Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:16, реферат
Оценка адаптационных возможностей и резервов организма учащихся представляет одну из сложных проблем современной физиологии, медицины, педагогики в связи со значительным возрастанием учебных нагрузок. Школьный фактор исключительно сложен по набору одновременно воздействующих на организм раздражителей и стимулов. Он включает в себя социальный, поведенческий, психологический и физиологический компоненты.
Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем
Оценка адаптационных
В условиях гипокинезии развиваются многочисленные нарушения обмена веществ, снижается резистентность организма, значительно ухудшается деятельность ССС: выявляются ее функциональные нарушения, низкие результаты кардиореспираторных проб у 66%, 18 - 28% имеют повышенные цифры и 20% пониженные артериального давления.
Преобладание при гипокинезии катаболизма над синтетическими процессами в тканях и нарушение равновесия между этими фундаментальными процессами привели к тому, что современные российские дети в качестве основной причины дисгармоничного развития имеют низкую массу тела. Показано, что учащиеся с недостаточным весом реже занимались в спортивных секциях, чем дети с нормальным весом, а дополнительную учебную нагрузку имели чаще. С другой стороны, гипокинезия влияет на распространение избыточной массы тела. Дети, которые смотрят телевизор не менее 4 ч в день, имеют более высокие показатели развития жировой клетчатки (р<0,001) и более высокий индекс массы тела (р<0,001), чем дети, смотрящие телевизор менее 2 ч в день.
Все вышесказанное позволило нам
определить цель нашего исследования:
изучить состояние здоровья учащихся
с различным уровнем
Учитывая комплексный характер влияния уровня двигательной активности на организм, мы в своем исследовании опирались на положения теории Г. Селье о стрессе и П.К. Анохина и его учеников о формировании функциональных систем.
В соответствии с представлениями
об общем адаптационном синдроме
различают эустресс и дистресс. Эустресс,
формирующийся под влиянием стрессоров,
является благоприятной защитной реакцией,
активирующей компенсаторно-
Организация и методы исследований. Исследования проведены в течение 1997 - 2000 гг. В исследовании участвовали юноши 8-10-х классов, отнесенные по состоянию здоровья к 1-й и 2-й медицинским группам и на момент обследования не имевшие острых и хронических заболеваний. Было сформировано 4 группы в зависимости от уровня и характера двигательной активности: учащиеся, занимающиеся физическими упражнениями только в объеме занятий физической культурой (1-я группа, n=30), занимающиеся самостоятельно или в школьных спортивных секциях (2-я группа, n=30), занимающиеся в лыжной или конькобежной спортивной секции с направленностью физических нагрузок на развитие качества выносливости (3-я группа, n=20) и в секциях дзюдо и атлетической гимнастики с направленностью нагрузок на развитие качеств силы, специальной выносливости (4-я группа, n=25), 1-2-го спортивных разрядов.
Подвергнуты изучению показатели физического развития, физической подготовленности, физической работоспособности учащихся (проба Руфье-Диксона). Оценка уровня вегетативной регуляции и состояния гемодинамики осуществлена при помощи импедансной реографии, кардиоинтервалографии (компьютерная программа "КЕНТАВР" фирмы "Микролюкс", г. Челябинск). Проводились запись и спектральный анализ 500 последовательных кардиоциклов в горизонтальном положении и в ортостазе.
Для определения толерантности к гипоксии использована проба Штанге. Проводился биохимический анализ слюны для определения уровня активности каталазы по М.А.Королюк и соавт. (1988), гидроперекисей по И.А.Волчегорскому и соавт. (1989), белка и муцина с помощью реактива Бенедикта по методу Г.А. Кочетовой в модификации Э.А. Коробейниковой и Е.И. Ильиных (1996), лизоцима по О.В. Бухарину и соавт. (1974). Забор слюны осуществлялся с 9 до 11 часов утра. Всего исследовано 85 показателей. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке общепринятыми методами вариационной статистики с помощью программ по обработке результатов научных исследований Microsoft Excel и Stadia для проведения факторного, регрессионного и кластерного анализа. Различия и наличие взаимосвязей считались достоверными при 95%-ном уровне значимости (p < 0,05).
Результаты исследований. При исследовании морфометрических и физиометрических показателей различия между группами в основном носили характер тенденции. Исключение составляли показатели массы тела у лиц 4-й группы и длины тела у лиц 3-й группы, где они были максимальными, что связано с влиянием спортивного отбора.
Наиболее значимы различия данных физической подготовленности. Так, резкий скачок силовой выносливости отмечался с 9-го класса, он наиболее выражен в 4-й группе и достоверно выше в 1-й группе по сравнению со 2-й. Показатели общей выносливости значительно возрастают у учащихся 8-го класса - лиц 1-й и 3-й групп, где темпы прироста максимальны. Уровень физической работоспособности в порядке возрастания: 2-я группа, 1, 4 и 3-я группы, индекс Руфье-Диксона соответственно составил 2,88 ед., 5,84 ед., 6,22 и 6,56 ед.
Как видно из представленных данных,
большинство показателей
Анализ данных гемодинамики выявил в 4-й группе более высокие показатели УО (118,16±5,52 мл), сократимости (по показателю Хитер-индекса - ХИ: 19,45±2,12 ед.); в 3-й более низкие - ЧСС, систолического давления (102,42±2,12), "двойного произведения" в состоянии покоя. Более значительные различия наблюдались при ортопробе. Так, у лиц 1-й и 3-й групп отмечена тенденция к снижению систолического давления и МОК (за счет уменьшения УО при умеренном росте ЧСС), снижение ХИ и фракции выброса выражены умеренно. Показатели индекса напряжения и "двойного произведения" возросли также умеренно. Все это характеризует адаптивную реакцию гемодинамики на пробу активного ортостаза. Во 2-й группе у 45% учащихся выявлено наличие дизадаптивных реакций при ортопробе (увеличение УО, ХИ, значительный прирост ЧСС, ИН, САД, соотношения фаз изгнания и предызгнания). При переходе в вертикальное положение индекс напряжения увеличился до 198,64±21,34 и 283,44±22,86 ед. соответственно в 1-й и 2-й группах (р<0,001). Такое изменение этого интегрального показателя свидетельствует об усилении напряжения адаптации во 2-й группе у лиц с гипокинезией. Аналогичные результаты в 1-3-й группах (40% лиц с дизадаптивными реакциями). Спектральный анализ подтверждает полученные данные. Так, у лиц 1-й и 3-й групп преобладает вклад высокочастотных и барорегуляторных колебаний (0,01 - 0,1 Гц) основных показателей гемодинамики (артериальное давление, ЧСС, УО, фракция выброса, амплитуда колебаний аорты и периферических сосудов нижней конечности), во 2-й и 4-й более выражено влияние медленноволновых (барорефлекторных и метаболических) составляющих спектра. Ортостаз усиливает глубину различий. Следовательно, гипокинезия приводит к ослаблению влияния парасимпатической регуляции. Отмечаемое преобладание более высоких уровней регуляции у лиц 2-й группы характеризуется снижением выраженности дыхательной аритмии в покое и менее адаптивным реагированием на ортопробу, что отражает большую напряженность функционирования ССС.
При анализе процессов перекисного окисления липидов выявлено, что во 2-й и 4-й группах снижена антиоксидантная активность (уровень каталазы) и повышено содержание конечных продуктов ПОЛ, но без снижения уровня белка, что дает основание говорить об окислительном стрессе, который носит компенсированный характер и отражает состояние "напряжения адаптации", которое можно рассматривать как преморбидный фон.
Оценка корреляционных связей изученных показателей дает представление о характере формирования функциональных систем. При этом выявлено наибольшее количество взаимосвязей у лиц 2-й и 4-й групп, что свидетельствует о наличии напряжения организма.
Последующий анализ позволил нам разбить все показатели на 7 кластеров в каждой из 4 групп. Ведущими показателями в 1-й группе были: уровень дикетонов, систолического давления лежа, холестерина, ХИ, коронарного индекса, динамометрии, окружность грудной клетки; во 2-й: окружность грудной клетки, систолическое давление, динамометрия, перераспределение сосудистой пульсации, результаты в беге на 1000 м и челночном беге, длительность фазы изгнания; в 3-й: амплитуда моды (АМо), масса тела, ХИ, фракция выброса, ударный объем в ортопробе, ИН в положении стоя, результат в беге на 1000 м; в 4-й: УО в ортопробе, масса тела, частота дыхания, динамометрия, результат в беге на 1000 м, уровень амплитуды реоволны голени в ортопробе, ХИ. Следовательно, характер применяемых физических нагрузок явно отражается на формировании ведущих признаков в функциональных системах. Например, у лиц 3-й группы прослеживается преобладание показателей, связанных с развитием качества выносливости (АМо, ХИ и УО, ИН и результаты в беге на 1000 м), а в 4-й - масса тела, динамометрия, уровень амплитуды реоволны голени (АРГ). В частности, известно, что развитие мышц голени необходимо борцам и гимнастам для удержания равновесия, а показатель АРГ отражает участие этого отдела периферического кровотока в регуляции системного артериального давления в этих видах спорта.
Заключение.
Современная школа
Выводы
1. Уровень и направленность двигательной активности формируют различные варианты функциональных систем.
2. Наблюдается относительная устойчивость показателей кардиореспираторной системы при нормировании двигательной активности.
3. Гипокинезия значительно
4. Объемные физические нагрузки
ведут к повышенному
5. Концепция укрепления здоровья должна предусматривать формирование на индивидуальном уровне поведенческого стереотипа, направленного на повышение уровня двигательной активности учащихся, на общественном - создание центров здоровья непосредственно на базе образовательного учреждения.
Список литературы
1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение РФ, 1997, № 3, с. 29 - 33.
2. Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П., Ушаков И.Б. и др. Экология, здоровье, качество жизни (Очерки системного анализа). Москва - Астрахань: изд-во АГМА. 1996. - 260 с.
3. Бородкина Г.В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении // Педиатрия, 1994, № 4, с. 77 - 80.
4. Давыдов Б.И., Вавилова В.П., Коба В.И. Состояние здоровья школьников из экологически неблагоприятных условий проживания // Здравоохранение РФ, 1992, № 9, с. 17 - 19.
5. Коваленко Е.А., Гуровский Н.Н. Гипокинезия. - М.: Медицина, 1980. - 320 с.
6. Лебедькова С.Е., Кацкова Г.Б., Рахимова И.К. Распространенность и структура артериальных гипертензий в популяции детей 6-15 лет // Педиатрия, 1992, № 4-6, с.77 - 78.
7. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.
8. Сидоренко Г.И., Румянцев Г.И., Новиков
С.М. Актуальные проблемы
9. Соколов Е.И. Эмоции, гормоны и атеросклероз. - М.: Наука, 1991. - 294 с.
10. Судаков К.В. Физиология. Функциональные системы. Курс лекций. - М.: Медицина, 2000. - 784 с.
Информация о работе Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем