Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить современный подход к применению методов и средств физкультурно-оздоровительных занятий для лиц среднего и пожилого возраста.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретико-методологические основы физкультурно-оздоровительных занятий с лицами среднего и пожилого возраста;
2) рассмотреть сущность старения и основные его причины;
3) дать характеристику психофизическим особенностям стареющего организма;
4) рассмотреть методику организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с лицами среднего и пожилого возраста;
5) планирование и дозировку физической нагрузки для данной возрастной категории.
Введение …………………………………………………………………….. 5
1 Теоретико-методологические основы физкультурно-оздоровительных занятий ……………………………………………………………………………… 7
2 Характеристика психофизических особенностей лиц среднего и пожилого возраста
2.1 Физиологические особенности стареющего организма ……………. 11
2.2 Психологические особенности стареющего организма …………… 15
3 Методика организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с лицами зрелого и пожилого возраста ……………………………… 17
Заключение ……………………………………………………………….. 23
Список использованных источников ……………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
_______________ факультет
Кафедра __________________
Влияние физкультурно-оздоровительных занятий на состояние здоровья лиц среднего и пожилого возраста
Курсовая работа
Исполнитель
студент группы _________ ____________ ____________
Научный руководитель
_______________________
Гомель 2013
Реферат
Курсовая работа: 26 страниц, 3 таблицы, 23 источника.
Ключевые слова: старение, здоровье, физкультурно-оздоровительные занятия, лица среднего и пожилого возраста, методика организации и проведения занятий, врачебный контроль.
Цель курсовой работы – изучить современный подход к применению методов и средств физкультурно-оздоровительных занятий для лиц среднего и пожилого возраста.
Задачи:
1) рассмотреть теоретико-методологические основы физкультурно-оздоровительных занятий с лицами среднего и пожилого возраста;
2) рассмотреть сущность старения и основные его причины;
3) дать характеристику психофизическим особенностям стареющего организма;
4) рассмотреть методику организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с лицами среднего и пожилого возраста;
5) планирование и дозировку
физической нагрузки для
Содержание
Список обозначений ……………………………
Введение …………………………………………………………………….. 5
1 Теоретико-методологические основы физкультурно-оздоровительных занятий ……………………………………………………………………………… 7
2 Характеристика психофизических особенностей лиц среднего и пожилого возраста
2.1 Физиологические особенности стареющего организма ……………. 11
2.2 Психологические особенности стареющего организма …………… 15
3 Методика организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с лицами зрелого и пожилого возраста ……………………………… 17
Заключение ……………………………………………………………….. 23
Список использованных источников ……………………………………. 25
Список обозначений
АД — артериальное давление
ВОЗ — всемирная организация здравоохранения
ГЗ — группа здоровья
ДА — двигательная активность
ЗОЖ — здоровый образ жизни
ИБС — ишемическая болезнь
ОФК — оздоровительная физическая культура
ОФП — общая физическая подготовка
ССС — сердечно-сосудистая система
УФС – уровень физического
ФСК — физкультурно-спортивный комплекс
ЦНС — центральная нервная система
ЧСС — частота сердечных сокращений
Введение
Проблема продолжительности
Здоровье как важнейшее
Древнегреческий врач, «отец медицины», Гиппократ сам прожил 92 года и имел все основания давать весьма разумные советы о том, как сохранять здоровье и удлинить свою жизнь. Чтобы прожить долгую жизнь, Гиппократ советовал быть умеренным в еде, говорил о бесполезности чрезмерно длительного сна и о вредности недосыпания, о благотворном влиянии различных нагрузок, в том числе прогулок на свежем воздухе [8].
Продолжительность жизни определяется, прежде всего, процессом старения, а также факторами, влияющими на него [5].
Непреложным условием сохранения и укрепления здоровья человека является привлечение широких масс населения к активным занятиям различными формами оздоровительной физической культуры и видов спорта с оздоровительной направленностью.
Оздоровительная физическая культура в настоящее время используется обществом как действенное и эффективное средство формирования, развития, социализации личности, успешной социально-биологической адаптации человека к новым экологическим условиям, в том числе, что весьма важно, к учебным и производственно-трудовым.
Оздоровительная физическая культура призвана помочь человеку в пожилом возрасте избежать проблем со здоровьем и постараться прожить более спокойно и радостно.
Эффективность оздоровительной физической культуры во многом зависит от ее методической оснащенности и наличия физкультурных кадров.
Цель курсовой работы – изучить современный подход к применению методов и средств физкультурно-оздоровительных занятий для лиц среднего и пожилого возраста.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретико-методологические основы физкультурно-оздоровительных занятий с лицами среднего и пожилого возраста;
2) рассмотреть сущность старения и основные его причины;
3) дать характеристику психофизическим особенностям стареющего организма;
4) рассмотреть методику организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с лицами среднего и пожилого возраста;
5) планирование и дозировку
Работа изложена на 26 страницах печатного текста. При её написании был проведен анализ 23 источников научно-методической, учебной и научно-популярной литературы. Работа состоит из введения, списка обозначений, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретико-методические основы физкультурно-оздоровительных занятий
Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. Физическая культура имеет два вида влияния на организм человека — общий и специальный. Общий эффект физической культуры заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.
Специальный эффект физической культуры связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей сердечно-сосудистой системы, физическая культура также является мощным профилактическим средством против сердечно-сосудистых заболеваний.
Адекватная физическая нагрузка (физическая культура) способна в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций организма. В любом возрасте с помощью занятий физической культурой можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости — показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Таким образом, оздоровительный эффект занятий физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглециридов в крови, уменьшение липопротеидов низкой плотности и увеличение липопротеидов высокой плотности, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений.
Кроме того, регулярные занятия физической
культурой позволяют в
Людям всегда хотелось жить вечно. Но у кого раньше, у кого позже включается механизм старения и наступает, как принято считать, не самая лучшая пора жизни. Английский писатель Джонатан Свифт (1667-1745 гг.) заметил: «Все люди хотят жить долго, но никто не хочет быть старым». Прошло более двухсот лет, а это изречение не потеряло своей актуальности и в современном мире.
По последним данным, средняя
продолжительность жизни в Респ
В Республике Беларусь принята следующая классификация по определению возрастных границ:
18-29 лет – молодой возраст;
30-44 – зрелый возраст;
45-59 – средний возраст;
60-74 – пожилой;
75-89 – старческий.
Лица, достигшие 90 лет, считаются долгожителями.
По классификации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), пожилой возраст начинается с 65 лет, это связано с тем, что в большинстве развитых стран пенсионный возраст устанавливается именно в этот период, а не в 60 лет, как у нас.
Возрастная периодизация
условно определяет ориентировочные
границы морфологических
В процессе старения организма вначале развиваются скрытые, а затем явно выраженные нарушения согласованной деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.
Старение – это биологический
разрушительный процесс, неизбежно
развивающийся с возрастом. Старение
приводит к ограничению
Существует старение естественное (физиологическое), преждевременное (ускоренное) и замедленное (ретардированное).
Для естественного старения характерно
постепенное появление
При преждевременном старении эти изменения наступают раньше и выражены ярче, чем у здоровых людей соответствующего возраста. Ускоренному старению способствуют перенесенные заболевания, неблагоприятные факторы окружающей среды, стрессы, вредные привычки.
В геронтологии существует более 100 теорий и гипотез о причинах и механизмах старения. С одной стороны, их можно разделить на две большие группы: первая группа теорий исходит из того, что старение – это генетически запрограммированный процесс, а согласно второй группе представлений старение является результатом случайных процессов, разрушающих организм [1].
И, наконец, мечта большинства людей – замедленное старение, при котором возрастные изменения наступают значительно позже, чем в целом по популяции. Этот вид старения ведет к долголетию, увеличению продолжительности жизни [19].
Общеизвестно, что большинство даже здоровых людей одного и того же возраста выглядят и чувствуют себя по-разному. Различают возраст календарный и биологический. Календарный – это количество прожитых лет, его мы можем определить по паспорту. Биологический возраст отражает меру старения организма, состояние его здоровья и даже в какой-то мере продолжительность предстоящей жизни.
Чем больше календарный возраст
индивидуума опережает
Ускоряют старение малоподвижный образ жизни, длительные или повторные стрессовые ситуации, нерациональное питание, хронические заболевания, вредные привычки, наследственная предрасположенность.
Наиболее частыми признаками ускоренного старения являются быстрая утомляемость, раннее поседение, снижение трудоспособности, раннее снижение памяти, репродуктивной способности.
Среди факторов, снижающих скорость старения организма (т.е. «эликсиров молодости»), огромное значение имеет здоровый образ жизни, включающий адекватную возрасту двигательную и интеллектуальную активность, рациональное питание, избегание вредных привычек, умение снимать стресс, социальную активность, гигиенический уход за телом. Валеологи утверждают, что готовиться к зрелым годам своей жизни надо заранее, научившись воспринимать старость как логическую кульминацию продолжительной и полноценной жизни. И тогда человек поймет, что эта часть жизни так же привлекательна, как и предшествующие ей годы.