Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности и методика преподавания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:55, реферат

Краткое описание

Плавание является движением человека по воде с помощью конечностей, как правило, без какого-либо искусственного аппарата. Плавание является видом деятельности, который может быть как развлекательным, так и полезным. Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50—80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух).

Содержание

Введение
Задачи обучения плаванию
Этапы обучения
Методы обучения
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат плавание.docx

— 37.34 Кб (Скачать файл)

Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие  возможные ошибки и оценивающие  результаты выполнения упражнений.  В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае, если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.

Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники  плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы  добиться необходимых движений при  начальном обучении плаванию, инструктору  приходится давать порой неточные с  точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений — наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление  воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет избежать типичной ошибки для всех начинающих — излишнего сгибания ног и рук.

К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных, наглядных пособий, фото и видеоматериалов, кинофильмов, а также применение жестикуляции.

Показ включает демонстрацию специальных учебных пособий, видеоматериалов, кинофильмов:

— непосредственное наблюдение за техникой плавания хороших  спортсменов, а также знакомство с имитационными движениями, позволяющими пловцу лучше понять изучаемый или совершенствуемый технический элемент;

— разучивание  и совершенствование по частям движений рук, ног, одной руки, согласование движения рук и др.,

— разучивание  и совершенствование движений в  целом;

— устранение ошибок в технике прямым или косвенным  путем.       

Наряду с образным объяснением  наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность  наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так  и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками  в главных фазах). Гребок рукой  в кроле, к примеру, изучается  с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок  рекомендуется 2–3 раза напрягать мышцы  руки по 3–5 с. Однако выполнением отдельных  частей (фаз) плавательного цикла  увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе  плавания в целом, они должны как  можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде — занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ может осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.

Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению  к группе:

1) инструктор должен видеть  каждого занимающегося, чтобы  исправить его ошибки;

2) занимающиеся должны  видеть показ упражнения в  плоскости, отражающей его форму,  характер и амплитуду.

Зеркальный показ применяется  только при изучении простых общеразвивающих  упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.

Условия повышенного шума, характерные для бассейна, затрудняют восприятие команд и распоряжений тренера (инструктора). Поэтому в плавании применяется система условных сигналов и жестов, при помощи которых облегчается  связь тренера (инструктора) с группой  и каждым учащимся в отдельности  и управлением учебно-тренировочным  процессом. Жестикуляция заменяет команды  и распоряжения, помогает уточнить технику выполнения движений, предупреждать  и исправлять возникающие ошибки, подсказывать темп и ритм выполнения движений, задавать скорость проплываемых отрезков, останавливать учащихся и  др.

К практическим методам относятся:

— метод практических упражнений;

— соревновательный метод;

— игровой метод.

Метод практических упражнений может быть:

— преимущественно направленным на освоение спортивной техники;

— преимущественно направленным на развитие физических качеств.

Обе группы практических упражнений тесно взаимосвязаны  и дополняют друг друга на всех этапах. Первая группа больше применяется на начальных этапах, вторая  — на последующих.

Обучение технике движений может вестись двумя методами: методом целостно-конструктивного  упражнения (целостного) и методом  расчлененно-конструктивного упражнения (по частям).

При обучении плаванию все  упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся  в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который  предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в  целом.

Разучивание по частям облегчает  освоение техник плавания, позволяет  избежать излишних ошибок, что сокращает  сроки обучения и повышает его  качество. Разучивание в целом  применяется на завершающем этапе  освоения техники плавания. Совершенствование техники плавания проводится путем целостного выполнения плавательных движений.

Методы развития физических качеств, называемые еще методами тренировки, подразделяются на:

—         равномерный (равномерное преодоление расстояния с заданной интенсивностью);

—         переменный (равномерное преодоление с различными ускорениями по ходу дистанции);

—         повторный (повторное преодоление заданных отрезков с заданной интенсивностью);

—   интервальный (повторное преодоление отрезков с заданной интенсивностью, но строго регламентированным, как правило, незначительным интервалом отдыха).

Каждый метод может  использоваться при плавании как в полной координации, так и по частям (элементам), а также с чередованием полной координации и отдельных элементов.

Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.

Помимо всех вышеперечисленных  методов в практике плавания применяется  и метод непосредственной помощи, который используется в том случае, если после объяснения и показа задания  новичок все же не может его  выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему несколько раз правильно воспроизвести движение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом при обучении плаванию решаются следующие основные задачи: — укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;

— изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;— всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;

— ознакомление с правилами безопасности на воде.

Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет. способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность.

При обучении плаванию применяются общеразвивающие, специальные физические упражнения, упражнения для освоения с водой, для изучения техники плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде.

Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Белиц-Гейман С.В. Плавание/ М: Просвещение 2000

2. Булгакова Н.Ж. Плавание / М: Просвещение 2001

3. Васильев В.С. Обучение детей плаванию / М: Физкультура и спорт 1999

4. Чертов Н.В. Электронный учебник. Плавание.

         5. Макаренко Л.П. Плавание / М: Физкультура и спорт 1999

6. Фирсов З.П. Плавание для всех / М: Физкультура и спорт 2001


Информация о работе Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности и методика преподавания