Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:38, реферат
Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления
Введение……………………………………………………………………………..…стр3
Возрастные особенности развития физических качеств
юных спортсменов …………………………………………………………………стр4
Возрастные особенности организма у юных спортсменов………………… стр8
Формирование координационных особенностей и его свойства …………стр12
Роль в двигательной подготовки юных спортсменов (Влияние возрастных особенностей, координационных особенностей на подготовку)……………………………………………………………………………стр18
Заключение…………………………………………………………………………...стр23
Литература ……………………………………………………………………….. стр24
Возрастные особенности организма — важнейший фактор, определяющий правильный выбор средств и методов физического воспитания. Они учитываются при определении сроков начала обучения детей технике физических упражнений, их специальной спортивной подготовки и целенаправленной тренировки для достижения высоких результатов в спорте. С учетом возраста осуществляется подразделение занимающихся физическими .упражнениями на группы, определяются допустимые нагрузки в занятиях , устанавливаются учебные нормативами.
Возрастные особенности высшей нервной деятельности оказывают большое влияние на становление и развитие двигательных навыков. Усиление процессов внутреннего торможения, повышение аналитической и синтетической функции коры головного мозга позволяют начинать организованное обучение детей физическими упражнениям в возрасте 11—12 лет. В 13—14 лет функция второй сигнальной системы начинает преобладать над функцией первой сигнальной системы, возрастает способность к образованию прочных условно рефлекторных связей, совершенствуются динамические стереотипы в двигательном анализаторе. В возрасте 15—16 лет отчетливо выявляется тип высшей нервной деятельности, заметно влияющий на быстроту и прочность формирования двигательных навыков, уровень и устойчивость общей работоспособности, волевых качеств. К 18 годам завершается функциональное развитие высших отделов центральной нервной системы, нервные процессы отличаются большой подвижностью, преобладает сила возбудительных процессов над тормозными. Совершенствование высшей нервной деятельности — процесс, непрерывно протекающий в течение всей жизни человека. В периоде старения организма намечается ослабление подвижности, снижение силы тормозных и возбудительных процессов. Это, в частности, обусловливает медленное развитие новых и восстановление утраченных двигательных навыков у лиц пожилого возраста.
С возрастными изменениями сердечнососудистой и дыхательной систем тесно связаны различия в уровне общей работоспособности и приспособляемости организма к физическим нагрузкам в детском, юношеском, зрелом и пожилом возрасте. Линейные размеры сердца увеличиваются к 7 годам в 2 раза, к 15—17 годам — в 3 раза по сравнению с его размерами у новорожденных. В период полового созревания повышенные запросы к работе сердца в связи с активными энергетическими и пластическими процессами обусловливают частое появление гипертрофии левого отдела сердца (юношеская гипертрофия). Наличие юношеской гипертрофии в выраженной степени требует некоторых ограничений объема нагрузки в тренировочных занятиях и соревнований . У 10—15% юношей в возрасте 15—20 лет отмечается относительно «малое» сердце. Небольшой ударный объем крови в этих случаях объясняет выраженное учащение пульса после физической нагрузки и продолжительный период восстановления. В пожилом возрасте наблюдается гипертрофия сердца, которая связана с изменением характера обменных процессов в миокарде. Возрастная гипертрофия сердца связана также с увеличением периферического сопротивления, обусловленного структурными изменениями сосудистой стенки. В глубокой старости преобладают атрофические процессы сердечной мышцы, вызывающие уменьшение размеров сердца. Частота пульса в 7 лет в среднем — 90 ударов, в 12 лет — 80, в 21—25 лет — 70—72 удара в 1 мин. С 25 до 50 лет ритм сердечных сокращений очень мало изменяется, в пожилом возрасте он замедляется. У детей отмечается большая лабильность ритма и подверженность его нарушениям (дыхательная, экстрасистолическая аритмия). Наиболее благоприятны условия кровоснабжения сердца в возрасте до 30 лет. С развитием возрастного склероза сосудов сердца ухудшаются условия питания сердечной мышцы, что сопровождается снижением ее сократительных свойств. Приспособляемость к физическим нагрузкам в большой мере обусловлена возрастными особенностями кровеносных сосудов. В детском возрасте, благодаря высокой эластичности стенок сосудов и их большому просвету, сопротивление току крови незначительно, и кровообращение осуществляется при небольшой затрате механической силы сердца. В зрелом возрасте просвет артерий по отношению к массе сердца несколько уменьшается, и сердце выигрывает в развитии своей механической силы. Возрастной склероз, а тем более патологический атеросклероз, возникающий в результате нарушения холестеринового обмена, у людей среднего и пожилого возраста отягощает условия кровообращения в организме, особенно при физических упражнениях, вызывающих повышение потребности в кровоснабжении работающих органов. С возрастом ослабляется способность кровеносных сосудов отвечать на действие раздражителей соответствующим по степени расширением или сужением своего просвета; кровяное давление несколько повышается, а скорость распространения пульсовой полны ускоряется.
В процессе возрастного развития параллельно с увеличением общей дыхательной поверхности легких повышается функция внешнего дыхания. Объем вентиляции во время функциональной пробы с физической нагрузкой у детей в 7—10 лет равен 33 л, в 11—13 лет — 41 л, в 14—16 лет — 45 л, в 17—18 лет — 61 л в 1 мин. Жизненная емкость легких достигает максимума в 21—25 лет и заметно понижается в пожилом возрасте. Основной обмен — наиболее высокий в раннем детском возрасте, к 14—15 годам он постепенно снижается, в период полового созревания возрастает, затем стабилизуется, а после 40—50 лет понижается. Большая интенсивность обмена веществ, обусловленная активными пластическими процессами детского организма, а также сдвигами нервной и эндокринной систем (особенно в период полового созревания), требует правильного дозирования нагрузки в занятиях физическими упражнениями а спортом детей школьного возраста. Снижение основного обмена в пожилом возрасте объясняется ослаблением интенсивности окислительных процессов. Уровень насыщения артериальной крови кислородом у лиц молодого возраста в среднем равен 96%, у лиц пожилого возраста нередко снижается до 89—90%. Стимулирующее влияние физической тренировки на окислительные процессы в организме является одним из важнейших факторов благоприятного воздействия занятий физическими упражнениями на здоровье лиц пожилого возраста.
В тесной связи с возрастом находятся уровень развития качеств двигательной деятельности (см. Физические качества) и степень приспособляемости организма к физическим нагрузкам на скорость, силу, выносливость, ловкость. В возрасте 8—10 лет начинают подготовку детей в видах спорта, основу к-рых составляют упражнения, требующие ловкости, гибкости, быстроты движений (фигурное катание на коньках, художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, теннис и др.). Развитие ловкости непосредственно связано с пластичностью нервной системы и подвижностью основных нервных процессов. Поэтому лучшее время для ее развития — детский возраст. Этот возраст является наилучшим для развития гибкости. Непродолжительные скоростные или скоростно-силовые упражнения соответствуют возрастным особенностям детей младшего и среднего школьного возраста (бег на коньках, бег на короткие дистанции, некоторые спортивные игры, метания, гимнастика). Однако тесная функциональная связь между скоростью движений, мышечной силой и выносливостью организма обусловливает достижение наивысшего уровня скоростных достижений только в юношеском или даже зрелом возрасте. В пожилом возрасте, как правило, в первую очередь падает способность к скоростным напряжениям, это объясняется описанными выше возрастными изменениями нервной, сердечнососудистой, нервно-мышечной систем. Поэтому лицам среднего и особенно пожилого возраста менее доступны бег на короткие дистанции и др. скоростные упражнения.
Упражнения, предъявляющие повышенные запросы к выносливости организма (бег на средние дистанции, лыжные и велосипедные гонки и др.), целесообразно применять не ранее 15—17-летнего возраста, учитывая при этом индивидуальные особенности развития и тренированность. В детском и подростковом возрасте организм еще недостаточно приспособлен для выполнения длительной работы, особенно если она проводится с относительно высокой интенсивностью. Такие упражнения требуют значительного и продолжительного усиления функции кровообращения и дыхания, сопровождаются значительными энергетическими тратами, предъявляют повышенные требования к нервной системе которая в детском и подростковом возрасте отличается большой возбудимостью и недостаточной устойчивостью Используя упражнения на выносливость в физическое воспитании юношей младшего (15—16 лет) и среднего (17—18 лет) возраста, требуется правильно их дозировать Только в старшем юношеском возрасте (19—20 лет) и особенно в зрелом возрасте имеются наилучшие условия для развития выносливости организма. Упражнения на выносливость умеренной мощности вполне доступны для лиц пожилого возраста, если они ведут достаточно систематические занятия физическими упражнениями (бег, передвижение на лыжах, гребля, плавание). В возрасте 15—16 лет у юношей имеются уже предпосылки к применению силовых упражнений. В этом возрасте отмечается заметный «скачок» в развитии мышечной массы, возрастает функциональная способность нервно-мышечного аппарата и совершенствуются центральные механизмы регуляции силового акта. Значительные сдвиги в развитии силы в 19—20 лет связаны с одновременным развитием скорости движений и общей выносливости организма, с повышением волевых качеств и умением управлять своими движениями. В процессе старения организма мышечная сила снижается, особенно если отсутствует систематическая тренировка. Применение силовых упражнений в занятиях лиц пожилого возраста нецелесообразно, т. к. выполнение этих упражнений сопровождается задержкой дыхания. Связанные с этим внезапные колебания кровяного давления не соответствуют возрастным особенностям сердечнососудистой системы лиц пожилого возраста.
Процесс возрастного развития организма тесно связан с социальными и др. условиями внешней среды, в которой живет человек. Благоприятные условия жизни и труда, правильное физическое воспитание оказывают огромное положительное влияние на ход возрастного развития молодежи и отодвигают появление возрастных изменений, связанных со старением организма, влияние систематических физических тренировка на сохранение высокого уровня развития качеств двигательной деятельности доказано многочисленными примерами спортивного долголетия.
Формирование координационных особенностей.
Уровень координационных
(скоростных, силовых, выносливости, гибкости)
способностей в большей мере влияет на появление координационных
способностей. Процент достоверных корреляций
между данными двумя группами способностей
составил 32,9 и 40,3; 30,0 и 27,4; 31,3 и 11,5% у лиц
женского и мужского пола 7-10, 11-14 и 15-17 лет
соответственно. Установлены наиболее
тесные связи координационных способностей
со скоростными и скоростно-силовыми способностями
по сравнению со способностями к выносливости
и гибкости.