Блокирование и коррекция последствий «сидячего образа жизни» студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:18, реферат

Краткое описание

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у людей при продолжительном и напряжённом умственном труде - это активный отдых и организованная физическая деятельность.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….......3
1. Понятие здоровья…………………………………………………………………………...4
2. Составляющие здоровья…………………………………………………………………....5
3. Роль физической активности в жизни студентов………………………………………...6
4. Влияние недостаточной двигательной активности на организм…………………….....7
5. «Сидячий образ жизни» студентов: гиподинамия……………………………………….8
6. Последствия гиподинамии………………………………………………………………....9
6.1. Блокирование и коррекция последствий гиподинамии…………………………….9
Заключение……………………………………………………………………………………...12
Список литературы……………………………………………………………………………..13

Вложенные файлы: 1 файл

Fizra.docx

— 39.41 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Нижегородский государственный  архитектурно-строительный университет

 

 

 

Кафедра физической культуры

 

 

Реферат по физической культуре на тему:

«Блокирование и коррекция последствий «сидячего образа жизни» студентов»

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка гр. ЭП-31                                                                                               А. В. Чубикова

 

 

Проверила                                                                                                                Л. В. Березина

 

 

 

 

Нижний Новгород - 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….......3

  1. Понятие здоровья…………………………………………………………………………...4
  2. Составляющие здоровья…………………………………………………………………....5
  3. Роль физической активности в жизни студентов………………………………………...6
  4. Влияние недостаточной двигательной активности на организм…………………….....7
  5. «Сидячий образ жизни» студентов: гиподинамия……………………………………….8
  6. Последствия гиподинамии………………………………………………………………....9
    1. Блокирование и коррекция последствий гиподинамии…………………………….9

Заключение……………………………………………………………………………………...12

Список литературы……………………………………………………………………………..13

 

Введение

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго  и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной  и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно  решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и  укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что  у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил и ведении  здорового образа жизни есть возможность  жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового  образа жизни. Последние годы в силу высокой нагрузки на работе и дома и других причин у большинства  отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность (гиподинамия), которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме людей.

Вследствие  недостаточной активности возникает  дефицит кислорода. Отрицательные  последствие гиподинамии проявляется  так же сопротивляемости организма простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы.

Единственная  возможность нейтрализовать отрицательное  явление, возникающее у людей при продолжительном и напряжённом  умственном труде - это активный отдых и организованная физическая деятельность.

При систематических  занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Занятие физическими упражнениями  также вызывает  положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений  и спорта, стремится к регулярным занятиям ими.

 

  1. Понятие здоровья

Существует много определений  этого понятия, смысл которых  определяется профессиональной точкой зрения авторов.   По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.:  «Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

С физиологической точки  зрения определяющими являются следующие  формулировки:

- индивидуальное здоровье  человека - естественное состояние  организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

- здоровье представляет  собой гармоничную совокупность  структурно- функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

- индивидуальное здоровье  человека - это гармоническое единство  всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);

- здоровье - это процесс  сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни. Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

 

 

 

 

 

2.  Составляющие здорового образа жизни студента

Здоровый образ жизни  включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Одним из главных факторов среди них является оптимальный режим двигательной активности.

 

    1. Роль физической активности в жизни студентов

В процессе эволюции человека многие органы и системы организма формировались в тесной взаимосвязи с разного рода движениями. Без работы мышц невозможно перемещение человека в пространстве, осуществление внешнего дыхания, перекачивание крови сердцем, продвижение пищи по пищеварительному тракту и многие другие функции.

Нарастающее в современном мире ограничение подвижности противоречит самой биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья. Чем больше прогресс освобождает человека от тяжелого труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности.

В этих условиях очевидна роль развития массовых форм физической культуры. Приобщение к физической культуре очень важно  для женщин, от здоровья которых  зависит качество потомства; для  детей и подростков, развитие организма  которых крайне нуждается в высоком уровне подвижности; для лиц пожилого возраста для сохранения бодрости и долголетия.

За  последнее время, наряду со многими  отрицательными демографическими явлениями (сокращение рождаемости, повышение  смертности, снижение продолжительности  жизни), обнаруживается рост проявлений физиологической незрелости. Ребенок  рождается доношенным, с нормальным весом и длиной тела, но в функциональном отношении недостаточно зрелым. Это  проявляется в его пониженной двигательной активности, мышечной слабости (гипотонии), быстрой утомляемости, снижении устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), слабыми и неустойчивыми эмоциональными реакциями, слабым типом нервной системы. 

Развитие  массовой физической культуры и спорта не только обеспечивают ранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует заполнению досуга и отвлечению населения, в особенности подростков, от вредных привычек – курения алкоголизма и наркомании.

Для этого необходимо преодолеть у населения  низкую потребность в занятиях физической культурой. Спортивные достижения выдающихся атлетов вдохновляют большие  массы людей и способствуют их приобщению к систематическим спортивным занятиям. Справедливо отмечал Пьер де Кубертен: для того, чтобы 100 человек  занимались физической культурой, нужно, чтобы 50 человек занимались спортом; для того, чтобы 50 человек занимались спортом, нужно, чтобы 20 человек были высококвалифицированными спортсменами, а для этого нужно, чтобы 5 человек могли показать удивительные достижения.

 

 

 

 

4. Влияние недостаточной двигательной активности на организм

В центральной  нервной системе гиподинамия вызывает потерю многих межцентральных взаимосвязей, в первую очередь, из-за нарушения проведения возбуждения в межнейронных синапсах, т. е. возникает асинапсия. При этом изменяется психическая и эмоциональная сфера, ухудшается функционирование сенсорных систем. Поражение мозговых систем управления движениями приводит к ухудшению координации двигательных актов, возникают ошибки в адресации моторных команд, неумение оценивать текущее состояние мышц и вносить коррекции в программы действий.

В двигательном аппарате отмечаются некоторые дегенеративные явления, отражающие атрофию мышечных волокон – снижение веса и объема мышц, их сократительных свойств. Ухудшается кровоснабжение мышц, энергообмен. Происходит падение мышечной силы, точности, быстроты и выносливости при работе (особенно статической выносливости). При локомоциях усиливаются колебания общего центра масс, что резко снижает эффективность Движений при ходьбе и беге.

Дыхание при недостаточной двигательной активности характеризуется уменьшением жизненной емкости легких, глубины дыхания, минутного объема дыхания и максимальной легочной вентиляции. Резко увеличивайся кислородный запрос и кислородный долг при работе. Основной обмен понижается.

Нарушается  деятельность сердечно - сосудистой системы. Возникает атрофия сердечной мышцы, ухудшается питание миокарда. В результате развивается ишемическая болезнь сердца. Уменьшение объема сердца приводит к меньшим величинам сердечного выброса (уменьшение систолического и минутного объема крови). Частота сердечных сокращений при этом повышается как в покое, так и при физических нагрузках.

Ослабленные скелетные мышцы не могут в  должной мере способствовать венозному возврату крови. Недостаточность или полное отсутствие их сокращений практически ликвидирует работу «мышечного насоса», облегчающего кровоток от нижних конечностей к сердцу против силы тяжести. Выпадение помощи со стороны этих «периферических сердец» еще более затрудняет работу сердца по перекачиванию крови. Время кругооборота крови заметно возрастает. Количество циркулирующей крови уменьшается.

При низких физических нагрузках и малом  увеличении глубины дыхания при  работе почти не помогает кровотоку  и «дыхательный насос», так как присасывающее действие пониженного давления грудной полости и работа диафрагмы ничтожны. Все эти следствия пониженной двигательной активности вызывают в современном мире огромный рост сердечно-сосудистых заболеваний.

В эндокринной  системе отмечается снижение функций  желез внутренней секреции, уменьшается  продукция их гормонов.

 

 

    1. «Сидячий образ жизни» студентов: гиподинамия

           Снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, с одной стороны, и недостаточное развитие массовых форм физической культуры среди населения, с другой стороны, приводят к ухудшению различных функций и появлению негативных состояний организма человека.

           Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека необходима достаточная активность скелетных мышц. Работа мышечного аппарата способствует развитию мозга и установлению межцентральных и межсенсорных взаимосвязей. Двигательная деятельность повышает энергопродукцию и образование тепла, улучшает функционирование дыхательной, сердечно - сосудистой и других систем организма. Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем и вызывает появление особых состояний – гиподинамии.

Это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. Скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно. Возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма.

Некоторые животные очень тяжело переносят  отсутствие движений. Например, при содержании крыс в течение 1 месяца в условиях гиподинамии выживает 60% животных. Цыплята, выращенные в условиях обездвижения в тесных клетках и выпущенные затем на волю, погибали при малейшей пробежке по двору.

Тяжело  переносится снижение двигательной активности человеком. Обследование моряков-подводников показало, что после 1,5 месяцев пребывания в море сила мышц туловища и конечностей уменьшалась на 20-40% от исходной, а после 4 месяцев плавания – на 40-50%.

Информация о работе Блокирование и коррекция последствий «сидячего образа жизни» студентов