Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 00:09, курсовая работа
Цель курсовой работы: заключается в теоретическом обосновании влияния занятий футболом на физическое состояние юных футболистов.
Задачи:
1. Рассмотреть физическую и техническую подготовку в футболе, раскрыть их методы и средства.
. Выявить возрастные особенности подростков 10-12 лет.
. Изучить влияние занятий футболом на физическое состояние детей и подростков 10 -12 лет.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ
1.1 Физическая подготовка в футболе
.2 Методы, средства и формы физической подготовки
.3 Техническая подготовка: сущность, задачи, методы и средства
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 10-12 ЛЕТ
.1 Физическое состояние - понятие и сущность
2.2 Возрастные особенности подростков 10-12 лет
2.3 Влияние занятий футболом на физическое состояние детей и подростков 10 -12 лет
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таким образом, из вышесказанного следует, физическая подготовка включает развитие основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости. Средствами развития всех этих способностей являются физические упражнения различной направленности.
Для развития силы используют упражнения со снарядами (гантелями, набивными мячами, эспандерами и т.д.); упражнения на снарядах; упражнения с преодолением веса собственного тела, веса партнера; бег по снегу и по песку; бег вверх по лестнице; силовые игры; упражнение на отбивание мяча, необходимые для футбола (игра головой в прыжке, противоборство в воздухе). Основу методики воспитания силовых способностей определяет многократное воспроизведение основных типов мышечных сокращений осуществляемых в силовых упражнениях.
В качестве основного средства развития быстроты используют скоростные упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью. Выносливость развивают с помощью таких упражнений как бег на лыжах, кросс, бег по лесу, бег быстро-медленно, бег с препятствиями, вспомогательные игры. Упражнениями развития ловкости являются: бег с заданиями, с препятствиями, комплексы акробатических упражнений.
1.3 Техническая подготовка: сущность, задачи, методы и средства
При повышении уровня силовых и скоростных качеств, структура движений футболиста при взаимодействии с мячом может значительно измениться, поэтому необходимо параллельно развитию двигательных качеств осваивать технические элементы. Развитие физических качеств и освоение техники - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между этими звеньями можно провести лишь условно: физические качества развиваются и при разучивании технических приемов, а развивая физические качества, можно добиться и более совершенного освоения занимающихся технических приемов [13].
В современной теории спортивной тренировки техническая подготовленность характеризуется степенью освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данного вида спорта и обеспечивающей достижение высоких спортивных результатов. Известно, что техническую подготовленность нельзя рассматривать изолировано, а следует представлять как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно связаны с физическими, психическими, интеллектуальными, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие.
Процесс спортивной технической подготовки футболиста тесно связан с постоянным улучшением техники игры. Одна из главных задач обучения и тренировки - разностороннее владение техникой футбола. Для решения данной задачи требуется [28, с.165]:
а) в равной степени владеть всеми современными техническими приемами игры и уметь выполнять их наиболее совершенными способами в различных условиях;
б) уметь сочетать, приемы один с другим в различной последовательности;
в) владеть комплексом приемов, которыми в игре приходится наиболее часто пользоваться в связи с функциями, выполняемыми в команде;
г) постоянно повышать качество выполнения приемов, улучшая их общую согласованность при свободных и непринужденных движениях.
Улучшить технику выполнения приема эффективно помогает повышение уровня двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости [28, с.166].
Основными задачами технической подготовки футболистов являются [26]:
При изучении отдельного технического приема выделяют следующие этапы:
Первоначальное обучение. Главная цель этапа - освоение основ техники изучаемого приема.
Первые попытки выполнить разучиваемый технический прием характеризуются иррадиацией нервных процессов в коре головного мозга. Недостаточно развитое у детей внутреннее торможение приводит к неточному воспроизведению кинематических и динамических характеристик изучаемого действия, неустойчивости его ритма, появлению излишних дополнительных движений и мышечной закрепощенности. По мере формирования двигательного навыка у детей создается целостное двигательное представление о техническом приеме в целом и о его основных элементах.
Первоначальное изучение приема начинается с ознакомления при помощи рассказа, показа и практического опробования разучиваемого действия.
В рассказе дается точное описание приема, сообщаются знания о его значении и месте в условиях игры, объясняются основы техники выполнения. Поскольку внимание у детей неустойчиво и объем его невелик, рассказ должен быть четким, кратким, образным.
Показ должен быть образцовым не только по форме. Необходимо оптимальное воспроизведение временных, пространственных и силовых характеристик движения. Часто показ сочетается с сопроводительным пояснением, которое усиливает и углубляет восприятие.
Для создания двигательных ощущений используют метод практического упражнения. Попытки воспроизведения изучаемого действия выполняют в относительно постоянных и упрощенных условиях. При обучении технике футбола преимущественно используют методы целостного упражнения, т.к. расчленение прием на части часто приводит к резкому искажению его биомеханической структуры. Обучение техническим приемам необходимо начинать через "ведущую" ногу и в удобную сторону.
Определяя меру повторений, следует учитывать, что новые координационно-сложные упражнения вызывают у юных футболистов быстрое утомление нервных центров. Поэтому на данном этапе наиболее эффективно небольшое количество повторения упражнений в рамках одной серии или одного учебно-тренировочного занятия. Интервалы между сериями повторений должны быть достаточными для отдыха, для получения необходимых замечаний от тренера и для повторного показа упражнений. Новый материал изучают на 3-5 последующих уроках.
Углубленное разучивание. Этот этап характеризуется закреплением основ техники разучиваемого действия и уточнением деталей каждого изучаемого движения, входящего в состав действия. В процессе освоения движений совершенствуется первоначальное умение, как бы автоматизируется выполнение навыка. Технический прием выполняется правильно, четко, свободно. На данном этапе используют в основном метод целостного упражнения. Число стереотипных повторений уменьшается, зато значительно увеличивается число вариативных повторений. Усложняются условия выполнения разучиваемого двигательного действия. Число повторений упражнения в одном занятии увеличивается. Наиболее эффективны на данном этапе переключения на игровые упражнения. Затем снова осуществляется многократное повторение изучаемого действия в таком же временном отрезке. Углубленное разучивание может идти с большими интервалами, что дает возможность обновлять изучаемый материал.
На данном этапе широко используют игровой и соревновательный методы, которые создают особый эмоциональный фон, усиливают воздействие упражнений и активизируют процесс обучения.
Закрепление и совершенствование техники. Основные задачи этого этапа - закрепить осваиваемую технику, довести специальные двигательные навыки до высшей степени автоматизма и приспособить эти навыки к условиям игры.
Для совершенствования в технике применяются все известны методы. Наиболее распространены повторный метод, а также все варианты и разновидности соревновательного и игрового методов [28, с.167].
Главное средство обучения и тренировки футболистов - разнообразные физические упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные [21]. К числу основных относятся упражнение по технике и тактике и собственно сама игра в футбол. Вспомогательные же упражнения делятся на две группы - общеподготовительные и специально подготовительные. Первые, в состав которых в основном входят общеразвивающие упражнения и гигиенические факторы, предназначаются для создания у занимающихся необходимых для освоения основных приемов игры, достижения разносторонней физической подготовленности и оздоровления. Вторые предназначаются для достижения необходимым физических качеств и овладения специальными двигательными навыками. Последние в свою очередь разделяются на такие, тесно связанные между собой виды, как подготовительные и подводящие упражнения. Подготовительные упражнения (разнообразные упражнения с предметами и без предметов подвижные игры, эстафеты) решают задачу развития у занимающихся специальных физических способностей (подготовка мышечно-связочный аппарата футболиста к нагрузкам). Подводящие упражнения - это отдельные элементы сложно координированных движений или все двигательное действие, выполняемое в облегченных условиях, а также его имитация. Цель подводящих упражнений - подготовка к правильному выполнению изучаемого приема; специальных - к овладению всем сложным арсеналом технико-тактических приемов.
Практические упражнения могут выполняться в рамках применения игрового и соревновательного методов. Эти два метода близки по значению и характеристике и используются главным образом при закреплении и совершенствовании изучаемого материала. Основная их ценность в комплексном развитии психофизических качеств, обеспечивающих приобретение помехоустойчивости технических приемов к сбивающим факторам, в создании универсальных программ единоборства в системе "нападающий-защитник".
Таким образом, техническая подготовка футболистов характеризуется степенью освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям футбола и обеспечивающей достижение высоких спортивных результатов. Одна из главных задач обучения и тренировки - разностороннее владение техникой футбола. Улучшить техническую подготовку юных футболистов позволяет повышение уровня двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Изучение отдельного технического приема осуществляют поэтапно: первоначальное обучение; углубленное разучивание; закрепление и совершенствование техники.
Для совершенствования техники в футболе используются все известные методы. Наиболее распространены повторный метод, а также все варианты и разновидности соревновательного и игрового методов. Главным средством обучения и тренировки футболистов являются разнообразные физические упражнения.
Физическая подготовка представляет процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанный с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья.
Физическая подготовка делится на общую и специальную физическую подготовку. Цель общей физической подготовки - развитие и укрепление мышечно-связочного аппарата, совершенствование функций внутренних органов и систем, улучшение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. Цель специальной физической подготовки в футболе - развитие и совершенствование физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболиста.
В качестве основных средств в общей физической подготовке применяются общеразвивающие упражнения и упражнения из различных видов спорта, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся.
В тренировочном цикле необходимо вначале осуществлять общую физическую подготовку, а затем на ее основе проводить специальную физическую подготовку. Несмотря на это, в процессе многолетних занятий футболом соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняется в сторону постепенного возрастания удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства спортсмена.
Физическая подготовка включает развитие основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости. Средствами развития всех этих способностей являются физические упражнения различной направленности.
Для развития силы используют упражнения со снарядами (гантелями, набивными мячами, эспандерами и т.д.); упражнения на снарядах; упражнения с преодолением веса собственного тела, веса партнера; бег по снегу и по песку; бег вверх по лестнице; силовые игры; упражнение на отбивание мяча, необходимые для футбола (игра головой в прыжке, противоборство в воздухе). Основу методики воспитания силовых способностей определяет многократное воспроизведение основных типов мышечных сокращений осуществляемых в силовых упражнениях.
В качестве основного средства развития быстроты используют скоростные упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью. Выносливость развивают с помощью таких упражнений как бег на лыжах, кросс, бег по лесу, бег быстро-медленно, бег с препятствиями, вспомогательные игры. Упражнениями развития ловкости являются: бег с заданиями, с препятствиями, комплексы акробатических упражнений.
Основными задачами технической подготовки футболистов являются: прочное освоение всего многообразия рациональной техники; обеспечение разностороннего владения техникой футбола и умение сочетать в разной последовательности приемы, способы и разновидности обработки мяча; надежное и эффективное использование технических приемов в сложных условиях.
Техническая подготовка футболистов характеризуется степенью освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям футбола и обеспечивающей достижение высоких спортивных результатов. Одна из главных задач обучения и тренировки - разностороннее владение техникой футбола. Улучшить техническую подготовку юных футболистов позволяет повышение уровня двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Изучение отдельного технического приема осуществляют поэтапно: первоначальное обучение; углубленное разучивание; закрепление и совершенствование техники.
Для совершенствования техники в футболе используются все известные методы. Наиболее распространены повторный метод, а также все варианты и разновидности соревновательного и игрового методов. Главным средством обучения и тренировки футболистов являются разнообразные физические упражнения.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 10-12 ЛЕТ
.1 Физическое состояние - понятие и сущность
Физическое состояние - интегральный статический показатель основных антропометрических признаков на момент обследования ребенка [32]. Одним из наиболее важных критериев оценки состояния организма человека, характеризующих здоровье в целом, правильность его формирования, является состояние физического развития.
Информация о работе Влияние занятий футболом на физическое состояние юных футболистов