Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 07:56, практическая работа
Процесс дыхания, который происходит через дыхательную систему, обеспечивает всё живое на Земле кислородом. Кислород участвует в расщеплении всех органических веществ и образование энергии необходимой для процессов жизнедеятельности любого организма. Содержание кислорода в атмосфере – 21 %, но в месте с ним в атмосфере с каждым годом все больше загрязняющих веществ, негативно сказывающихся на здоровье человека. Повсеместно, особенно в индустриально развитых странах, наблюдается значительный рост числа заболеваний дыхательной системы, которые вышли уже на 3-4-е место среди причин смертности населения, например, рака легких, то это патология по ее распространенности опережает у мужчин все остальные злокачественные новообразования.
Нафталиновые шарики, отбеливатели, краски, крем для ухода за обувью, разные чистящие средства, дезодоранты – лишь немногие из широкого спектра химикатов, воздействию которых подвергается практически ежедневно каждый человек (особенно занятые в промышленности рабочие) и которые выделяют канцерогенные вещества. Например, пластики, синтетические волокна и очистители испаряют бензол, а пенопластиковые теплоизоляторы, фанера, древесно-стружечные плиты являются источниками формальдегида. Вдыхание этих веществ может вызывать головную боль, головокружение и тошноту.
Вдыхание асбестовых волокон вызывает прогрессирующее неизлечимое заболевание легких – асбестоз. Эта проблема особенно актуальна для владельцев домов, построенных до 1972.
Практическое
исследование:
3. Динамика уровня хронической заболеваемости дыхательной системы за последние три года учащихся МОУ «СОШ № 4» г. Называевска
На основании результатов полученных по результатам ежегодного медицинского осмотра школьников, я выявила, что при последовательном уменьшении численности учащихся ежегодно возрастает количество вновь выявленных случаев тонзиллита в хронической форме (рис.1) с 7,4 % в 2007 году до 10,3 % в 2008 году и 11,5 % 2009 году. В целом это составило прирост 4,1 %.
Рис. 1 Динамика уровня хронической заболеваемости дыхательной системы за последние три года учащихся МОУ «СОШ № 4» г. Называевска
Кроме этого по данным медсестры за последние три года сохраняется высоким уровень заболеваний ОРВИ (острыми респираторными вирусными инфекциями) (рис. 2) 28,5 % – 29,4 % – 36,9%. Практически каждый четвертый – третий ученик за год болеет ОРВИ, а это значит, что защитные механизмы дыхательной системы работают не на полную мощность.
Рис. 2 Динамика количества учащихся МОУ «СОШ № 4» г. Называевска перенёсших ОРВИ за последние три года
4. Определение максимального времени задержки дыхания на глубоком вдохе и выдохе (проба Тенчи – Штанге)
Для проведения экспериментального исследования мною было подобрано две группы добровольцев примерно одинаковых по антропометрическим данным и возрасту, различающиеся тем, что в одной группе были учащиеся, активно занимающиеся спортом (таблица 1), а в другой равнодушные к занятиям физкультуры и спорта (таблица 2).
Таблица 1. Группа испытуемых ребят, занимающихся спортом
№ п/п |
Имя испытуемого |
Возраст (полных лет и месяцев) |
Вес (кг.) |
Рост (м.) |
Индекс Кетле (вес кг./рост м2) N = 20-25 | |
фактически |
норма | |||||
1. |
Кристина |
10 л. 3 м. |
44 |
1,43 |
21,51 N+ |
19,86 |
2. |
Ольга |
10 л. 2 м. |
40 |
1,39 |
20,70 N+ |
19,86 |
3. |
Дмитрий |
10 л. 6 м. |
43 |
1,40 |
21,93 N+ |
20,20 |
4. |
Максим |
10 л. 7 м. |
38 |
1,37 |
20,24 N |
20,20 |
5. |
Сергей |
11 л. |
44 |
1,46 |
20,64 N |
20,55 |
6. |
Наталья |
13 л. |
61 |
1,64 |
22,67 N |
22,58 |
7. |
Наталья |
14 л. 1 м. |
65 |
1,67 |
23,30 N |
23,34 |
8. |
Азамат |
14 л. 6 м. |
59 |
1,57 |
23,93 N+ |
22,96 |
9. |
Арлан |
13 л. 8 м. |
64 |
1,68 |
22,67 N |
22,96 |
10. |
Константин |
14 л. 1 м. |
70 |
1,69 |
24,50 N+ |
22,62 |
Таблица 2. Группа испытуемых ребят, не занимающихся спортом
№ п/п |
Имя испытуемого |
Возраст (полных лет и месяцев) |
Вес (кг.) |
Рост (м.) |
Индекс Кетле (вес кг./рост м2) N = 20-25 | |
фактически |
норма | |||||
1. |
Валера |
10 л. 7 м. |
32 |
1,39 |
16,56 - N |
20,20 |
2. |
Сергей |
10 л. 6 м. |
37 |
1,45 |
17,59 - N |
20,20 |
3. |
Татьяна |
10 л. 3 м. |
29 |
1,33 |
16,39 - N |
19,86 |
4. |
Лариса |
10 л. 8 м. |
38 |
1,40 |
19,38 - N |
20,29 |
5. |
Марина |
11 л. 2 м. |
34 |
1,50 |
15,11 - N |
20,74 |
6. |
Юра |
13 л. 4 м. |
49 |
1,59 |
19,38 - N |
21,91 |
7. |
Олег |
14 л. 5 м. |
51 |
1,63 |
19,19 - N |
22,96 |
8. |
Светлана |
14 л. |
45 |
1,70 |
15,57 - N |
23,34 |
9. |
Мария |
13 л. 6 м. |
44 |
1,62 |
16,76 - N |
22,27 |
10. |
Виктория |
14 л. 2 м. |
53 |
1,65 |
19,46 - N |
23,34 |
Анализируя данные таблицы, я заметила, что абсолютно у всех ребят из группы не занимающихся спортом индекс Кетле (массо-ростовой показатель) ниже нормы, а по физическому развитию ребята имеют средний уровень. Ребята из первой группы наоборот все имеют уровень физического развития выше среднего и по 50 % испытуемых по массо-ростовому индексу соответствуют норме, оставшаяся половина не значительно превышают показатели нормы. По внешнему облику ребята из первой группы сложены более атлетически.
После подбора групп и оценки их антрометрических данных им было предложено выполнить функциональные пробы Тенчи-Штанге для оценки состояния дыхательной системы. Проба Тенчи заключается в следующем – испытуемый задерживает дыхание на выдохе, зажав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 12 – 15 секунд. При пробе Штанге испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 30 – 40 секунд. Все пробы проводились в трёх повторностях.
На основе полученных результатов было найдено среднее арифметическое и данные были занесены в таблицу № 3.
Таблица 3. Результаты функциональной пробы Тенчи-Штанге
№ п/п |
Имя испытуемого |
Проба Тенчи (t, сек.) |
Оценка результата |
Проба Штанге (t, сек.) |
Оценка результата |
Группа, занимающихся спортом | |||||
1. |
Кристина |
19 |
выше N |
43 |
выше N |
2. |
Ольга |
17 |
выше N |
41 |
выше N |
3. |
Дмитрий |
18 |
выше N |
42 |
выше N |
4. |
Максим |
20 |
выше N |
59 |
выше N |
5. |
Сергей |
14 |
N |
38 |
N |
6. |
Наталья |
18 |
выше N |
43 |
выше N |
7. |
Наталья |
14 |
N |
40 |
N |
8. |
Азамат |
15 |
N |
46 |
выше N |
9. |
Арлан |
19 |
выше N |
44 |
выше N |
10. |
Константин |
16 |
выше N |
42 |
выше N |
Группа, не занимающихся спортом | |||||
1. |
Валера |
10 |
ниже N |
31 |
N |
2. |
Сергей |
8 |
ниже N |
25 |
ниже N |
3. |
Татьяна |
9 |
ниже N |
27 |
ниже N |
4. |
Лариса |
12 |
N |
36 |
N |
5. |
Марина |
11 |
ниже N |
28 |
ниже N |
6. |
Юра |
13 |
N |
33 |
N |
7. |
Олег |
12 |
N |
33 |
N |
8. |
Светлана |
8 |
ниже N |
25 |
ниже N |
9. |
Мария |
10 |
ниже N |
29 |
ниже N |
10. |
Виктория |
11 |
ниже N |
37 |
N |
C пробой Тенчи в первой группе все справились успешно: 70 % ребят показали результат выше нормы, а 30 % в соответствии с нормой, а во второй группе только 30 % показали результат в соответствии с нормой, а 70 % – наоборот ниже нормы.
С пробой Штанге в первой группе 80 % ребят дали результат выше нормы, а 20 % - в рамках нормы, а во второй группе с задержкой дыхания на вдохе в пределах нормы справились 50 % ребят, а оставшаяся половина опять показала результаты ниже нормы.
5. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки (проба Серкина)
Для более объективной оценки состояния дыхательной системы испытуемых я провела с ними ещё одну функциональную пробу – пробу Серкина. Она заключается в следующем:
Испытуемый садится на стул и задерживает дыхание на вдохе, время вновь фиксируется.
После проведенных испытаний результаты оцениваются по данным таблицы 4:
Таблица 4. Данные результаты для оценки пробы Серкина
Категории испытуемых |
Задержка дыхания в покое, t сек |
Задержка дыхания после 20 приседаний, t сек |
Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин, t сек |
Здоров, тренирован |
50 – 70 |
Более 50 % от фазы 1 |
Более 100 % от фазы 1 |
Здоров, не тренирован |
45 – 50 |
30 – 50 % от фазы 1 |
70 – 100 % от фазы 1 |
Скрытая недостаточность кровообращения |
30 – 45 |
Менее 30 % от фазы 1 |
Менее 70 % от фазы 1 |
Полученные результаты всех участников эксперимента занесены в таблицу 5:
Таблица 5. Результаты пробы Серкина
№ п/п |
Имя испытуемого |
Фаза 1 – задержка дыхания в покое, t сек |
Задержка дыхания после 20 приседаний |
Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин |
Оценка результатов | |||
t, сек |
% от фазы 1 |
t, сек |
% от фазы 1 | |||||
Группа, занимающихся спортом | ||||||||
1. |
Кристина |
48 |
26 |
54 |
47 |
98 |
Здоров, не тренирован | |
2. |
Ольга |
45 |
24 |
53 |
45 |
100 |
Здоров, не тренирован | |
3. |
Дмитрий |
49 |
27 |
55 |
50 |
102 |
Здоров, тренирован | |
4. |
Максим |
64 |
35 |
55 |
67 |
105 |
Здоров, тренирован | |
5. |
Сергей |
46 |
25 |
54 |
45 |
98 |
Здоров, не тренирован | |
6. |
Наталья |
51 |
28 |
55 |
56 |
110 |
Здоров, тренирован | |
7. |
Наталья |
49 |
28 |
57 |
44 |
90 |
Здоров, не тренирован | |
8. |
Азамат |
50 |
27 |
54 |
53 |
106 |
Здоров, тренирован | |
9. |
Арлан |
56 |
29 |
52 |
60 |
107 |
Здоров, тренирован | |
10. |
Константин |
52 |
28 |
54 |
52 |
100 |
Здоров, не тренирован | |
Группа, не занимающихся спортом | ||||||||
1. |
Валера |
40 |
19 |
48 |
39 |
98 |
Здоров, не тренирован | |
2. |
Сергей |
36 |
14 |
39 |
33 |
92 |
Здоров, не тренирован | |
3. |
Татьяна |
38 |
15 |
40 |
32 |
84 |
Здоров, не тренирован | |
4. |
Лариса |
46 |
20 |
43 |
41 |
89 |
Здоров, не тренирован | |
5. |
Марина |
45 |
19 |
42 |
45 |
100 |
Здоров, не тренирован | |
6. |
Юра |
48 |
18 |
37 |
48 |
100 |
Здоров, не тренирован | |
7. |
Олег |
46 |
21 |
46 |
46 |
100 |
Здоров, не тренирован | |
8. |
Светлана |
43 |
17 |
40 |
38 |
88 |
Здоров, не тренирован | |
9. |
Мария |
47 |
16 |
34 |
47 |
100 |
Здоров, не тренирован | |
10. |
Виктория |
50 |
23 |
46 |
48 |
96 |
Здоров, не тренирован |
Информация о работе Влияние занятий спортом на состояние дыхательной системы подростков