Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:02, реферат
Спартанские дети были, по общему мнению, самыми скромными и послушными, мужчины — самыми храбрыми, а женщины — самыми красивыми. И одеждой, и речью, и манерой поведения спартанцы удивительно походили друг на друга и, вместе с тем, были совершенно непохожи на остальных греков.
Спартанцы никогда не работали и почти никогда не отдыхали. Всю свою жизнь они готовились к войне, закаляя тело и душу тяжкими испытаниями, лишениями и муками. Весь день они проводили со своими боевыми друзьями и лишь поздно ночью возвращались домой к жене и детям.
И в будни, и в праздники, неприветливые и немногословные, спартанцы носили только бедную и грубую одежду, ходили косматыми и заросшими, ели за общим столом черную похлебку, которой побрезговал бы последний бедняк в любом другом греческом городе.
Введение…………………………………………………...………….…….. …стр. 3
1. Цель, задачи и система военно-физического воспитания в Спарте………………………………………………………………..………….стр. 4
2. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте……….…стр. 4
2.1. Воспитание в семье …………………………………...……………стр. 4-5
2.2. Период государственного образовании………………………..…….стр. 5
2.2.1. Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет…………………...……стр. 5-9
2.2.2. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.………………………………………………………………..……стр. 9-10
3. Образование в Спарте ………………...…………………...……………стр. 10
3.1. Довоинское обучение в Спарте……...……………………...……стр. 10-12
4. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте военного воспитания………………………...…………………….стр. 12
4.1. Философские взгляды Платона………………..…………….…..стр. 12-14
4.2. Философские взгляды Аристотеля………………………………стр. 14-15
Заключение……………………………………………..…………………..стр. 15-17
Выводы……………………………………………………..………………стр. 17-19
Список литературы………………………………….......…………………….стр. 20
Министерство образования и
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ЯРОСЛАВА МУДРОГО
Институт непрерывного педагогического образования
Факультет педагогического образования, искусств и технологий
Кафедра теории и методики физического воспитания
Малинин Борис Николаевич
студент группы 3211
Военно-физическое воспитание Спарты.
Реферат по дисциплине: ИФК.
Преподаватель:
Кулебина А.Г.
Великий Новгород
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………...
1. Цель, задачи и система военно-физического
воспитания в Спарте………………………………………………………………
2. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте……….…стр. 4
2.1. Воспитание в семье …………………………………...……………стр. 4-5
2.2. Период государственного образовании………………………..…….стр. 5
2.2.1. Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет…………………...……стр. 5-9
2.2.2. Воспитание
в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.………………………………………………………………..
3. Образование в Спарте ………………...…………………...……………стр. 10
3.1. Довоинское обучение в Спарте……...……………………...……стр. 10-12
4. Философы Древней
Греции о физическом воспитании как о
главном аспекте военного воспитания………………………...……………………
4.1. Философские взгляды Платона………………..…………….…..стр. 12-14
4.2. Философские взгляды Аристотеля………………………………стр. 14-15
Заключение……………………………………………..…
Список литературы………………………………….......
ВВЕДЕНИЕ
Спартанские дети были, по общему мнению, самыми скромными и послушными, мужчины — самыми храбрыми, а женщины — самыми красивыми. И одеждой, и речью, и манерой поведения спартанцы удивительно походили друг на друга и, вместе с тем, были совершенно непохожи на остальных греков.
Спартанцы никогда не работали и почти никогда не отдыхали. Всю свою жизнь они готовились к войне, закаляя тело и душу тяжкими испытаниями, лишениями и муками. Весь день они проводили со своими боевыми друзьями и лишь поздно ночью возвращались домой к жене и детям.
И в будни, и в праздники, неприветливые и немногословные, спартанцы носили только бедную и грубую одежду, ходили косматыми и заросшими, ели за общим столом черную похлебку, которой побрезговал бы последний бедняк в любом другом греческом городе.
Зато в битву спартанцы шли, как на праздник: веселыми и радостными, под музыку, с песней на устах, расчесав свои кудри и украсив их венками, в своих самых дорогих и красивых нарядах.
В бою спартанцы никогда не отступали и не сдавались. В случае поражения спартанские воины обычно погибали на месте все до одного. Однако поражения у них случались очень редко. Спартанская армия заслуженно считалась в Греции непобедимой.
В отличие от других греков, спартанцы не любили путешествовать, не интересовались чужими порядками и нравами и неохотно принимали чужеземных гостей у себя дома. Своих писателей и историков у спартанцев долгое время не было, а чужим жить и работать в Спарте было очень трудно. Поэтому многое в жизни спартанцев и древним, и современным историкам представляется таинственным и загадочным.
1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ В СПАРТЕ.
Термин «воспитание» необычайно многогранен, если рассматривать его в хронологическом аспекте, ибо на каждом историческом этапе, суть его варьируется в зависимости от уровня развития и политики того или иного государства.
В VIII - IV веке до н.э., в связи с вышеописанной напряженной исторической обстановкой, в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания, о которой говорит Аристотель в одном из своих трудов: «в Лакедемоне ... почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели»1. Совершенно очевидно, что государство в качестве основной и единственной цели воспитания видело создание абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитие нового поколения, физически сильного и способного к выживанию в условиях воинственной политики, проводимой Спартой.
В связи с этим, в полисе был установлен строгий государственный контроль за процессом воспитания и образования. В программу обучения вошли только те предметы, которые способствовали развитию физических навыков и моральную выдержку и стойкость, совершенно вытеснив прочие науки, связанные с развитием эстетической стороны души человека.
Рассмотрим теперь на конкретных примерах и исторических фактах методы проведения подобной политики.
2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ В СПАРТЕ.
2.1 ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ.
Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой.
Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания ребенка внутри семьи. И одним из многочисленных доказательств тому служит найденная археологами ваза, на которой изображена древнегреческая женщина, избивающая ребенка собственной сандалией - настолько прочно подобное явление было связано с бытовой жизнью, что его увековечили в рисунках на ровне с ритуальными праздниками, сценами боев и другими картинами повседневных забот.
Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке. В семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства: пренебрежение болью и страхом.
2.2 ПЕРИОД ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Существовавшая в Спарте система образования была очень четко спланирована и рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет и подразделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет. Причем на всех этих трех этапах особенно ярко просматривается доминирующее влияние интересов государства, которое запрещало гражданам воспитывать детей по собственному усмотрению, подчинив этот процесс своим узко-военным нуждам.
2.2.1. ВОСПИТАНИЕ В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 15 ЛЕТ.
Основной задачей в этот период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.
В 7 лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссорить детей.
Воспитание детей не вверялось в руки только лишь ограниченного числа людей: вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего класса. И этот так называемый принцип «общественного контроля» являлся одним из основных в общей системе спартанского государственного образования. Аристотель писал: «Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом...Что имеет общий интерес, тем и заниматься следует совместно.»2 А поэтому, на состязания, проводимые в гимназиях, регулярно приглашали представителей старшего поколения «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков»3. На этом основании каждый старик мог поощрить или наказать любого из детей. Кроме того, на мужские соревнования нередко в качестве зрителей приглашали и девочек, которые своим присутствием стимулировали юношей к достижению больших успехов.
По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали во все более суровых условиях. «С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды, босые и с обнаженной головой; летом и зимой они носили одну и ту же одежду, которой им должно было хватать на целый год. Их волосы были коротко острижены. Им запрещалось мыться и принимать благовония, исключая определенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на камышах»4, которые приносили себе сами с берегов Еврота, ломая его там руками.
По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и смекалке. Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали по одиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии.
Это публичное испытание являлось одной из наиболее важных форм уже упомянутого выше принципа «общественного контроля» над воспитанием и, имея в своей основе идею соперничества - основной принцип всего спартанского образования - являлось своеобразной формой состязания в терпении и выносливости.
В своих исторических свидетельствах Лукиан так пишет об этом празднике: «Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели.» И далее писатель дает очень высокую оценку провидению подобных испытаний: «Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича, состязуясь с бьющим его, кто из них первым устанет.»5 Возможно, сечение у алтаря - это эффективный способ развития мужества и выдержки у детей. Однако, очевидна также и антигуманность как этого, так и многих других методов спартанского воспитания.
В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый “испытательный год» своей военной подготовки. Начиная с этого возраста подростки получали право ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты. Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы. Древние философы дают очень лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано и хождение зимой босиком, спанье без постелей, обслуживание самого себя без помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране...что способствовало укреплению тела и духа ибо соответствовало условиям настоящего военного похода.»6 А чтобы максимально приблизить эту иллюзию к действительности правительство ежегодно объявляло «войну» илотам, закабаленному коренному населению Лаконики. Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались доблестью и благородством, побежденный неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. И именно поэтому воспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое право во время криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максимализмом. Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор, который полностью поддерживался законами государства.
Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосферу военных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав прочувствовать всю радость победы над противником.
«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичным агоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь зачислялась в состав иренов - помощников руководителей воспитания. Основной задачей иренов было физическое наказание младших членов агелы, и справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника.
Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее насыщенным и трудным.
2.2.2. ВОСПИТАНИЕ В ВОЗРАСТЕ ОТ 15 ДО 20 ЛЕТ; ОТ 21 ДО 30 ЛЕТ.
На втором этапе государственного военного воспитания его содержание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности, причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий.