Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:28, реферат
Врачи относят меня к разряду слабовидящих детей. У меня дальнозоркость средней степени. Дальнозоркость, если ее игнорировать, чревата такими неприятными осложнениями как косоглазие, сто и произошло в поем случае из-за ошибки врачей. Цель: изучить медицинские противопоказания при занятиях физической культурой и приемы других средств физической культуры при заболевании дальнозоркость.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ …………………………………………...4
Характеристика детей с нарушением зрения…..…………...4
Зрительные дисфункции у детей школьного возраста..........5
Особенности физического развития и двигательных нарушений…………………………………………………....8
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОЧПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ……………………………….………….10
Задачи и средства адаптивного физического воспитания…………………………………….…………...……10
Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания………………………..…………………………......12
Особенности регулирования психофизической нагрузки…...14
Показания и противопоказания к физическим упражнениям................................................................................16
Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения……………………………………………..18
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЙ…..21
Сохранение остаточного зрения………………………………21
Профилактика травматизма…………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………24
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….......25
© охрана и развитие остаточного зрения;
© развитие навыков пространственной ориентировки;
© развитие и использование сохранных анализаторов;
© развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; развитие двигательной функции глаза;
© укрепление мышечной системы глаза;
© коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;
© коррекция скованности и ограниченности движений;
© коррекционно-компенсаторное
развитие и совершенствование мышечно-
© активизация функций сердечно- сосудистой системы;
© улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;
© коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений;
© развитие межпредметных знаний;
© развитие коммуникативной и познавательной деятельности и пр.
В современной практике
адаптивного физического
1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.
2. Общеразвивающие упражнения:
— без предметов;
— с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);
— на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.).
3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.
4. Упражнения для укрепления сводов стопы.
5. Упражнения для развития
и укрепления мышечно-
6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно- сосудистой систем.
7. Упражнения на развитие
равновесия, координационных способностей
(согласованность движений рук
и ног, тренировка
8. Упражнения на развитие
точности движений и
9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).
10. Упражнения на расслабление
(физическое и психическое), расслабление
мышц (релаксация мышц), сознательное
снижение тонуса различных
11. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).
12. Упражнения на развитие
и использование сохранных
13. Упражнения для развития мелкой моторики руки.
14. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.
15. Плавание.
16. Лыжная подготовка.
К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.
2.2. Коррекционная направленность
адаптивного физического
Адаптивное физическое воспитание
детей в школах III—IV видов предусматривает
овладение школьниками
В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются не только общие задачи — развитие, обучение, воспитание, которые совпадают с образовательными задачами здоровых детей и отражены в программных документах, но и специальные задачи. Они имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.
К особенностям коррекционной направленности
адаптивного физического
1) возраст и пол;
2) результат медицинского
3) степень и характер зрительного нарушения (устойчивая и неустойчивая ремиссия); поля зрения (нарушения центрального и периферического зрения, сужение полей зрения); остроты зрения; врожденная или приобретенная патология и пр.;
4) состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие заболевания);
5) исходный уровень физического развития;
6) состояние опорно-
7) наличие сопутствующих
8) способность ребенка к
9) наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта;
10) состояние и возможности
11) способы восприятия учебного материала;
12) состояние нервной системы
(наличие эпилептического
Уроки адаптивного физического воспитания в школах для детей с нарушением зрения варьируются в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся Например, в 1—2-х классах продолжительность подготовительной и заключительной частей по времени больше, чем в 3—4-х классах, затем по мере приобретения двигательного и сенсорного опыта и адаптации организма к физической нагрузке продолжительность основной части урока увеличивается, что позволяет больше времени уделять основным задачам урока.
Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности.
2.3. Особенности регулирования
психофизической нагрузки. Показания
и противопоказания к
Дети с нарушением зрения нуждаются в осторожном подходе к занятиям физическими упражнениями. При регулировании физической нагрузки целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:
• использовать как стандартные (одинаковые по скорости, темпу и весу), так и переменные (изменяющиеся в ходе урока) виды нагрузки;
• варьировать формы и условия выполнения двигательных действий;
• варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, уровня их физической подготовленности;
•варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику и пр.;
• воздерживаться от длительной статической
нагрузки с поднятием тяжести, упражнений
высокой интенсивности, которые
могут вызвать повышение
• учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;
• для улучшения психосоматическое состояния использовать психогимнастику;
• наблюдать за самочувствием занимающихся; умеренное утомление не является противопоказанием, однако в результате нерациональной организации труда (физического, умственного, зрительного) может наступить переутомление;
• при наличии синдрома эпилепсии исключать упражнения на стимулирование дыхательной системы, на повышенной опоре, игры высокой интенсивности, все то, что может спровоцировать приступ;
• учитывать, что нарушения эмоционально-
Подвижные и спортивные игры также являются хорошим средством регулирования физической нагрузки Например, использование игр малой и средней интенсивности («Тише едешь — дальше будешь», «Пограничники», «Сделайте, пожалуйста» и др ), выполнение задания на внимание (10 шагов вперед, 9 назад, 9 шагов вперед, 8 назад и пр ) Используются также сюжетно-ролевые и подвижные игры с корригирующей направленностью (игры с мячом, игры, направленные на развитие слухового осязательного анализаторов, на развитие навыков пространственной ориентировки и пр. )
2.4. Показания и противопоказания к физическим упражнениям
В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации всех учащихся по состоянию здоровья делят на три группы (цит В П Ермакова, 1990)
1-я группа — основная,
2-я группа — подготовительная,
3-я группа — специальная
К 1-й группе относятся дети, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья.
Ко 2-й группе относятся дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и в физическом развитии, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью, временно освобожденные от уроков физкультуры.
К 3-й группе относятся дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера Им противопоказаны занятия по общей программе, они не допускаются к соревнованиям.
Для детей с нарушением
зрения (при некоторых заболеваниях)
предусматриваются следующие ог
Ограничения имеют место при следующих заболеваниях: увеит (хориоретинит), свежая травма оболочек глазных яблок, дегенерация или отслойка сетчатки, дистрофия роговицы, опухоли мозга или глаза, глаукома, катаракта, афакия, миопия высокой степени (выше 6,0 D с осложнением на глазном дне), в раннем послеоперационном периоде после замены хрусталика (первые полгода), подвывих (смещение) хрусталика, который происходит вследствие слабости или разрыва связки, поддерживающей его в глазу При наличии этих заболеваний противопоказаны следующие виды спорта прыжки в воду, тяжелая атлетика, бокс, борьба, хоккей, футбол, баскетбол (разрешается выполнять лишь безопасные элементы футбола, баскетбола, хоккея), велоспорт, горнолыжный спорт, мотоспорт Чрезмерная физическая нагрузка может привести к отслойке сетчатки, кровоизлияниям на глазном дне и прочим осложнениям.
Сопутствующие заболевания детей с нарушенным зрением также диктуют некоторые ограничения Например, при сколиозах противопоказаны прыжки, кувырки, продолжительные висы, поднятие тяжестей. При наличии гидроцефалии чрезмерная физическая нагрузка может вызвать повышение внутриглазного давления. При эпилепсии избыточное увлечение физическими упражнениями на дыхание, на повышенной опоре (бревно, брусья и т. д.), спортивные и подвижные игры высокой интенсивности могут спровоцировать судорожный синдром, а при нарушениях эмоционально-волевой сферы детей вызвать их гиперактивность. При пиелонефрите противопоказано переохлаждение (занятия на улице в осенне-зимний период, плавание в бассейне).
Несмотря на некоторые ограничения следует отметить, что опасен для здоровья не вид движений, а методика их проведения. Дети с депривацией зрения могут заниматься следующими видами спорта: плавание, лыжные гонки, легкая атлетика, гимнастика, отдельные виды борьбы, шашки, шахматы, армрестлинг; спортивные игры для незрячих детей старшего школьного возраста (13—18 лет) — голбол, роллингбол, торбол и тенебиль (Маллаев Д.М., 1992, 2002). Участие в соревнованиях детей школьного возраста предусматривает обязательный допуск и контроль врачей: офтальмолога и педиатра.
Информация о работе Влияние дальнозоркости на личную работоспособность