Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 15:33, курсовая работа
Предмет исследования – влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Цель исследования – изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Реализация указанной цели требует решения ряда задач, решаемых в процессе исследования:
1. Выявить, по данным литературы, морфофункциональные особенности детей 13-14 лет.
2. Изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Анатомо-физиологических особенности детей 13-14 лет………4
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста……………………………………………………………….4
1.2.Морфофункциональные особенности детей 13-14 лет занимающихся плаванием………………………………………………………………………….6
Вывод по I главе……………………………………………………………11
Глава 2. Физическое состояние учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………………………...12
2.1.Характеристика понятия физическое состояние……………………..12
2.2. Особенности физического состояния школьников………………….13
Вывод по II главе…………………………………………………………...17
Глава 3. Влияние занятия плаванием на организм учащихся 13-14 лет…………………………………………………………………………………18
3.1. Влияние занятий плаванием на организм детей среднего школьного возраста…………………………………………………………………………..18
3.2. Особенности организации занятий плаванием с детьми среднего школьного возраста……………………………………………………………...21
Вывод по III главе…………………………………………………………..24
Выводы……………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………..29
Помимо рассмотренных методов в плавании широко используются также индивидуальный и игровой методы проведения занятий.
Практические методы спортивной тренировки. В процессе спортивной тренировки используются две группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, половым и возрастным особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.
В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов - непрерывных и интервальных. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и произвольными паузами отдыха.
Для подготовки и проведения занятий по плаванию необходимо иметь программу, поурочный план, график, конспект урока и расписание занятий. Вся эта учебная документация составляется так же, как и для других уроков физического воспитания.
Эффективность проведения урока преподавателем зависит от глубины его знаний, тщательности подготовки к уроку и творческого подхода [5].
Таким образом, к особенностям организации занятий плаванием с детьми среднего школьного возраста можно отнести следующие моменты: организация занятий плаванием начинается с комплектования групп, при этом чем выше спортивная квалификация пловцов, тем меньше должна быть группа, в соответствии с методикой физического воспитания организация деятельности занимающихся в процессе построения занятия должна иметь три последовательные части: подготовительную, основную и заключительную, подготовительная часть занятий в плавании выходит за рамки урока. Характерная особенность занятия по плаванию — выделение частей его, проводимых на суше, и частей, проводимых в воде.
Вывод по III главе.
Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом.
Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда.
Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.
К тому же при занятиях плаванием тело человека находится в горизонтальном положении.
Воздействие воды на организм начинается с кожи, поверхность которой, как известно 1,5- 2 м2. Омывая тело пловца вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов.
Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты.
При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления.
Расход энергии при плавании на различные дистанции зависит от их длины и мощности работы. На дистанциях 100 - 1500 м он составляет в среднем от 100 до 500 к/кал
Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением длительности дыхательного цикла, увеличением частоты и минутного объема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких.
Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость.
Теплоемкость воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе. В связи, с чем у него повышается обмен вещество для сохранения теплового баланса в организме.
Вследствие этого совершенствуются механизмы, обеспечивающие сохранение температурного гомеостаза.
И, конечно же, анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужно сказать о двигательной деятельности пловца.
Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественного мышц рук и плечевого пояса (до 70 %) и ног при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц.
При плавании основные мышечные группы выполняют динамическую работу и в зависимости от дистанции должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях.
Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов.
Так же необходимо остановиться на изменениях в крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия состав крови фактически достигает нормального уровня. Однако уровень форменных элементов крови при регулярных занятиях повышается длительное время.
Выводы
1. Подростковый возраст – это период полового дозревания, которое заканчивается половой зрелостью. Он является критическим периодом в развитии человека. Процесс полового дозревания сопровождается неодновременным формированием отдельных систем и органов подростка. Подростковый возраст – один из самых сложных периодов развития ребенка, который нуждается в новых и эффективных методах воспитания и учебы. Так как в этом возрасте у детей 13 – 14 лет происходит завершающая стадия процесса формирования нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем, завершаются основные процессы формирования скелетно-мышечного аппарата, необходимо профессионально грамотно построить процесс физического воспитания, для того, чтобы помочь завершающей стадии формирования подросткового организма.
2. В наше время умение плавать жизненно важный прикладной навык.
Плавание благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела, а также циклические движение, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела - все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работы. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.
У систематически занимающихся плаванием отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно.
В результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца), которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.
Механизм положительного воздействия плавания на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличении подвижности грудной клетки, легочной вентиляции, жизненной емкости легких, потребления кислорода кровью. При плавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких, и в результате исключаются застойные явления в них.
Кроме того, плавание с задержкой дыхания, ныряние, погружение под воду тренируют устойчивость к гипоксии.
При плавании дети находятся в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела - это создает условия для нормирования нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию. Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у других спортивных специализаций. Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры.
Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность ребенка.
Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга.
Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания дети легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память.
Приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.
Плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.
Список использованных источников
Информация о работе Влияние занятия плаванием на физическое состояние учащихся 13-14 лет