Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:41, реферат
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием - быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энергозатрат.
Введение
Скоростные способности человека
Методы воспитания скоростных способностей
Развитие быстроты двигательной реакции
Упражнения для развития быстроты
Заключение
Список используемой литературы
С другой стороны, чем менее
трудным и более
Гипоксия, а также сильное
и продолжительное нервное
Сложные реакции на движущийся объект (РДО) встречаются не только в спортивных играх, единоборствах, стрельбе по движущимся мишеням, но и во многих видах профессиональной деятельности. Время реакции может составлять от 0,25 до 3,0-4,0 секунд. На сенсорную фазу уходит примерно 0,05 секунды.
Значит, основное значение для быстроты реагирования имеют способность увидеть перемещающийся с высокой скоростью объект и моторная фаза реакции. На это и должна быть направлена тренировка.
Для тренировки используют упражнения с реакцией на движущийся объект. В тех случаях, когда объект зафиксирован взглядом уже до начала движения, время реагирования существенно уменьшается. Тренировочные требования должны постоянно усложняться:
1. Постепенным увеличением скорости перемещения.
2. Внезапностью появления объекта.
3. Сокращением дистанции
реагирования. Точность реакции
на движущийся объект
Для развития быстроты реакции на движущийся объект можно использовать подвижные игры с небольшим (например, с теннисным) мячом и спортивные игры, но основными средствами тренировки все-таки являются упражнения, специфичные для каждого конкретного вида профессиональной (или спортивной) деятельности.
Развитие и совершенствование
реакции выбора связано с принятием
необходимого двигательного решения
из нескольких возможных вариантов.
Сложность осуществления
Аналогичная ситуация может сложиться и при атакующих действиях в волейболе, футболе и в других играх.
При тренировке реакции выбора
необходимо идти по пути постепенного
увеличения числа возможных вариантов
изменения обстановки. В ряде случаев
большую роль в сокращении времени
сложной двигательной реакции играет
фактор предвосхищения ситуации (это
так называемая антиципирующая реакция).
Достигается такое
Целенаправленного развития быстроты и скорости движений требуют далеко не все современные профессии. Для большинства видов трудовой деятельности достаточно бывает того ее уровня, который достигается в процессе общефизической подготовки. Вместе с тем, работа операторов, пилотов авиалайнеров, водителей автотранспорта, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, различных служб охраны и т. п., требует высокого уровня развития быстроты.
Средства для развития
быстроты могут быть самыми разнообразными.
Для многих профессий созданы
специальные электронные
В самостоятельных занятиях можно применять упражнения с партнером и без партнера, групповые упражнения для развития и совершенствования быстроты и скорости движений. Некоторые из таких достаточно простых и эффективных упражнений приведены в данном разделе.
4. Упражнения для развития быстроты
1. Бег со старта из различных положений, в том числе из положения сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону (относительно направления движения). Дозировка: [5-6 раз по 10-15 метров с интервалом в 1,0-1,5 минуты] х 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха. Эти упражнения рекомендуется выполнять по сигналу, в группе или самостоятельно, но, желательно, с контролем времени.
2. Бег с максимальной скоростью на 30-60 метров. Дозировка: 3-5 раз х 1серии. Отдых до полного восстановления дыхания.
3. Бег с предельной скоростью с «ходу»: 10-30 метров с 30-метрового разбега. Выполнять, как и предыдущее упражнение.
4. Быстрый бег под уклон (до 15 градусов) с установкой на достижение максимальной скорости и частоты движений на дистанции 10-30 метров с 30-метрового разбега. Дозировка: 3-5 раз х 1-2 серии.
5. Быстрый бег в парке или в лесу с уклонами и уходами от встречных веток кустов и деревьев. Дозировка: быстрый бег до 10 секунд с последующей ходьбой 1-2 минуты. Всего выполнить 3-4 серии. Обратить внимание на меры безопасности.
Воспитание быстроты простой двигательной реакции. В настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции - метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.
Упражнения на быстроту реакции
вначале выполняют в
Как правило, реакция осуществляется
не изолированно, а в составе конкретно
направленного двигательного
Добиться значительного сокращения времени простой реакции - трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10-0,15 с.
Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.
Воспитание быстроты сложных двигательных реакций. Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект.
Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направленное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.
При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции - нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции - обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:
1) воспитывают умение
заблаговременно включать и «
2) направленно увеличивают
требования к быстроте
Время реакции выбора во
многом зависит от возможных вариантов
реакции, из которых должен быть выбран
лишь один. Учитывая это, при воспитании
быстроты реакции выбора стремятся
прежде всего научить занимающихся
искусно пользоваться «скрытой интуицией»
о вероятных действиях
Применяя для
На время реакции влияют
такие факторы, как возраст, квалификация,
состояние занимающегося, тип сигнала,
сложность и освоенность
Заключение
Быстрота - это способность
человека в определённых специфических
условиях мгновенно реагировать
с высокой скоростью движений
на тот или иной раздражитель, выполняемых
при отсутствии значительного внешнего
сопротивления, сложной координации
работы мышц в минимальный для
данных условий отрезок времени
и не требующих больших
Физиологический механизм проявления
быстроты представляется как многофункциональное
свойство, зависящее от состояния
нервной системы (ЦНС) и её двигательной
сферы периферического нервно-
Различают несколько элементарных и комплексных форм проявления быстроты:
~ Быстрота простой и сложной двигательной реакции;
~ Быстрота одиночного движения (темп движения);
~ Быстрота сложного (многоуровневого движения связанного с изменением положения тела, например в баскетболе, плавании, беге и т.д.);
~ Частота не нагруженных движений.
Эти формы относительно независимы и слабо связаны с уровнем физической подготовленности. С возрастом элементарные и комплексные формы проявления быстроты претерпевают существенные изменения, которые необходимо учитывать при её развитии в процессе многолетней тренировки.
Показатели скорости в естественных условиях зависят от развиваемого ускорения, а оно определяется силой мышц, и через нee массой тела, или его звеньев, длиной рычага, общей длиной тела и т.д.
Двигательная реакция - это ответ на внезапно появляющийся сигнал определёнными движениями или действиями. Время реагирования на сигнал измеряется интервалом между появлениями сигнала и началом ответного действия. Это время определяется:
~ быстротой возбуждения рецептора и посылки импульса в сенсорные центры;
~ быстротой переработки сигнала в ЦНС;
~ быстротой принятия решения о реагировании на сигнал;
~ быстротой посылки сигнала к началу действия;
~ быстротой развития возбуждения в исполнительном органе (мышцы).
Во многих случаях от спортсмена требуется не простое реагирование на сигнал, а оценка ситуации (спортивные игры, фехтование, сигнал стартера в лёгкой атлетике и т.д.), когда на один сигнал надо реагировать а на другой нет. Это естественно увеличивает время реагирования сигнал. Различают время простой реакции (реагирование на одиночный сигнал) и время сложной реакции. Сложная, в свою очередь, подразделяется на реакцию выбора и реакцию на движущийся объект (РДО).
Скорость как предельная быстрота одиночного движения рассматривается только при расчлененном биохимическом анализе двигательного навыка.
Быстрота как характеристика темпа движения представляет собой способность быстро чередовать сокращения и расслабления отдельных групп мышц, т.е. осуществлять «включение - выключение».
Скоростные качества человека определяются, прежде всего такими факторами как наследственность возраст, пол, состояние нервно - мышечного аппарата (механизм), времени суток и др.