Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 12:49, реферат

Краткое описание

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

Вложенные файлы: 1 файл

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков.docx

— 493.94 Кб (Скачать файл)

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность  форм  её проведения

Хрипунова Лариса Владимировна,

учитель-логопед МДОУ

«Детский сад № 85 «Малиновка»

комбинированного вида»

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Многочисленными исследованиями отечественных дефектологов подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи (В.И. Городилова, О.С. Орлова, Е.И. Радина, Ф.Ф. Pay), в особенности, формирования произношения звуков (А.Н. Гвоздев, Б.М. Гриншпун, Н.И. Жинкин, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, О.В. Правдина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Эта проблема является междисциплинарной и охватывает различные области знания. Анатомия и физиология человека раскрывают механизм психофизического становления межфункциональных связей центральной нервной системы (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, И.М. Сеченов, И.П. Павлов); психология, нейролингвистика и психолингвистика рассматривают формирование сложной структуры речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Залевская, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, P.M. Фрумкина); логопедия определяет причины отклонений речевого развития, классификацию речевых расстройств, методы и приемы коррекции различных речевых нарушений. Применительно к русскому языку наиболее разработанным является вопрос преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей и методы коррекции произношения (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). [1,2].

Данные последних лет свидетельствуют, что при поступлении в группу компенсирующего назначения МДОУ № 85 города Северодвинска у детей выявляется общее недоразвитие речи  с дизартрическим компонентом. У таких детей страдает произношение не только согласных  раннего и позднего генеза, но также нарушены и гласные звуки. Своевременное устранение недостатков произношения помогает предотвратить трудности, во-первых, в овладении навыками чтения и письма, во-вторых, в социальной адаптации ребёнка.

Передо мной как  специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

Считаю, что важнейшим направлением  логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан  рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва и др.) [1,2,3].

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.[4,5,6].

Цель артикуляционной гимнастики: выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Совместно с воспитателями работу по формированию осуществляем по двум направлениям:

  • формирование кинестетической основы движения,

  • формирование кинетической основы движения.

На данном этапе коррекционной работы эффективно использование специфических (двигательно-кинестетического, слухо-зрительно-кинестетического) методов. [4]

Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом, создается новое ощущение — приподнимание верхней губы.

Использование слухо-зрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухо-зрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных  упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы  и используя многообразие вспомогательного материала.

На своих занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики я использую интерактивные, новейшие формы (рис.1), в создании которых  участвуют  и  дети:

  • Биоэнергопластика [7];

  • «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);

  • Встречи с героями «Весёлых полянок» [8];

  • Использование дидактической куклы Кваки;

  • Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;

  • Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);

  • Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все» [8,9,10];

  • Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «волшебных  палочек — помогалочек»;

  • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики [11].

Таким образом, артикуляционные  упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

С целью информирования родителей о формах и методах подготовки органов артикуляции детей к правильному произношению, организую мастер-класс на тему: «Трудности трудных звуков», заседание семейного клуба «Уроки Звукознайкина», а также ежемесячную «Игротеку для заботливых родителей», открытые занятия с дошкольниками, оформляю папки-передвижки, фото-презентации.

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики на индивидуально-подгрупповых занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми, на логопедических разминках   помогает:

  • формировать кинетико — кинестетическую основу движений,

  • развивать артикуляционную  моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков,

  • воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность

  • поддерживать  интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в  логопедических занятиях.

Литература:

1. Хватцев М. Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей спец. школ, изд. 5, М., Учпедгиз, 1959.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание  у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.

3. Буденная Т.В. Логопедическая  гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.

5. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Астрель, 2007.

6. Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей  и педагогов. М.: ООО «Парус —  Сервис», 2007.

7. Куликовская Т. А. Артикуляционная  гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей  и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.

8. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки  логопедии. – М.: ЛИТУР, 2005.

9. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля  Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000.

10. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.

11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004.

 


Информация о работе Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков