Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 09:59, реферат
Боевые искусства пришли к нам из глубокой древности, и насчитывают в себе не одну тысячу лет своей истории. Конечно, же, не одно из столь древних искусств не сохранилось до наших дней, да и вообще возможно ли было их назвать боевыми искусствами? Это скорее боевые системы, даже просто ряд приёмов, достаточно ограниченных во всех смыслах этого слова, базирующихся на физических данных человека, проще говоря, махансе руками в надежде попасть хоть куда - нибудь. Это в том случае если речь идёт о рукопашном бое. Бой с оружием развивался гораздо быстрее, хотя бы потому, что камень бьет сильнее, чем рука, и, привязав его на верёвку или палку, без особой силы и подготовки, можно нанести существенные повреждения противнику.
Введение 3
Славянские стили боя 7
"Русский стиль" 13
Заключение 21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
институт Управления
КАФЕДРА Организация работы с молодежью
(наименование кафедры)
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА НА РУСИ
по дисциплине «Физкультура»
бакалавра заочного отделения первого курса группы 05001351
Кобко Элона Даниловна | |
(фамилия, имя, отчество) |
Преподаватель
_______Лукъянов Николай Анатольевич______
(ученая степень, звание, фамилия, инициалы)
БЕЛГОРОД 2014
Оглавление
Боевые искусства пришли к нам из глубокой древности, и насчитывают в себе не одну тысячу лет своей истории. Конечно, же, не одно из столь древних искусств не сохранилось до наших дней, да и вообще возможно ли было их назвать боевыми искусствами? Это скорее боевые системы, даже просто ряд приёмов, достаточно ограниченных во всех смыслах этого слова, базирующихся на физических данных человека, проще говоря, махансе руками в надежде попасть хоть куда - нибудь. Это в том случае если речь идёт о рукопашном бое. Бой с оружием развивался гораздо быстрее, хотя бы потому, что камень бьет сильнее, чем рука, и, привязав его на верёвку или палку, без особой силы и подготовки, можно нанести существенные повреждения противнику.
Так, когда же всё- таки зародились боевые искусства, в том виде, в котором мы их сейчас знаем?
На востоке это произошло в середине первого тысячелетия. Считается, что монах по имени Бодхидхарма принёс в Китай индийскую религию- буддизм. ( в прочем она существовала там и раньше, но основное своё развитие получила именно с приходом Бодхидхармы ). В дальнейшем эта вешь буддизма, стала называться дзен- буддизмом, впитав в себя, в какой- то степени, ещё и даосизм. Впрочем, это очень спорный вопрос, Бодхидхарма ли является основоположенником дзен или нет. Но, так или иначе, с его приходом в знаменитый монастырь Шаолинь начинается история боевых искусств. Впитав в себя элементы даосской и индийской йоги, и смешавшись с китайскими школами борьбы, появляется УШУ - первая из действительно серьёзных школ рукопашного боя. А вот когда появились западные школы однозначно сказать нельзя. Ведь что представляет собой боевое искусство? Боевое искусство - есть совокупность определённых приёмов ведения боя. в физико-техническом плане, и духовная гармония и умиротворённость в философском плане. То есть, каждый приём или действие не возможно без духовной гармонии. Так говорили на востоке. Ну а что же Европа? А в Европе, которая по ряду причин является полной противоположенностью Азии, и развитие боевых искусств закончилось на том, что лучше всего описывает русская поговорка: "против лома нет приёма"; и философии никакой не надо, хвать что под руку попало, и вперёд! Не говоря уже о рукопашном бое, где всё сводилось к тому, чтобы схватить противника за горло и "дубасить", что было силы - "по лицу руками". Это описание достаточно условно, но примерно позволяет понять основную суть разницы между боевыми искусствами востока и запада. Всё это касается рукопашного боя. Бой с оружием в Европе, как сказано выше, был развит куда лучше, и поэтому его в той или иной степени можно назвать боевым искусством.
В работе с оружием, первое, что обращает на себя внимание- это подход к защищённости. На западе это. значит, выдержать удар. Отсюда и стремление к тяжёлым доспехам и, следовательно, к оружию способному их пробивать или протыкать - топорам и дубинам, с одной стороны, чеканам, пикам и стилетам- с другой. А это влияет на технику нанесения ударов с максимальным использованием силы инерции тяжёлого оружия, с жёсткими блоками и всем тем. Что называется "фехтованием со звоном". Тяжёлая защита сковывала движения, и развитых систем уходов с линии атаки, обходов противника нет. На Востоке главным было не выдержать удар, а не подставиться под него. Конечно, двуручником европейца легко разрубить японский доспех, но зато гибкость его сочленений позволяет сделать в нём сальто. И блоки более скользящие, отводящие, а при фехтовании слышен свист мечей, не сталкивающихся друг с другом. Европейское понимание защищённости ведёт к стремлению держать противника подальше от себя при помощи достаточно длинного оружия. Восточный упор на маневренность позволяет "отступать вперёд", двигаться на противника находить щели в его доспехах. И если человек Востока в бою рассчитывает, главным образом, на себя и своё умение справляться с трудностями без помощи извне, то вынутый из доспехов рыцарь, в общем, бессилен. Вторгаясь в современные анализы можно пойти шире, что любят делать некоторые буддистские проповедники, утверждающие, что суть европейского подхода заключается в том, чтобы за тебя всё делал кто- то и, что, когда между проявлением желания и его исполнением проходит время, нужное всего лишь для нажатия кнопки, то исчезает само понятие о Пути, пропадает желание учиться и нет и нет потребности тратить долгие годы на изучение боевых искусств и самосовершенствования в них, когда можно просто достать пистолет и выстрелить. Правда пистолет не всегда есть в кармане...
Однако коли речь заходит о победе, то победу эту европеец должен лицезреть. Герои бьются несколько дней без передышки, находясь несколько раз на краю гибели, но вот победа одержана и пот отёрт со лба. Так выглядят европейские описания поединков героев древности и европеизированные схватки в фильмах с боевыми искусствами. На Дальнем Востоке описание поединка выглядят по- другому: "Поднялась рука, опустился меч, голова упала на землю". А в Кэндзюцу (искусство боя мечом) есть "поединок сердец", когда два мастера просто неподвижно стоят или сидят и смотрят друг на друга, и проиграл тот, кто первым дёрнулся к оружию. И в том, чтобы демонстрировать внешние проявления мастерства, необходимости просто нет. Возможно именно такая ситуация порадила японскую поговорку: " Меч- всего лишь неуклюжие оружие для рубки дров".
На Востоке победа означает не "Я победил", а "Он побеждён". Самым великим полководцем считается не выигравший сто сражений из ста, а добившийся тех же результатов без единого сражения. Впрочем. И у нас в России полководца- героя называют не "всепобеждающим", а "непобедимым".
Можно попробовать поискать корни различия боевых искусств Востока и Запада в менталитете, сформированным с одной стороны, авраамическими религиями (иудаизм, христианство, ислам), а с другой - буддизмом. Первый путь - жёсткое разделение на наших и не наших, и активная наступательная позиция в отношении последних. Христианство не учит уважать "поганых язычников", и в нём нет истока для восприятия себя и противника, как частей единого целого, что, кстати, говоря, является обязательным условием развития мастерства в боевом искусстве Востока. Может быть, поэтому на Западе боевые искусства, если и развивались, то только как способ ведения боя, а не как путь жизни.
И так от обобщения придём все же к России. Сейчас на ряду со школами восточных единоборств, в нашей стране появляются некие школы древнеславянских боевых искусств, так попробуем же разобраться, что они собой представляют, и представляют ли собой хоть что-нибудь хотя бы отдалённо напоминающее боевые искусства.
Начнём с боя с применением оружия. Славяне в своём большинстве формировались как •цивилизация "лесовиков", то есть жителей лесов, и "степняков", соответственно, жителей степных районов. Исходя из этого, и стиль боя у них был различен. Степнякам был присущ открытый стиль боя, то есть прямолинейное нападение, без каких- либо хитростей. Отсюда и тяга к верховой езде, работе: в начале с тяжёлым длинным оружием (копьями, пиками), затем с лёгким и маневренным (шашками, саблями, палашами). Лесовики же отличались более хитроумными способами ведения боевых действий.
Характерно, например, начиная битву в поле, через некоторое время бежать в лес, заставляя противника себя преследовать. И вот когда противник, торжествуя, кинется за разбегающимся войском в лес, и начинается основное действо. Лес для лесовика, что дом родной, а в доме и стены помогают, в данном случае огромное количество всевозможных ловушек, и оружие подходящее именно для тесного боя в лесу (короткие мечи, ножи, палки, дубины, кистени).
Оборонительное вооружение славян, то есть щиты, шлемы, кольчуги, и другие доспехи, достойны отдельного разговора, так как о них известно, немного, и не всегда эти сведения достоверны.
Первые отчётливые свидетельства об отечественных доспехах относятся к начальной поре раннефеодальной государственности. Арабский историк Ибн - Русте, писавший в 903-913 годах, отмечал, что у славянского царя были "прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги". Сведения о широком использовании русскими кольчуги, шлема и других оборонительных доспехов мы находим и у византийских военных историков десятого века. Например, Лев Диакон сообщает, что войска Святослава, осаждённые в Доростоле, были защищены кольчужными бронями помимо щитов и шлемов.
Кроме кольчужных доспехов, славянами использовались так же и ламеллярные доспехи, (то есть, состоящие из отдельных металлических пластинок, соединенных между собой кожаными ремнями). Но подробных сведений о том, кем изготовлялись эти доспехи, нет. Были ли они изготовлены самими русичами, или же достались им в качестве трофеев от византийцев, или попали на Русь вместе с варягами (ведь последние составляли изрядную часть тогдашнего русского войска). В дальнейшем, в отличие от Европы, где появляются тяжёлые панцирные доспехи, на Руси кольчуги практически не меняются, за исключением того, что к ним теперь прикрепляются ударостойкие металлические пластины.
Шлемы имели куполообразную или сферообразную форму с навершием наверху. Состоял он из трёх или четырёх пластин изогнутой формы, усиливаясь в местах скрепления металлическими полосами. Вскоре появятся шлемы и в виде маски закрывающей глаза и носовую часть.
Древнейшие русские щиты, имели круглую форму, собирались из деревянных досок и снабжались полушаровым или сфероконическим кованным умбоном. Применялись они в XI-XIII веке. В конце XIII столетия в связи с усилением защиты лица верхние края миндалевидных щитов утрачивают закруглённую форму, и становятся всё более прямыми, так что очертания щита приблизились к треугольнику, кроме того, вес их уменьшился и теперь щиты были пригодны не только для пассивной защиты, но и манипулирования.
Теперь о холодном оружии. У восточноевропейских народов, как и у народов Западной Европы, одним из основных видов холодного оружия являлся меч. Те образцы мечей, которые были характерны для вооружения русских воинов, условно подразделяются на две основные группы - каролингские и романские. Мечи каролингского типа относятся к периоду IX-первой половины XI столетия. Находки подобных мечей, а обнаружено их в общей сложности более сотни экземпляров, сконцентрированы в юго-восточной части России и Украины. Их основные геометрические параметры: клинки мечей при общей длине самого оружия около метра были практически одинаковые, весьма широкие - до 6 - 6,5 см, плоские и снабжённые долами, которые по своей ширине занимали около трети общей ширины клинка и слегка суживались к его оконечности. Они имели закруглённый конец, а потому были предназначены в основном для нанесения рубящих ударов. Рукояти мечей имели массивные ладьевидные перекрестия небольшой ширины и большие грибовидные навершия. Вес порядка полутора килограмм. Мечи относящиеся к так называемому романскому типу, относятся к периоду XI - XIV столетий. Они несколько меньше и легче мечей каролингского типа. Вес их около килограмма, длина примерно 86 сантиметров и толщина их клинков на 0,5 - 1,5 см меньше чем у мечей предыдущего типа. Однако во второй половине XII столетия и особенно в первой половине X11I столетия вновь наблюдается некоторое утяжеление рубящего оружия. Обусловленное процессом усиления доспеха. Появились довольно длинные, до 120 см, и тяжёлые, до 2 кг, мечи, превосходящие по своим параметрам даже образцы IX - X веков. Изменилась и конструкция рукоятей. Перекрестия мечей вытянулись и стали достигать в длину до 18-20 см, (перекрестия предыдущих образцов составляли около 10 см). Для того чтобы меч во время рубки не зажимал кисть руки, стержень его рукояти удлинился до 12 см. Клинки приобрели вполне определённые заострения на конце, так что теперь мечом стало удобно не только рубить, но и колоть.
Историки вели очень долгие споры относительно места производства мечей, найденных на территории Древней Руси. То их считали скандинавскими, то - русскими. Но в результате проведённых работ по расчистке клинков многих сотен мечей выяснилось, что подавляющее большинство было изготовлено на территории Франкского государства, Причём по большей части в нескольких мастерских, расположенных на Рейне. О чём свидетельствуют клейма. Несомненно, на территории Древней Руси существовало собственное клинковое производство. Однако приходится констатировать, что количественно преобладали всё же изделия западных оружейников. Следующее клинковое оружие- это сабля. Длина, её, около метра, ширина 3- 3,7 см, угол кривизны 3-4,5 см.
Не менее важным оружием, чем меч и сабля, на Руси было копьё. В отличие от клинкового оружия, копья были распространены гораздо шире. Наконечники копий были самых разнообразных очертаний: от ланцетовидной формы до удленнёнотреугольной. Общая длина копья в месте с древком обычно не превышала 3 метров.
Также весьма распространённым оружием был топор. Их делят на три группы: 1) специальные боевые топорики- молотки (чеканы), с украшениями, характерные по конструкции и небольшие по размеру; 2) секиры- универсальный инструмент похода и боя-напоминали производственные топоры, но были миниатюрнее их; 3) рабочие топоры, тяжёлые и массивные, на войне вероятно применялись редко. Обычные размеры топоров первых двух групп: длина лезвия 9-15 см, ширина до 10-12 см, вес до 450 г. Рабочие топоры заметно крупнее: длина лезвия 15-22 см, ширина 9-14, вес доходил до килограмма. Военные топоры легче и меньше, потому что в походе их приходилось носить при себе.
Хоть к России это отношения почти не имеет, очень интересно вооружение монгол, так как оно повлияло на характер боя и вид русского оружия. К сожалению, в сознании нашего рядового человека прочно укрепился стереотипный, но весьма далёкий от действительности образ татаро-монгольского воина, в виде эдакого низкорослого и очень злобного человечка в одежде из шкур и лисьем малахае, восседающего на кургузой, но юркой лошади, и вооружённого страшным луком и саблей.
До наших дней сохранилось не так уж мало исторических свидетельств о монголах периода их завоевательных походов. К числу наиболее замечательных и подробных из них относится, в частности, труд францисканского монаха-миссионера Джованни дель Плано Карпини, посетившего в 1245 году Монголию по поручению папы Иннокентия IV.
В своём сочинении, представляющем собою детальный отчёт об увиденном во время путешествия, Плано Карпини рассказывает не только о монгольском быте и нравах, но и подробно описывает монгольское вооружение и тактику.