Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 15:53, реферат
Краткое описание
Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что здоровым быть невозможно без занятий физической культурой. Древнегреческий философ Платон называл движение “целительной частью медицины”, а писатель и историк Плутарх – “кладовой жизни”. Всегда ли мы ценим то чтобы эта “кладовая” не опустошалась? К сожалению, нет. На различных этапах развития человек все дальше отходит от физического труда. Так раньше доля ручного труда в процессе производства составляла 95%, остальное приходилось на использование немногочисленных паровых машин и вьючных животных. Сегодня, в век научно технического процесса человечество практически отошло от масштабного использования ручного труда тем самым “развязав руки” так называемым болезням века.
Содержание
Введение 1. Взаимосвязь физической и умственной деятельности 2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности 3. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление Заключение Список использованной литературы
Утомление наступает при физической
и умственной деятельности. Оно может
быть острым, т.е. проявляться
в короткий промежуток времени, и хроническим,
т.е. носить длительный характер (вплоть
до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим
изменение функций организма в целом,
и локальным, затрагивающим
какую-либо ограниченную группу мышц,
орган, анализатор.
Различают две фазы утомления: компенсированную (когда
нет явно выраженного снижения работоспособности
из-за того, что включаются резервные возможности
организма) и некомпенсированную (когда
резервные мощности организма исчерпаны
и работоспособность явно снижается).
Систематическое выполнение работы на
фоне недовосстановления, непродуманная
организация труда, чрезмерное нервно-психическое
и физическое напряжение могут привести
к переутомлению,
а следовательно, к перенапряжению нервной
системы, обострениям сердечно-сосудистых
заболеваний, гипертонической и язвенным
болезням, снижению защитных свойств организма.
Физиологической основой всех этих явлений
является нарушение баланса возбудительно-тормозных
нервных процессов. Умственное переутомление
особенно опасно для психического здоровья
человека, оно связано со способностью
центральной нервной системы долго работать
с перегрузками, а это в конечном итоге
может привести к развитию запредельного
торможения, к нарушению слаженности взаимодействия
вегетативных функций .
Восстановление – «процесс, происходящий в
организме после прекращения работы и
заключающийся в постепенном переходе
физиологических и биохимических функций
к исходному состоянию». Время, в течение
которого происходит восстановление физиологического
статуса после выполнения определенной
работы, называют восстановительным
периодом. Следует помнить, что в организме
как во время работы, так и в предрабочем
и послерабочем покое, на всех уровнях
его жизнедеятельности непрерывно происходят
взаимосвязанные процессы расхода и восстановления
функциональных, структурных и регуляторных
резервов. Во время работы процессы диссимиляции
преобладают над ассимиляцией и тем больше,
чем значительнее интенсивность работы
и меньше готовность организма к ее выполнению.
В восстановительном периоде
преобладают процессы ассимиляции, а восстановление
энергетических ресурсов происходит с
превышением исходного уровня (сверхвосстановление,
или суперкомпенсация). Это имеет огромное
значение для повышения тренированности
организма и его физиологических систем,
обеспечивающих повышение работоспособности.
Схематически процесс восстановления
можно представить в виде трех взаимодополняющих
звеньев: 1) устранение изменений и нарушений
в системах нейрогуморального регулирования;
2) выведение продуктов распада, образующихся
в тканях и клетках работавшего органа,
из мест их возникновения; 3) устранение
продуктов распада из внутренней среды
организма.
В течение жизни функциональное
состояние организма периодически меняется.
Такие периодические изменения могут
происходить в короткие интервалы и в
течение длительных периодов. Периодическое
восстановление связано с биоритмами,
которые обусловлены суточной периодикой,
временем года, возрастными изменениями,
половыми признаками, влиянием природных
условий, окружающей среды. Так, изменение
временного пояса, температурных условий,
геомагнитные бури могут уменьшить активность
восстановления и ограничить умственную
и физическую работоспособность.
Различают раннюю и позднюю фазу
восстановления. Ранняя фаза заканчивается
через несколько минут после легкой работы,
после тяжелой - через несколько часов;
поздние фазы восстановления могут длиться
до нескольких суток.
Утомление сопровождается фазой
пониженной работоспособности, а спустя
какое-то время может смениться фазой
повышенной работоспособности. Длительность
этих фаз зависит от степени тренированности
организма, а также от выполняемой работы.
Функции различных систем организма
восстанавливаются не одновременно. К
примеру, после длительного бега первой
возвращается к исходным параметрам функция
внешнего дыхания (частота и глубина);
через несколько часов стабилизируется
частота сердечных сокращений и артериальное
давление; показатели же сенсомоторных
реакций возвращаются к исходному уровню
спустя сутки и более; у марафонцев основной
обмен восстанавливается спустя трое
суток после пробега.
Рационально сочетать нагрузки
и отдых необходимо для того, чтобы сохранить
и развить активность восстановительных
процессов. Дополнительными
средствами восстановления могут быть
факторы гигиены, питания, массаж, биологически
активные вещества (витамины). Главный
критерий положительной динамики восстановительных
процессов - готовность к повторной деятельности,
а наиболее объективным показателем восстановления
работоспособности служит максимальный
объем повторной работы. С особой тщательностью
необходимо учитывать нюансы восстановительных
процессов при организации занятий физическими
упражнениями и планировании тренировочных
нагрузок. Повторные нагрузки целесообразно
выполнять в фазе повышенной работоспособности.
Слишком длинные интервалы отдыха снижают
эффективность тренировочного процесса.
Так, после скоростного бега на 60-80 м кислородный
долг ликвидируется в течение 5-8 мин. Возбудимость
же центральной нервной системы в течение
этого времени сохраняется на высоком
уровне. Поэтому оптимальным для повторения
скоростной работы будет интервал в 5-8
мин.
Чтобы ускорить процесс восстановления,
в спортивной практике используется активный
отдых, т.е. переключение на другой вид
деятельности. Значение активного отдыха
для восстановления работоспособности
впервые было установлено русским физиологом
И.М. Сеченовым (1829-1905). Он показал, к примеру,
что утомленная конечность восстанавливается
ускоренно не при пассивном отдыхе, а при
работе другой конечностью.
Заключение
В наш век атома и кибернетики
умственный труд все больше вытесняет
физический или тесно сливается с ним.
Но, как я старался показать, напряженный
умственный труд требует очень хорошей
физической подготовки человека.
“Всю мою жизнь, - писал И.П.Павлов,
я любил и люблю умственный труд, и физический,
и, пожалуй, даже больше второй. А особенно
чувствовал себя удовлетворенным, когда
в последний вносил какую-нибудь хорошую
догадку, т.е. соединял голову с руками”.
Основатель дела физического
воспитания в России выдающийся врачи
педагог П.Ф.Лесграф неоднократно подчеркивал,
что несоответствие слабого тела и развитой
умственной деятельности – “тела и духа”
рано или поздно скажется отрицательно
на общем состоянии и здоровье человека.
“Такое нарушение гармонии… писал он,
- не остается безнаказанным – оно неизбежно
влечет за собой бессилие внешних проявлений:
мысль и понимание могут быть, но не будет
надлежащей энергии для последовательной
проверки идей и настойчивого проведения,
и применения их на практике”.
Список использованной
литературы
Анатомия человека. Учебник
для институтов физической культуры. /Под
ред. В.И. Козлова. - М.: ФиС, 1978.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье.
- М.: ФиС, 1987.
Бальсевич В.А., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. -Киев. .Здоровья, 1987.
Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда.-М.:3нание, 1987.
Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов М.: Высшая школа, 1978.
Матвеев Л.П. Теория и методика
физической культуры. - М.: ФиС,1991.
Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В.
Физическая культура для людей, занятых
малоподвижным трудом. - М.: Советский спорт,1993.
Физическая культура (курс лекций):
Учебное пособие/Под общ. ред. Л. М. Волковой,
П. В. Половникова: СПбГТУ, СПб, 1998.
Физическая культура студента.
Учебник для студентов вузов./ Под. ред. В.И. Ильинича. - М.:Гардарики,1999.