Итак, как уже отмечалось,
здоровье человека зависит от
многих факторов: наследственных, социально-экономических,
экологических, деятельности системы
здравоохранения. Но особое место
среди них занимает образ жизни
человека. Более подробному рассмотрению
значения образа жизни для
здоровья посвящена следующая
часть данной работы.
^ 3. Православный взгляд
на здоровье человека.
Господь изначально
наделил нас мощной защитой
от внешних и внутренних угроз.
Такой защитой является иммунная
система организма, которая исправно
выполняет свои функции, если
человек живет по законам Божиим.
По учению святых отцов, Церковь
есть врачебница, которая исцеляет
больных, а епископы и священники
являются врачевателями народа
Божия. Принято считать, что
здоровье является нормой человеческого
существования, а болезнь нарушает
эту норму. Православие по иному
рассматривает проблему болезни
и здоровья. Святые отцы полагали,
что болезни и скорби могут
послужить духовному возрастанию
человека, помочь ему приблизится
к Богу. По учению Церкви, человек-
носитель образа и подобия
Божьего, а здоровье – это
дар Божий, как и сама жизнь.
Потому-то люди должны относиться
и к своей жизни, и к своему
физическому и духовному здоровью
крайне внимательно, беречь их
как дар Божий, хранить себя
в целостности.
Любые недуги и болезни
человека, по учению Святой Церкви,-
это следствие нашего греха,
следствие нарушения внутренней
гармонии, внутреннего духовного
баланса, компромиссов со своей
совестью. Если человек сохраняет
свою внутреннюю целостность,
если его нравственная база
находится на достойном уровне,
то его действия и поступки
благотворно сказываются на всех,
с кем он общается: и на людях,
и на животных, и на растениях.
Так из истории святоотеческого
наследия известно, что ко многим
святым отцам свободно подходили
дикие звери и никогда их
не трогали. Нарушение же нравственного
баланса человека отрицательно
сказывается на всем окружающем
мире. Поэтому грех является метафизическим
источником телесных и душевных
недугов, страданий и смерти
любого из нас. Христос говорит:
«...Не здоровые имеют нужду во враче,
но больные; Я пришел призвать не праведников,
но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). Святые
отцы (например, преподобный Максим Исповедник)
соотносят здоровье с добродетелью и знанием
Бога, а болезнь – с пороком и неведением
Бога. Благодать Божия хранит подлинно
верующего человека, ибо написано: «...Если
ты будешь слушаться гласа Господа Бога
твоего, и делать угодное пред очами Его,
и внимать заповедям Его, и соблюдать все
уставы Его, то не наведу на тебя ни одну
из болезней, которые навел Я на Египет...»
(Исх. 15, 26). Это общее обетование Господь-Целитель
дал не только в отношении «египетских
казней». Он обещал отдалять от верующих
всякую немощь (Втор. 7, 15; Пс. 40, 4), избавлять
их «от гибельной язвы… язвы, ходящей
во мраке, заразы, опустошающей в полдень»
(Пс. 90). В славянском переводе 90-го псалма
написано абсолютно недвусмысленно: «Не
приидет к тебе зло, и рана не приближится
телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть
о тебе, сохранити тя во всех путех твоих».
Премудрость Божия спасает от бед (в славянском
тексте – «от болезней избави») служащих
ей (Сир. 10, 9). Вот лишь два ветхозаветных
факта: еврейские женщины были более здоровы,
чем египтянки (Исх. 1, 19), а в коленах Израилевых,
вышедших из египетского плена, не было
ни одного(!) болящего (Пс. 104, 37). И, заметим,
все это в таких неблагоприятных моральных
и социальных условиях, как рабство!
Косвенным подтверждением
сказанного служат статистические
выводы известного английского
социального психолога, специалиста
по межличностным отношениям
и психологии религии Майкла
Аргайла. Его данные не бесспорны
и дают хороший повод для
размышлений. Он утверждает, что
верующие люди болеют меньше
неверующих. Ученый выдвигает, по
крайней мере, три объяснения
данному феномену. Во-первых, верующие
имеют более здоровый образ
жизни: ведут упорядоченную половую
жизнь, исключают излишества в
питании, воздерживаются от вредных
привычек (алкоголизм, курение, наркомания
и т.д.). Во-вторых, религия способствует
снятию внутреннего напряжения,
депрессии, поддерживает морально,
умиротворяет, и этим нормализует
артериальное давление. В-третьих,
социальная поддержка Церкви
смягчает разрушительные для
здоровья действия стрессов. «Если
же взять взрослое население
в целом, – замечает М. Аргайл,
– то, согласно наблюдениям, прихожане
менее других подвержены невротическим
расстройствам... У людей старших
возрастов наблюдается четкая
взаимосвязь между посещениями
Церкви и положительным психическим
здоровьем».. Анализируя статистические
цифры, можно сказать, что одно
из главнейших отличий верующего
во Христа человека от неверующего
- христианское покаяние в грехах.
С православной точки
зрения, болезнь является нормой
жизни, поскольку в грехопадении
прародителей Адама и Евы человеческая
плоть изменила свои качества
- стала немощной, склонной к болезням
и старости, смерти и тлению. «Причина
болезни - грех, своя собственная
воля, а не какая- либо необходимость»,
- утверждал преподобный Ефрем
Сирин. «Неужели все болезни
от грехов?- спрашивал святитель
Иоанн Златоуст.- Не все, но
большая часть. Некоторые бывают
от беспечности. Чревоугодие,
пьянство и бездействие также
производят болезни». «Болезни вместо
епитимий идут. Терпите благодушно:
они будут, как мыло у прачек»,-
говорил святой Феофан Затворник.
Преподобный Иван Лествичник
писал, что «болезни посылаются
для очищения согрешений, а иногда
для того, чтобы смирить возношение».
Известно, что и святые
имели болезни, часто неизлечимые.
Апостол Павел, например, пишет
«…дано мне жало в плоть…удручать
меня, чтобы я не превозносился».
Некоторые святые молили Бога,
чтобы им была послана болезнь
как испытание, дающее возможность
совершения сугубого духовного
подвига.
В ХХ веке болезнь
стала пониматься узко, обычно
только как телесное страдание.
Это является выражением общего
неправильного отношения к человеку
как к сгустку мыслящей материи,
или к жизни, как только к
движению материи. Православное
понимание болезни шире медицинского.
«Болезную, братие, вместе с вами,-
говорит св. Киприан в Слове
о падших.- Нисколько не утешает
меня в болезнях моих то, что
я сам здоров и невридим. Ибо
пастырь уязвляется в язве
своего стада… ». В одном
из своих посланий святой апостол
Павел призывает: «Не будем
тщеславиться, друг друга раздражать,
друг другу завидовать» (Гал.5,26),
потому что зависть бывает
«угрызением» для духа души
человеческой и червоточиной
для костей. Ведь наше телесное
здоровье зависит от нашего
духовного состояния, недаром
в притче говорится : «Кроткое
сердце – жизнь для тела, а
зависть – гниль для костей2
(Притч.14.30). Зависть производит неустройство
и зло. «ибо где зависть и
сварливость. Там неустройство
и всё худое» (Иак.3,16), а христианская
любовь чужда зависти, потому
что она, как сказал другой
апостол – Иоанн, исходит от
Бога, и всякий любящий рождён
от Бога.
Из всего вышесказанного
можно сделать вывод, что в
христианстве физический труд, здоровый
образ жизни приобретают особое
воспитательное значение, как средство
сохранения чистоты и подавления
чувственности, эгоизма и гордости.
Все это и составляет ту
гармонию человеческой природы,
которую мы утратили через
грехопадение и которую призваны
восстановить. В этом полнота,
радость и счастье земной жизни.
По учению Святой Церкви, человек
уже появляется на свет с
первородным грехом. Поэтому врачевать
испорченную природу, полученную
от первых людей мы должны,
прежде всего, средствами духовными
и церковными. Необходимо восстановить
внутренний духовный баланс, гармонию
внутреннего мира, и тогда восстановится
физическое здоровье.
3. ^ Понятие о здоровом
образе жизни: научный взгляд
Здоровье человека
более чем на 50%, согласно разным
источникам зависит от его
образ жизни (13; 14). Д. У. Нистрян
пишет: “Как считают некоторые
исследователи, здоровье человека
на 60 % зависит от его образа
жизни, на 20 % - от окружающей среды
и лишь на 8 % - от медицины”
( 11). По данным ВОЗ, здоровье
человека на 50-55 % определяется условиями
и образом жизни, на 25 % - экологическими
условиями, на 15-20 % оно обусловлено
генетическими факторами и лишь
на 10-15 % - деятельностью системы здравоохранения
(6).
Существуют разные
подходы к определению понятия
“образ жизни”. Так, ряд авторов
полагают, что образ жизни рассматривается
как “система взаимоотношений
человека с самим собой и
факторами внешней среды”, где
система взаимоотношений человека
с самим собой представляет
собой сложнейший комплекс действий
и переживаний, наличие полезных
привычек, укрепляющих природный
ресурс здоровья, отсутствие вредных,
разрушающих его (8).
Издревле, еще до возникновения
профессиональной медицины, люди
подмечали влияние на здоровье
характера труда, привычек, обычаев,
а также верований, мыслей, переживаний.
Известные медики разных стран
обращали внимание на особенности
труда и быта своих пациентов,
увязывая с этим возникновение
недугов.
20 век многое дал человечеству:
электричество, телевидение, современный
транспорт. Но вместе с тем,
конец века характеризуется глубокой
рассогласованностью природных,
социальных и духовных основ
человека и среды его жизнедеятельности
(6). Произошли существенные изменения
в сознании человека: если раньше
он был одновременно и производителем,
и потребителем различных благ,
то в настоящее время эти
функции разделились, что отразилось
и на отношении нашего современника
к своему здоровью. В прежние времена человек,
“потребляя” свое здоровье в тяжелом
физическом труде и в борьбе с силами природы,
хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться
о его восстановлении. Теперь же людям
кажется, что здоровье так же постоянно,
как электро- и водоснабжение, что оно
будет всегда (9). И.И.Брехман отмечает:
“ Чем большими будут автоматизация производства
и кондиционирование среды обитания, тем
менее тренированными окажутся защитные
силы организма. Породив своей производственной
деятельностью экологическую проблему,
обеспокоенный сохранением природы в
планетарном масштабе, человек забыл,
что он часть природы, и свои усилия направляет
главным образом на сохранение и улучшение
окружающей среды” (9). Для сохранения
и восстановления здоровья недостаточно
пассивного ожидания, когда природа организма
раньше или позже сделает свое дело. Человеку
самому необходимо совершать определенную
работу в данном направлении. Но, к сожалению,
большинством людей ценность здоровья
осознается только тогда, когда возникает
серьезная угроза для здоровья или оно
в значительной степени утрачено, вследствие
чего возникает мотивация вылечить болезнь,
вернуть здоровье. Вместе с тем, здоровый
человек может и должен ориентироваться
в своем образе жизни на положительный
опыт старшего поколения и на отрицательный
- больных людей. Однако, такой подход действует
далеко не на всех и с недостаточной силой.
Очень многие люди своим образом и поведением
не то, что способствуют здоровью, а разрушают
его. В то же время, понятие здорового образа
жизни гораздо шире, чем режим труда и
отдыха, система питания, различные закаливающие
и развивающие упражнения; в него также
входит система отношений к себе, к другому
человеку, к жизни в целом, а также осмысленность
бытия, жизненные цели и ценности (12). Чтобы
понять и принять себя необходимо "прикоснуться",
обратить внимание на свой внутренний
мир.
Таким образом, понятие
здорового образа жизни гораздо
шире, чем отсутствие вредных
привычек, режим труда и отдыха,
система питания, различные закаливающие
и развивающие упражнения; в него
также входит система отношений
к себе, к другому человеку, к
жизни в целом, а также осмысленность
бытия, жизненные цели и ценности
и т.д. (12).
Исходя из вышеизложенного,
можно заключить, что понятие
здорового образа жизни в науке
является многогранным и пока
недостаточно разработанным. Вместе
с тем на уровне обыденного
сознания представления о здоровом
образе жизни существуют многие
столетия. Исследованию представлений
о здоровом образе жизни посвящена
следующая часть данной работы.
3. Анализ результатов исследования
^ 3.1. Описание методики
и организации исследования.
Для изучения представлений
о здоровом образе жизни нами
была разработана анкета, состоящая
из 2 частей (прил.1). Первая часть
включает 6 вопросов, 3 из которых
носят открытый характер и
представляют собой неоконченные
предложения, а в других трех
пунктах испытуемому необходимо
выбрать один из предлагаемых
ответов и обосновать свой
выбор. При обработке первой
части анкеты использовался контент-анализ.
Вторая часть анкеты
состоит из двух пунктов. Первый
пункт представляет собой сокращенный
вариант методики ценностных
ориентации М. Рокича. Испытуемому
предлагается список из 15 жизненных
ценностей, которые необходимо
проранжировать согласно их значимости
для испытуемого. Во втором пункте указаны
составляющие здорового образа жизни,
которые также необходимо расставить
по степени важности для здорового образа
жизни.
При обработке определялись
средние показатели рангов отдельно
для каждой группы испытуемых.
Для анализа неосознанных представлений
о здоровом образе жизни испытуемым
учащимся 1-4 классов, предлагалось
сделать рисунок, отражающий их
представления о здоровом образе
жизни. Участвующие в эксперименте
получали следующую инструкцию:
“Нарисуйте, пожалуйста, что Вы представляете,
когда слышите выражение “Мое
здоровье ”.
При анализе рисунков
были выделены такие аспекты
здорового образа жизни, как
занятия спортом, отсутствие привычки
к курению, общение с природой,
отсутствие пристрастия к алкоголю,
правильное питание и деятельность
системы здравоохранения. В эксперименте
приняли участие 30 учащихся МОУ
Арсентьевской ООШ и воспитанников
структ. подразделения д/с «Ромашка».
Полученные в исследовании результаты
представлены в следующих разделах.
Заключение
Исходя из выше изложенного,
можно сказать, что известная
пословица «в здоровом теле
– здоровый дух» будет справедлива,
если мы её прочтём в обратной
последовательности: «здоровый дух
– здоровое тело». Тесная взаимосвязь
духовного и физического является
настолько очевидной, что игнорировать
её невозможно. Поэтому именно
сегодня хочется акцентировать
внимание общественности, своих
сверстников об этой связи,
подчеркивая, что у каждой практической
болезни есть свои духовные
причины и свои корни. Есть
некоторые заболевания, которые
нагляднейшим образом свидетельствуют
о наличии этой связи. Возьмем
алкоголизм или наркоманию. Что
это - порок духовный или физическая
болезнь? И то и другое вместе.
Что тут первично – слабость
человека, отсутствие контроля духа
над инстинктивным началом или
разрушительное влияние алкоголя
на клетки человеческого организма?
Где мы проведете эту грань?
Между духовным и физическим?
Она тесна, так неопределенна,
что отрывать одно от другого
– это значит совершать ошибку.
Следовательно, «Здоровье нации»,
«Здоровье» с большой буквы
– это и здоровье тела, и
здоровье духа.
В свете всего того,
что сказано в данной работе
о взаимосвязи духовного и
материального, совершенно очевидно,
что от нравственного здоровья
человека, от нравственного здоровья
общества во многом зависит
его физическое здоровье. Больше
того, зависит здоровье государства
и здоровье общества в целом.
Еще раз смею напомнить, что
уровень здоровья человека зависит
от многих факторов: на 5-10 % связан
с деятельностью системы здравоохранения,
на 15 % обусловлен генетическими
факторами, на 20 % его определяют
экологические условия и на 55
% - условия и образ жизни человека.
Становится очевидным, что первостепенная
роль в сохранении и формировании
здоровья все же принадлежит
самому человеку, его образу жизни,
его ценностям, установкам, степени
гармонизации его внутреннего
мира и отношений с окружением.
Вместе с тем современный человек
в большинстве случаев перекладывает
ответственность за свое здоровье
на врачей. Он фактически равнодушен
по отношению к себе, не отвечает
за силы и здоровье своего
организма, и наряду с этим
не старается исследовать и
понимать свою душу. В действительности
человек занят не заботой о
собственном здоровье, а лечением
болезней, что и приводит к
наблюдающемуся в настоящее время
увяданию здоровья на фоне
значительных успехов медицины.
И укрепление собственного здоровья
должно стать потребностью и
обязанностью каждого человека.