивана этот священник стал
подлинным учителем жизни. Выходец из
Новгорода, Сильвестр имел безукоризненную
репутацию человека искренней глубокой
религиозности и честности. Всю свою деятельность
Сильвестр подчинял идее прославления
монарха и утверждения его власти. В Избранную
раду входили также и другие выдающиеся
по своим личным достоинствам приближенные
царя — митрополит Макарий, думный дьяк
И.М.Висковатов, князь А.М.Курбский и др.
Избранная
рада совместно с Иваном IV обсуждала планы
государственных реформ и внешней политики
и руководила их осуществлением. От нее
зависело назначение военачальников и
руководящих лиц центрального и местного
аппаратов управления, решения по многим
судебным и местническим делам. Избранная
рада олицетворяла временное сплочение
всех групп господствующего класса, вызванное
чрезвычайно сложными обстоятельствами
как внутренней, так и внешней политики.
Компромиссный характер ее деятельности
особенно проявлялся на первом этапе (до
1533 г.); позже началось наступление на боярскую
аристократию.
Важнейшее значение в определении
курса внутренней и внешней политики России
имели Земские соборы, которые возникли
на завершающей стадии образования Русского
централизованного государства.
Первый Земский
собор состоялся 27 февраля 1549 г. На нем
присутствовали Боярская дума в полном
составе, освященный собор во главе с митрополитом
Макарием, воеводы, дети боярские и московские
дворяне (государев двор). Иван IV выступил
на нем с широкой программой консолидации
господствующего класса и проведения
в стране реформ. Свою речь он начал с угроз
по адресу бояр-кормленщиков, притеснявших
детей боярских и «христиан», чинивших
служилым людям обиды великие в землях.
Обличая злоупотребления своих вельмож,
Иван возложил на них ответственность
за дворянское оскудение.
Собор 1549
г. получил в литературе название «собора
примирения». Он свидетельствовал о создании
центрального сословно-представительного
учреждения, о превращении Русского государства
в со-словно-представительную монархию.
Земский собор был тем органом, который
позволил верховной власти лавировать
между дворянством и боярством. Он ограничил
права крупных феодалов, расширив права
дворянства. По приговору Собора в ведении
наместников остался суд над детьми боярскими
только по самым тяжким уголовным преступлениям
(убийству, краже и разбою с поличным).
По всем остальным вопросам дети боярские
освобождались от суда наместников. Таким
образом, этим временем можно датировать
начало оформления сословных привилегий
дворянства. Собор рассмотрел и утвердил
реформу местного управления, наметил
необходимость ряда других преобразовании.
Реформы,
проведенные в 50-х годах, касались прежде
всего вопросов суда и управления.
Самым крупным
начинанием Избранной рады было составление
в июне 1550 г. нового Судебника, который
заменил устаревший Судебник 1497 г. Судебник
1550 г. явился важным этапом в развитии
русского законодательства. Судебник
предписал под угрозой опалы не «волочить
дела», а давать управу жалобщикам «своего
приказа». Взяточничество стало впервые
караться денежными штрафами. Судебник
сохранил старую систему управления и
суда на местах, но с поправками: власть
наместников и волостелей сокращалась
за счет уменьшения полномочий в области
суда и
усиления контроля над ними
со стороны местной и центральной администрации.
Впервые в общегосударственном масштабе
была введена губная реформа, и дела о
«ведомых известных разбойниках» передавались
в ведение губных старост. В судопроизводстве
наместников и волостелей отныне должны
были участвовать старосты и целовальники
— своеобразные присяжные заседатели,
защищавшие интересы дворянства, крестьянства
и посадских людей.
Центральная
власть отныне начинала строго контролировать
деятельность наместников. Этот контроль
должны были осуществлять в центре Царские
дьяки. Были также отменены торговые привилегии
феодалов. Право сбора тамги (основной
торговой пошлины того времени) переходило
к царской администрации. Все это удовлетворяло
требования посадской и волостной верхушки
(купцов и ремесленников), которые все
более втягивались в торговлю.
В отношении
крестьянства Судебник 1550 г. сохранил
старые права выхода крестьян один раз
в году (за неделю до и после Юрьева дня
— 24 ноября) после уплаты так называемого
пожилого.
Новые законы
должны были приниматься следующим образом:
они докладывались государю, а*потом при
участии Боярской думы принимался окончательный
приговор.
В целом Судебник
1550 г. отражал компромисс между растущим
дворянством, сторонником укрепления
царского самодержавия, и феодальной знатью,
цеплявшейся за права и прерогативы Боярской
думы.
Царская
власть, источники доходов которой были
немногочисленны, а расходы велики, с завистью
смотрела на богатство церквей и монастырей.
На совещании Ивана IV с митрополитом Макарием
15 сентября 1550 г. была достигнута договоренность:
монастырям запрещалось основывать новые
слободы в городах, а в старых слободах
ставить новые дворы. Посадские люди, бежавшие
от тягла в монастырские слободы, возвращались
назад.
В январе-феврале
1551 г. церковный собор утвердил новый Судебник.
На соборе были также зачитаны царские
вопросы, составленные Сильвестром и проникнутые
нестяжательским духом. Ответы на них
составили сто глав приговора собора,
получившего название Стоглавого или
Стоглава. На соборе развернулась острая
борьба по вопросу о церковной собственности
и прежде всего земельной. ^Собор консервативным
иосиф-лянским
большинством отверг попытку
правительства с позиции нестяжательства
посягнуть на собственность церкви. Он
провозгласил незыблемое право церкви
владеть собственностью, в том числе и
земельной. Таким образом, программу церковных
реформ, намеченную Избранной радой, собор
отклонил.
Это вызвало
гнев Ивана IV, который после собора обрушился
на наиболее видных представителей иосифлянства
и предпринял ответные действия. В мае
1551 г. была запрещена покупка монастырями
вотчинных земель «без доклада» царю.
У монастырей отбирались все земли бояр,
переданные ими туда в малолетство Ивана.
Суздальским, ярославским и ста-родубским
княжатам запрещалось делать вклады в
монастыри. В целом, несмотря на сопротивление
церковников, правительству Избранной
рады удалось нанести серьезный удар по
церковно-монастырскому землевладению
и податным привилегиям монастырей-вотчинников.
Правительство
Ивана IV вынуждено было изыскивать новые
источники доходов. Введение новых прямых
доходов — пищальных и полоня-ничных денег
— потребовало произвести учет земель,
с населения которых поступали доходы
в казну. Перепись, начатая в 1550 г., сопровождалась
реформой поземельного обложения: подворное
обложение было заменено поземельным.
На основных территориях вводилась новая
единица — «большая соха», размеры которой
кол***ись в зависимости от социального
положения землевладельца. У служилых
людей большая соха соответствовала 800
четвертям «доброй земли» в одном поле,
у монастырей и церквей — 600 четвертям,
у черносошных крестьян — 500. Таким образом,
при равном количестве земли больше сох
было у черносошных крестьян, которые,
следовательно, и платили больше податей.
Другим важным
мероприятием по совершенствованию финансовой
системы была таможенная реформа. Наметился
переход к единой рублевой пошлине, которая
должна была заменить основные подати
и пошлины — торговые, ямские, пищальные
деньги. Одновременно происходила и унификация
мер. Результаты реформы в этой области
охарактеризовал немец-опричник Штаден:
«Нынешний великий князь достиг того,
что по всей Русской земле, по всей его
державе одна вера, один вес, одна мера».
Реформа,
получившая название земской, хотя и проводилась
крайне медленно, отвечала интересам зажиточной
верхушки деревни, верхов
посада, а также дворянства, для которых отныне открывались возможности участия в сословно-представительных учреждениях на местах.
Информация о работе Экономическое и политическое развитие России в XVI в