Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 00:01, доклад
Базовая физическая культура.
К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая включена в систему образования -воспитание подрастающих поколений, выраженное в качестве одной из основных школьных дисциплин. Соответственно основную форму базовой физической культуры называют нередко «школьная физическая культура».
- Введение
- Глава 1. Базовая физическая культура.
Школьная физическая культура.
Пролонгирующая физическая культура.
1.2.1 Секционные занятия.
- Глава 2. Основные физические качества и их развитие.
- Список литературы.
Доклад по физической культуре на тему:
Базовая физическая культура. Развитие физических качеств.
2013 г.
Оглавление:
- Введение
- Глава 1. Базовая физическая культура.
1.2.1 Секционные занятия.
- Глава 2. Основные физические качества и их развитие.
- Список литературы.
Введение.
Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.
Базовая физическая культура.
К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая включена в систему образования -воспитание подрастающих поколений, выраженное в качестве одной из основных школьных дисциплин. Соответственно основную форму базовой физической культуры называют нередко «школьная физическая культура».
Во многих странах она является обязательным учебным предметом общеобразовательной школы и других учебно-воспитательных учреждений. Её применение направлено на то, чтобы заложить основы общего физического образования, а именно сформировать широкий фонд жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Также она должна обеспечить разностороннее развитие физических и непосредственно связанных с ними способностей, оптимизировать состояние здоровья, гарантировать базовый уровень общей физической подготовленности как фундаментальную предпосылку последующей жизнедеятельности, и в частности «базу» спортивной специализации.
Специфические функции базовой физической культуры выражаются, прежде всего, в том, что она служит фактором базового физического образования, разностороннего физического развития, широкой общей физической подготовки.
Прикладная физическая культура делится на профессионально-прикладную и военно-прикладную. Их особенности определяются непосредственным включением в сферу профессиональной деятельности, а также в систему специальной подготовки к ней, в зависимости от конкретных требований и условий профессии. Прикладные виды физической культуры самым тесным образом связаны с базовой физической культурой.
К виду оздоровительной физической культуры относятся лечебная физкультура, цель которой состоит в содействии восстановлению временно утраченных функциональных возможностей организма.
Таким образом, физическая культура составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.
Понятие «физическое образование» впервые было раскрыто на научной основе в трудах П.Ф. Лигафта (1837-1909), создателя учения о физическом образовании.
Глава 1. Базовая физическая культура.
1.1 Школьная физическая культура.
К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. Этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний и старший.
В нашей стране сложилась научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основой этой системы является обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, а также с регулярными занятиями по личному выбору учащихся в коллективе физической культуры спортивных обществ, в ДЮСШ и других внешкольных учреждениях.
Социально-педагогическое значение направленного использования средств физической культуры в школьном возрасте заключается в следующем:
Исключительно важно то обстоятельство, что система использования средств физической культуры в школьном возрасте обеспечивает длительное (в течение 11-12 лет), планомерное и регулярное физическое воспитание всего подрастающего поколения, достижение им базовой профессионально-прикладной и спортивной подготовленности. Всё это становится фундаментом дальнейшего физического совершенствования в предстоящей взрослой жизни.
Продолжающееся в школьном возрасте интенсивное развитие форм и функций организма в определённой степени зависит от условий жизни и характера деятельности, в частности от направленного использования средств физической культуры. Доказано, что недостаток двигательной активности неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьёзным нарушениям здоровья.
Многообразной процесс направленного использования физической культуры в школьном возрасте должен строиться, и осуществляется на основе социальных принципов физической культуры. Исходя из них, а также на основе методических принципов и специфической направленности физического воспитания на подготовку к бытовой, трудовой, военной и физкультурной деятельности, с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся определяет конкретные задачи физкультурных занятий, подбираются соответствующие средства и методы.
Важнейшими задачами формирования, гармонического развития растущего организма и укрепления здоровья по средствам направленного использования физической культуры в школьном возрасте являются: закаливание организма учащихся, нормализация веса, формирования у них правильной осанки, а так же целенаправленное обучение двигательным действиям, развитие физических способностей.
1.2 Пролонгирующая физическая
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учёбе, быту, обучении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. К сожалению, значительная часть молодёжи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, у неё не формируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, спортом. Уровень физической подготовленности молодёжи не способствует современным требованиям к развитию личности, к эффективной производственной деятельности.
С помощью регулярных занятий в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах должны улучшиться здоровье детей, их физическая подготовленность, организуется досуг по спортивным интересам. В сочетании с уроками физической культуры, внутри школьными физкультурно-спортивными мероприятия занятия в клубе помогут увеличить еженедельный объём двигательной активности.
1.2.1 Секционные занятия.
В нашей стране функционирует широкая сеть специальных учреждений, государственных и общественных организаций, обеспечивающих внешкольную работу по физическому воспитанию детей, подростков и юношества. Такую работу непосредственно осуществляет детско-юношеские спортивные школы (ДЮШС), спортивные и другие секции системы ДСО, общественный физкультурный актив и штатные работники крупных спортивных и туристических баз, а также ряд других государственных учреждений и общественных организаций. Детско-юношеские спортивные школы в единстве с реализацией общих задач всестороннего воспитания осуществляют подготовку юных спортсменов высокой квалификации, а также готовят их к выполнению функций инструкторов-общественников и судей в организации спортивно-массовой работы.
Аналогично в основном строят свою работу специализированные ДЮШС; центральные детско-юношеские секции ДСО и детско-юношеские отделения школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) при комитетах по физической культуре и спорту и других учреждениях.
Секции общей физической подготовки, как одна из основных форм организации физического воспитания населения, возникли еще в первые годы развития советского физкультурного движения.
Глава 2. Основные физические качества и их развитие.
Основные физические, или, как их ещё называют, двигательные, качества — это:
Они являются итогом сложных перестроек организма, обусловленных возрастом, индивидуальными особенностями, образом жизни.
Увеличение силы определяется приростом мышечной массы, быстроты — улучшением проведения нервных импульсов, выносливости — совершенствованием координации работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением сердечной мышцы.
Для успешного выполнения бытовых, профессиональных и спортивных двигательных действий человеку необходим определённый уровень развития физических качеств. Этот уровень может быть оптимальным только при условии гармоничного развития физических качеств с учётом возраста.
Ловкость.
Л о в к о с т ь - это проявление таких способностей, которые позволяют справиться с любой двигательной задачей правильно, быстро, рационально, находчиво.
Развитие ловкости состоит, во-первых, в развитии способности осваивать координационно сложные двигательные действия и, во-вторых, в развитии способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Следовательно, основной путь развития ловкости - овладение разнообразными сложно координированными двигательными действиями.
Наибольшее распространение в практике развития ловкости получили следующие методические приёмы:
• выполнение движений из необычных исходных положений;
• изменение скорости или темпа движений;
• зеркальное выполнение движений;
• изменение способов выполнения упражнения;
• усложнение упражнения дополнительными движениями;
• изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение;
• изменение характера противодействия партнёров при выполнении парных или групповых упражнений и др.
В процессе развития ловкости необходимо всегда помнить, что упражнения, направленные на её развитие довольно быстро приводят к значительному утомлению. В то же время, их выполнение в условиях утомления малоэффективно. Поэтому при целенаправленном воздействии на развитие ловкости должны использоваться интервалы отдыха, достаточные для полного восстановления.
Быстрота.
Быстрота - это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции.
Быстрота движений обусловливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена. Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом).
Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:
- метод многократного
повторения скоростных
- игровой метод (дает возможность
комплексного развития
Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными - это легкая атлетика, бокс, вольная борьба, спортивные игры.
Сила.
Сила - способность преодолевать
внешнее сопротивление или противостоять
ему посредством мышечных напряжений.
Различают абсолютную и относительную
силу:
- абсолютная сила - суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в конкретном движении.
- относительная сила - проявление абсолютной силы в пересчете на кг веса человека.
Средствами развития силы мышц являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида:
- упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера,
- упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.);
- упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастические силовые упражнения: отжимания в упоре лежа, отжимания на брусьях, подтягивание; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.);
Информация о работе Базовая физическая культура. Развитие физических качеств