Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:31, реферат
1. Развитие опорно-двигательного аппарата (ОДА) в онтогенезе.
2. Возрастные особенности развития мышечной системы.
3. Понятие о физической работоспособности. Влияние физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему детей и подростков.
4. Двигательная активность. Понятие о статическом напряжении. Влияние двигательной активности на развитие опорно-двигательного аппарата.
Возрастные особенности
развития опорно-двигательного аппарата.
1. В эмбриональном периоде
Молодые кости растут в длину за счет хрящей,
расположенных между их концами и телом.
Суставы начинают формироваться на 6-11-й
неделе эмбрионального развития. Образуются
суставные поверхности, суставная полость
и другие элементы сустава. У новорожденных
имеются все анатомические элементы сустава.
Однако эпифизы сочленяющихся костей
состоят из хряща.
Развитие скелета у мужчин заканчивается
к 20-24 годам, у женщин на 2-3 года раньше.
Позвоночник. Позвоночник
новорожденного, как и взрослого, состоит
из 32-33 позвонков (7 шейных, 12 грудных, 5
поясничных, 5 крестцовых и 3-4 копчиковых).
Особенностью позвоночника ребенка первого
года жизни является практическое отсутствие
изгибов. Первой образуется шейная кривизна (выпуклостью
вперед, лордоз), когда у ребенка появляется
возможность удерживать в вертикальном
положении голову. К концу первого года
жизни формируется поясничная кривизна(также
выпуклостью вперед), необходимая для
реализации позы стояния и акта прямохождения. Грудная кривизна (выпуклостью
назад, кифоз) формируется позже. Изгибы
позвоночника, начавшие формироваться
на 1-м году жизни, полностью формируются
в возрасте 12 –14 лет. Рост позвоночника
наиболее интенсивно происходит в первые
два года жизни. При этом сначала все отделы
позвоночника растут относительно равномерно,
а, начиная с 1,5 лет рост верхних отделов
– шейного и верхнегрудного – замедляется,
и увеличение длины происходит в большей
мере за счет поясничного отдела. Следующий
этап ускорения роста позвоночника –
период «полуростового» скачка (6-7 лет).
Последнее вытягивание позвоночника происходит
на начальных этапах полового созревания,
после чего рост позвонков замедляется.
^ Грудная клетка. У новорожденного грудная
клетка имеет коническую форму, причем
ее размер от грудины до позвоночника
больше, чем поперечный. У взрослого человека
– наоборот. По мере роста ребенка форма
грудной клетки меняется. Коническая форма
грудной клетки после 3-4 лет сменяется
на цилиндрическую, а к 6 годам пропорции
грудной клетки становятся похожими на
пропорции взрослого человека. К 12-13 годам
грудная клетка приобретает ту же форму,
что у взрослого.
^ Скелет верхних конечностей. Окостенение свободных конечностей
продолжается до 18-20 лет, причем ранее
всего окостеневают ключицы (практически
еще внутриутробно), затем – лопатки и
последними – кости кисти. К 10-12 годам
выявляются половые различия, которые
заключаются в более быстром окостенении
у девочек по сравнению с мальчиками (разница
составляет примерно 1 год). Окостенение
фаланг пальцев завершается в основном
к 11 годам, а запястья – в 12 лет, хотя отдельные
зоны продолжают оставаться не окостеневшими
до 20-24 лет.
^ Скелет нижних конечностей. Пояс нижних конечностей включает
таз и свободные нижние конечности. Таз
состоит из крестца и неподвижно соединенных
с ним двух тазовых костей. У детей каждая
тазовая кость состоит из трех самостоятельных
костей: подвздошной, лобковой, седалищной.
Их сращение и окостенение начинается
с 5-6 лет, а завершается к 17-18 годам. Крестец
у детей также еще состоит из несросшихся
позвонков, которые соединяются в единую
кость в подростковом возрасте. Половые
различия в строении таза начинают проявляться
в возрасте 9 лет. Порядок и сроки окостенения
свободных нижних конечностей в целом
повторяют закономерности, характерные
для верхних.
Череп. Череп новорожденного
состоит из нескольких отдельных костей,
соединенных мягкой соединительной тканью.
В тех местах, где сходятся 3-4 кости, эта
перепонка особенно велика, такие зоны
называют родничками. Благодаря
родничкам кости черепа сохраняют подвижность,
что имеет важнейшее значение при родах,
так как голова плода в процессе родов
должна пройти через очень узкие родовые
пути женщины. После рождения роднички
зарастают в основном к 2-3 месяцам, но самый
большой из них – лобный – только к возрасту
1,5 лет.
Мозговая часть черепа детей значительно
более развита, чем лицевая. Интенсивное
развитие лицевой части происходит в период
полуростового скачка, и особенно – в
подростковом периоде под воздействием
гормона роста. У новорожденного объем
мозгового отдела черепа в 6 раз больше
объема лицевого, а у взрослого – в 2-2,5
раза.
2. Мышцы головы и некоторые мышцы шеи развиваются
из мышечных зачатков висцеральных и жаберных
дуг. К моменту рождения наиболее развиты
мышцы головы, туловища и верхних конечностей.
После рождения мышцы растут, увеличиваются
их размеры и масса. Рост мышц в длину продолжается
до 23-25 лет.
Мышцы ребенка бледнее, нежнее и более
эластичны, чем мышцы взрослого человека.
Под влиянием половых гормонов (особенно
тестостерона) наступают значительные
изменения в развитии мышечных волокон.
Начинают быстро увеличиваться в поперечнике
белые волокна, обладающие мощным сократительным
аппаратом и преимущественно анаэробным
механизмом энергообеспечения. Эти волокна
к концу подросткового периода составляют
50% общего объема мышц. На окончательное
формирование свойств мышц влияет и гормональный
фон, и характер двигательной активности
человека (особенно целенаправленная
тренировка), но в значительной мере эти
свойства обусловлены генетическими факторами,
тесно связанными с типом телосложения.
В этом возрасте по составу скелетных
мышц можно выявить потенциальных чемпионов,
особенно в таких видах спорта, где наследственность
играет ведущую роль.
3. ^ Физическая работоспособность
– потенциальная способность
человека выполнять в течение определенного
времени максимально возможное количество
мышечной работы определенной интенсивности
и сложности за счет активности нервно-мышечной
системы.
Важнейшими показателями соматического
благополучия подрастающего человека
являются его физическое развитие и физическая
работоспособность. Темп физического
развития – важная характеристика для
оценки состояния здоровья каждого конкретного
ребенка. Умеренное ускорение или замедление
этого темпа может зависеть от множества
факторов, но и то и другое всегда должно
учитываться при сборе анамнеза и постановке
любого клинического диагноза. Индивидуальное
разнообразие темпов физического развития
достаточно велико, но если оно укладывается
в границы нормы – это свидетельствует
об адекватности условий существования
ребенка его морфофункциональным возможностям
на данном этапе индивидуального развития.
На динамическую нагрузку дети
и подростки реагируют повышением ЧСС,
максимального артериального давления,
систолического объема. Чем младше дети,
тем в большей мере, даже на меньшую физическую
нагрузку, они реагируют повышением частоты
пульса, меньшим увеличением систолического
объема, обеспечивая примерно одинаковый
прирост минутного объема.
^ Нормотонический
тип реакции сердечно-сосудистой
системы характеризуется учащением пульса,
повышением систолического и понижением
диастолического давления, пульсовое
давление увеличивается. Такая реакция
считается физиологичной. Восстановительный
период при такой реакции сердечно-сосудистой
системы – 3-5 минут.
^ Гипотонический (астенический)
тип реакции сердечно-сосудистой
системы характеризуется значительным
учащением сердечных сокращений и в меньшей
степени увеличением ударного объема
сердца, небольшим подъемом систолического
и неизменным (или небольшим повышением)
диастолическим давлением. Пульсовое
давление понижается. Период восстановления
затягивается.
^ Гипертонический
тип реакции на физическую нагрузку
характеризуется резким повышением систолического
АД – до 180-190 мм рт. ст. с одновременным
подъемом диастолического давления до
90 мм рт. ст. и выше и значительным учащением
пульса. Период восстановления затягивается.
Гипертонический тип реакции оценивается
как неудовлетворительный.
^ Дистонический тип реакции сердечно-сосудистой
системы на физическую нагрузку характеризуется
значительным повышением систолического
давления – выше 180 мм рт. ст. и диастолического,
которое после прекращения нагрузки может
резко снижаться, иногда до «0» – феномен
бесконечного тона. ЧСС иногда возрастает.
Такая реакция на физическую нагрузку
расценивается как неблагоприятная. Период
восстановления затягивается.
^ Ступенчатый тип реакции характеризуется ступенчатым
подъемом систолического давления на
2-й и 3-й минутах восстановительного периода,
когда систолическое давление выше, чем
на 1-й минуте. Такая реакция сердечно-сосудистой
системы отражает функциональную неполноценность
регуляторной системы кровообращения,
поэтому ее расценивают как неблагоприятную.
Период восстановления ЧСС и АД затягивается.
^ Статическая нагрузка сопровождается иными реакциями
С.С.С. Сидение – активное состояние, при
котором сильное напряжение испытывают
около 250 мышц. Максимальная нагрузка приходится
на затылочные, спинные мышцы-разгибатели,
а также мышцы тазового пояса. Статическая
нагрузка, в отличие от динамической, повышает
как максимальное, так и минимальное АД.
Длительное позное напряжение сопровождается
у школьников спазмом артериол, что приводит
к общему повышению АД.
Утомление – процесс
временного снижения функциональных возможностей
организма (системы, органа) под влиянием
интенсивной или длительной работы. Его
появление и развитие зависят от состояния
здоровья, типа ВНД, подготовленности
к работе, мотивации и интересов человека.
Переутомление –
патологическое состояние организма,
обусловленное чрезмерным однократным
утомлением или его прогрессирующим накоплением,
характеризующееся снижением работоспособности
и функциональными нарушениями по типу
стойкого доминантного очага, который
не исчезает после пассивного отдыха и
требует специального лечения или реабилитации.
4. Суточная активность детей может быть
выражена в объеме естественных локомоций.
При свободном режиме в летнее время за
сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тыс.
движений. У подростков суточное количество
повышается.
Естественная суточная активность девочек
ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей
мере проявляют двигательную активность
самостоятельно и нуждаются в большей
доле организованных форм физического
воспитания.
По сравнению с весенним и осенним периодами
года, зимой двигательная активность детей
и подростков падает на 30-45 %. В период учебных
занятий двигательная активность школьников
не только не увеличивается при переходе
из класса в класс, а, наоборот, уменьшается
у старшеклассников.
Гигиеническая норма двигательной активности
школьников 11-15 лет – 21 – 30 тыс. локомоций.
Учащиеся этого же возраста при двигательной
активности в 2-3 раза ниже гигиенической
нормы находятся в состоянии «двигательного
голода» -гиподинамии. У
таких школьников страдают обменные процессы,
снижены двигательная подготовленность,
иммунобиологическая реактивность, работоспособность.
Наблюдается неэкономическая деятельность
сердечно-сосудистой системы и дыхания
при физических нагрузках.
Гиподинамия – нарушение
функций организма при ограничении двигательной
активности, уменьшение сократительной
силы мышц вследствие нарушений обменных
процессов непосредственно в скелетной
мускулатуре, снижения возбудительного
тонуса в нервных центрах и ослабления
их активирующих влияний на все физиологические
системы организма.
Гипокинезия –
состояние, характеризующееся снижением
двигательной активности (недостаточным
для нормальной жизнедеятельности человека
количеством движений).
Тема 4. Развитие в
онтогенезе органов пищеварения. Обмен
веществ и энергии.
Развитие сердечно-сосудистой
и дыхательной систем.
1. Возрастные особенности пищеварительного
тракта.
2. Особенности обмена веществ и энергии
у детей и подростков.
3. Возрастные особенности сердечно-сосудистой
и дыхательной систем.
1. Пищеварительная система начинает формироваться
на 3 неделе внутриутробного развития.
Внутренний зародышевый листок (энтодерма)
свертывается в трубку (первичная кишка).
Далее из энтодермы образуются эпителиальный
покров органов пищеварительной системы
и ее железы, кроме полости рта и анального
канала. Эти органы образуются в результате
впячивания эктодермы со стороны головного
конца зародыша (ротовая ямка) и со стороны
хвостового конца зародыша (заднепроходная
ямка). Они отделены от первичной кишки
двуслойными перепонками – глоточной
и заднепроходной. Эти перепонки прорываются
на 4 неделе эмбрионального развития. В
результате первичная кишка получает
сообщение с внешней средой. Начиная со
2 месяца внутриутробного развития, происходит
интенсивный рост органов пищеварения:
появляется будущий желудок, растут в
длину толстая и тонкая кишки. Из выпячиваний
будущей 12-ти перстной кишки формируются
печень и поджелудочная железа. После
рождения ребенка орган пищеварения продолжают
расти и дифференцироваться, при этом
происходят их возрастные изменения.
Общее число молочных зубов у детей равно
20. В первые месяцы жизни после рождения
зубы находятся под слизистой оболочкой
десен. Прорезывание молочных зубов происходит
с 6 до 30 месяца в определенной последовательности
для разных зубов. Молочные зубы заменяются
постоянными в период с 5-6 до 12-13 лет. В
пубертатном периоде развитие зубов заканчивается,
за исключением третьих коренных (зубы
мудрости) – 25-30 лет, в 15% случаев они отсутствуют
на верхней челюсти вообще.
Секреция слюны у ребенка начинается сразу
после рождения, хотя при питании молоком
нет необходимости смачивать пищу и гидролизовать
отсутствующие в молоке полисахариды.
Слюна в этот период играет роль герметизатора
ротовой полости при сосании – иначе ребенок
бы заглатывал большие количества воздуха,
которые раздували бы его желудок и кишечник. С переходом на питание
твердой пищей количество образующейся
слюны увеличивается и осуществляется
тремя парами крупных желез (околоушная,
подчелюстная, подъязычная).
У детей 7-10 лет слюна имеет слабощелочную
реакцию. После начала полового созревания
слюна становится слабокислой.
Мужчина за всю жизнь (средний возраст
72 года) вырабатывает 25920 л слюны, а женщина
(средний возраст 80 лет) – 28800 л.
Пищевод – у новорожденного
имеет длину 10-12 см. К 11-12 годам длина его
удваивается (20-22 см). Мышечная оболочка
пищевода у новорожденного развита слабо,
она интенсивно растет до 15 лет. Затем
изменяется мало. Слизистая оболочка до
года бедна железами, а продольные складки
появляются в возрасте 2-2,5 лет.
Желудок у новорожденного
имеет веретенообразную форму. К концу
1 года жизни желудок удлиняется, а в возрасте
7-11 лет приобретает форму как у взрослого
человека. По мере роста ребенка желудок
опускается. Слизистая оболочка желудка
новорожденного относительно толстая,
складки высокие, количество желудочных
желез составляет 500 000. Мышечная оболочка
желудка у новорожденного слабо развита,
максимальной толщины достигает к 15-20
годам.
Кислотность желудочного сока у детей
до завершения полового созревания понижена
по сравнению со взрослыми. Это может служить
причиной несколько сниженной резистентности
(сопротивляемости) детей к различного
рода желудочно-кишечным инфекциям. Активность
желудочного сока новорожденных детей
низкая. По мере развития активность желудочного
сока изменяется в соответствии с характером
вскармливания, увеличиваясь по мере уменьшения
доли грудного молока в пищевом рационе
ребенка и перевода его на искусственное
питание. В период грудного вскармливания
пищеварение у детей протекает главным
образом не в полости желудка, а прямо
на поверхности выстилающих его клеток
(«мембранное пищеварение»). Огромное
количество специальных выростов – микроскопических
ворсинок – обеспечивает быстрое переваривание
и очень полное всасывание пищи.
Различия между мальчиками и девочками
начинает проявляться в возрасте 8 лет,
причем у мальчиков в 10 лет, а у девочек
в 9 лет наблюдается напряжение желудочного
пищеварения, и этот возраст является
переломным моментом в становлении желудочной
секреции. У подростков 13-14 лет активность
желудочных ферментов резко падает. Причины
этого явления не вполне ясны, хотя очевидно,
что здесь сказывается влияние процессов
полового созревания. К 16-17 годам секреция
желудочных желез и активность ферментов
подростка достигают уровня взрослого
человека.
Печень у новорожденных
больших размеров, занимает более половины
объема брюшной полости. Масса печени
новорожденного 135 г. Нижний край печени
выпуклый, под ее левой долей располагается
ободочная кишка. У детей 3-7 лет нижний
край печени находится ниже реберной дуги
на 2 см. После 7 лет нижний край печени
из-под реберной дуги уже не выходит. Под
печенью располагается только желудок.
У детей печень очень подвижна, и ее положение
легко изменяется при изменении положения
тела.
^ Желчный пузырь у новорожденного длинный. К
10-12 годам длина его возрастает примерно
в 2-4 раза. Емкость желчного пузыря ребенка
в возрасте до 3 месяцев равна 3,2 см3, в 1-2 года 8,5 см3, в 6-9 лет – 33,6 см3 (у взрослых – 50-65 см3). С возрастом увеличивается
способность желчного пузыря концентрировать
желчь.
Пищеварительные железы начинают функционировать
еще в период внутриутробного развития
за счет поступления питательных веществ
от материнского организма и из околоплодных
вод. Однако их пищеварительная функция
выражена слабо.
Тонкая кишка – у
новорожденного имеет длину 1,2-2,8 м. К 10
годам длина этой кишки достигает величины
взрослого человека (5-6 м). Двенадцатиперстная
кишка имеет кольцеобразную форму. Складки
тощей и подвздошной кишок у новорожденного
выражены слабо, железы недоразвиты. Имеются
многочисленные ворсинки. Мышечная оболочка
слабо развита. Интенсивный рост всех
структур тонкого кишечника отмечается
до 3 лет, затем рост замедляется, в 10-15
лет вновь усиливается.
^ Толстая кишка – у новорожденного короткая
(65 см), сальниковые отростки у ободочной
кишки отсутствуют, появляются на 2 году
жизни ребенка. К концу грудного возраста
толстая кишка удлиняется до 83 см, а к 10
годам достигает 118 см. Прямая кишка у новорожденного
цилиндрической формы, не имеет ампулы
и изгибов, складки не выражены. В период
первого детства завершается образование
ампулы, а после 8 лет – изгибов.
2.^ Обмен веществ и энерги�� – последовательное потребление,
превращение, использование, накопление
и потеря веществ и энергии в течение жизни,
позволяющие организму самосохраняться,
расти, развиваться, адаптироваться к
окружающей среде и самовоспроизводиться.
Обменные процессы протекают в виде последовательных
фаз: - извлечение энергии из органических
веществ;
- превращение продуктов расщепления в
«строительные блоки» для синтеза веществ,
специфических для организма;
- синтез белков, нуклеиновых кислот, жиров,
углеводов и других элементов клетки;
- синтез и разрушение тех биологически
активных молекул, которые необходимы
для осуществления специфических функций
организма.
^ Анаболизм (ассимиляция)
– совокупность процессов ферментативного
синтеза крупномолекулярных органических
компонентов клеток и тканей (полисахаридов,
нуклеиновых кислот, белков, липидов) из
более простых соединений. Анаболические
процессы протекают с потреблением и накоплением
энергии. Они представляют собой одну
из сторон обмена веществ и энергии, противоположную
катаболизму.
^ Катаболизм (диссимиляция) – совокупность химических
реакций образования в организме простых
веществ из более сложных, составляющая
одну из сторон обмена веществ и энергии.
^ Белки пищи. В организме ребенка идут интенсивные
процессы роста и формирования новых клеток
и тканей. Поэтому детский организм требует
относительно большего количества белка,
чем организм взрослого человека. Чем
интенсивнее процессы роста, тем больше
потребность в поступлении белка. Ребенку
необходимо давать оптимальное количество
белка, с набором всех необходимых аминокислот.
Если давать белки больше, чем это требуется
организму, то увеличение задержки азота
и, следовательно, нарастания синтеза
белка не произойдет.
Жиры играют важную
роль в процессах роста и развития, так
как входят в состав клеточных мембран.
Они необходимы для нормального протекания
процессов терморегуляции, усвоения витаминов
(А, D, Е, К). В организме ребенка с первого
полугодия жизни за счет жиров покрывается
примерно на 50% потребность в энергии.
Всасывание жиров идет весьма интенсивно.
При грудном вскармливании усваивается
до 90% жиров молока, при искусственном
– 85%, у детей более старшего возраста
на 95-97%.
Углеводы. У детей
обмен углеводов совершается с большой
интенсивностью что объясняется высоким
уровнем обмена веществ в детском организме.
Суточная потребность в углеводах у детей
очень высока и составляет в грудном возрасте
10-12 г на 1 кг массы. В последующие годы
количество углеводов колеблется от 8-9
до 12-15 г на 1 кг массы. При чрезмерном поступлении
сахара в организм, он выводится с мочой.
Прием даже незначительного количества
углеводов может вызвать у детей увеличение
уровня сахара в крови в два раза, но уже
через час содержание сахара начинает
снижаться и возвращается к норме.
^ Основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых.
Значительно преобладают процессы ассимиляции
над процессами диссимиляции. Энергетические
затраты тем больше, чем младше ребенок
(расход энергии связанный с ростом у ребенка
3-х месяцев составляет 36%, в возрасте 6
месяцев – 26%). Величина основного обмена
у девочек несколько ниже, чем у мальчиков
(выполняемая работа у мальчиков влечет
более высокий расход энергии, чем у девочек).
3. Количество крови у детей не является
постоянной величиной и подвержено широким
колебаниям в зависимости от возраста
и массы ребенка. У мальчиков относительное
количество крови несколько больше, чем
у девочек. Относительно больший, чем у
взрослых, объем крови у детей связан с
обеспечением более высокого уровня обмена
веществ.
После рождения ребенка по мере увеличения
возраста окружность, диаметр, толщина
стенок артерий и их длина увеличиваются.
Функциональное разделение сердца на
легочный и системный отделы происходит
только после рождения. У плода предсердия
сообщаются через овальное отверстие,
а аорта и легочная артерия соединяются
широким артериальным протоком. Таким
образом, в период внутриутробного развития
предсердия и желудочки действуют как
единый полый орган, легкие находятся
в нефункциональном состоянии, кровоток
в них мал. Кровь насыщается кислородом
через плаценту.
После рождения активизируется легочное
дыхание, легкие расправляются, гидродинамическое
сопротивление их сосудов падает, давление
в левом предсердии становится больше,
чем в правом. Кровь по легочной артерии
направляется в легкие, минуя артериальный
проток. Начинается его заращение. Через
2 недели овальное отверстие и артериальный
проток полностью закрываются. Рабочая
нагрузка на левое предсердие становится
больше, левый желудочек развивается интенсивнее.
Сердце у детей относительно больше, чем
у взрослых. У новорожденного оно имеет
шарообразную форму, что связано с недоразвитием
желудочков и относительно большими размерами
предсердий. Рост предсердий в течение
первого года жизни опережает рост желудочков,
затем они растут почти одинаково, и только
после 10 лет рост желудочков начинает
обгонять рост предсердий. Систолический объемкрови
(количество крови, выбрасываемое желудочком
за одно сокращение). С возрастом величины
данного показателя увеличиваются. ЧСС с возрастом
урежается: у новорожденных 140 уд/мин, к
13 годам – 80 уд/мин. Минутный объемкрови
(количество крови, выбрасываемое сердцем
за 1 минуту) также как СО с возрастом увеличивается.
Растет показатель АД. Увеличение МОК
у тренированных людей происходит главным
образом за счет величины СО, ЧСС при этом
увеличивается незначительно. У нетренированных
людей МОК увеличивается за счет учащения
ЧСС.
^ Полость носа у новорожденного низкая и узкая.
Носовые раковины относительно толстые,
носовые ходы развиты слабо. К 6 месяцам
высота полости носа увеличивается и формируется
средний носовой ход, к 2 годам – нижний,
после 2 лет – верхний носовой ход. Из околоносовых
пазух у новорожденного имеется только
верхнечелюстная, но она развита слабо.
Остальные пазухи формируются после рождения:
лобная – 2 года, клиновидная – 3 года,
ячейки решетчатой кости – 3-6 лет.
Гортань. Гортань
у детей короче, уже и располагается выше,
чем у взрослых. Наиболее интенсивно гортань
растет на 1-3 годах жизни и в период полового
созревания. В период полового созревания
появляются половые различия в строении
гортани. У мальчиков образуется кадык,
удлиняются голосовые связки, гортань
становится шире и длиннее, чем у девочек,
происходит ломка голоса.
^ Трахея и главные
бронхи у новорожденного короткие.
Длина трахеи составляет 3,2-4,5 см. Хрящи
трахеи развиты слабо, они тонкие и мягкие.
Слизистая оболочка стенки трахеи у новорожденного
тонкая, нежная: железы развиты слабо.
У ребенка 1-2 лет верхний край трахеи располагается
на уровне 4-5 шейных позвонков, а в подростковом
возрасте на уровне 5 шейного позвонка.
Легкие у новорожденного
неправильной конусовидной формы: верхние
доли относительно больших размеров Легкие
у детей растут главным образом за счет
увеличения объема альвеол. До 3 лет происходит
усиленный рост легких и дифференцировка
их отдельных элементов. Границы легких
с возрастом изменяются. У новорожденного
верхушка легкого находится на уровне
первого ребра. Затем она выступает над
первым ребром и к 20-25 годам располагается
выше первого ребра (на 2 см выше ключицы).
^ Типы дыхания. Постепенность созревания
костно-мышечного аппарата дыхательной
системы и особенности его развития у
мальчиков и девочек определяют возрастные
и половые различия типов дыхания. У детей
раннего возраста ребра имеют малый изгиб
и занимают почти горизонтальное положение.
Верхние ребра и весь плечевой пояс расположены
высоко, межреберные мышцы слабые. В связи
с такими особенностями у новорожденных
преобладаетдиафрагмальное дыхание.
Такой тип дыхания сохраняется до второй
половины первого года жизни. По мере развития
межреберных мышц и роста ребенка грудная
клетка опускается вниз и ребра принимают
косое положение. Постепенно дыхание грудных
детей становится грудобрюшным, с
преобладанием диафрагмального, причем
в верхнем отделе грудной клетки подвижность
остается все еще небольшой.
В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием
плечевого пояса все более начинает преобладать грудной тип дыхания,
а к 7 годам он становится выраженным. В
7-8 лет выявляются половые отличия в типе
дыхания: у мальчиков становится преобладающим брюшной тип дыхания,
у девочек - грудной. Заканчивается
половая дифференцировка дыхания к 14-17годам.
Следует заметить, что тип дыхания у юношей
и девушек может меняться в зависимости
от занятий спортом, трудовой деятельностью.
^ Дыхательный центр. Является сложным образованием,
которое состоит из центра вдоха и центра
выдоха. Дыхательный центр находится в
состоянии постоянной активности, в нем
ритмически возникают импульсы возбуждения.
Даже после полного выключения центростремительных
путей, идущих к дыхательному центру, в
нем можно зарегистрировать ритмическую
активность.
^ Рефлекторная регуляция. При болевом раздражении, при
раздражении органов брюшной полости,
рецепторов кожи и дыхательных путей рефлекторно
происходит изменение дыхания (при вдыхании
паров аммиака, раздражаются рецепторы
слизистой оболочки носоглотки, что приводит
к рефлекторной задержке дыхания – защитное
приспособление). Особое значение в регуляции
дыхания имеют импульсы, идущие от рецепторов
дыхательных мышц и самих легких. От них
зависит глубина вдоха и выдоха. В регуляции
дыхания принимает участие кора головного
мозга. Гуморальное влияние
на дыхательный центр. Большое влияние
на состояние дыхательного центра оказывает
химический состав крови, в частности
ее газовый состав. Накопление углекислого
газа в крови вызывает раздражение рецепторов
в кровеносных сосудах, несущих кровь
к голове, и рефлекторно возбуждает дыхательный
центр. Подобным образом действуют и другие
кислые продукты, поступающие в кровь
(молочная кислота, содержание которой
увеличивается в крови во время мышечной
работы).
Информация о работе Возрастные особенности развития опорно- двигательного аппарата