Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 14:57, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены основные характеристики вынос-ливости, ее виды, методы и средства воспитания, а также предложены некоторые методики тренировок с учетом исходного уровня физической подготовленности.
Продолжительность каждою этапа зависит от возраста и физической подготовленности занимающихся. В недельном цикле для лиц старших возрастов предполагается 2-3 занятия, для молодых — 4-5.
Эту
программу целесообразно
На II этапе сокращать дистанцию ходьбы и увеличивать дистанции» бега рекомендуется раз и 2 недели на 100 м. Для людей 50-59 лет первые два месяца дистанция ходьбы в сумме должна составлять 1500 м. Например, пройдя
900 м и пробежав 100 м, следует затем пройти 450 м и пробежать 50 м.
После каждой тренировки полезно 7-10-минутная гимнастика (типа утренней зарядки), затем в течение 5 мин дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, душ.
Недостаток ДА может быть восполнен лишь систематическими тренировками, в частности беговыми упражнениями. Для тех, кто занимается умственным трудом и большую часть времени проводит за письменным столом, это практически единственный способ избежать неблагоприятных последствий малоподвижного образа жизни. Бег включают практически, но все физкультурно-оздоровительные занятия. Его легко дозировать, изменяя скорость и дистанцию.
Начинающим заниматься оздоровительным бегом полезно знать, что продолжительность, а не скорость бега приносит наибольшую пользу, т.е. целесообразнее увеличить дистанцию, чем скорость. Автор популярной книги «Бег ради жизни», - Г. Гилмор советует начинающим не злоупотреблять бегом трусцой. Дополнительный километраж, дополнительные минуты бега должны приходить естественным путем. К. Купер считает, что начинать тренировку следует с ходьбы, затем ходьбы-бега, и только потом переходить на бег.
Современная методика тренировки учитывает не столько возраст, сколько состояние здоровья и физическую работоспособность. Исходя из этого, М. Залесский и В. Кулаков рекомендуют успешно распределить программы для занимающихся на четыре ступени.
Программа I ступени рассчитана приблизительно на 3-4 мес. Ее цель — подготовиться к непрерывному бегу в течение 20 мин (считают, что за это время происходит сгорание накопленных организмом жировых запасов). Тренировка по этой программе предусматривает чередование медленного бега с ходьбой, продолжительность занятии — от 15 до 35 мин. На этой ступени увеличивают скорость ходьбы, а не бега. Причем в последних 10 занятиях ускоренная ходьба носит характер разминки.
Основная задача II ступени — подготовка к непрерывному бегу в течение 35 мин Программа рассчитана на тех, кто освоил I ступень, а также на новичков, которые могут, не напрягаясь, пробежать 15 мин трусцой. На 1-м тренировочном занятии время бега составляет 10 мин, 2-3-м - 15, 4-м - 20, 5-м - 15, 6-8-м.- 20, 9-м -15. 10-м 25, 11-12-м - 20, 13-м - 25, 14-м - 20, 15-м - 30, 16-17-м - 25, 18-м - 30, 19-м - 25, 20-м - 35 мин.
Программа III ступени направлена ни дальнейшее улучшение физической формы. К занятиям могу приступать те, кто свободно пробегает трусцой 30 10 мин. На этой ступени отрабатывается и продолжительность бега, и скорость. Скорость должна постепенно повышаться (1 км за 5 мин), дистанция увеличиваться до 12 км.
Для большинства занимающихся III ступень является высшей. Тем, кто ее освоил, рекомендуется повторно выполнять занятия с 1-го по 20-е или с 10-го по 20-е, но с несколько большей скоростью, а также увеличить длину пробежек, не меняя скорости. На 1-м тренировочном занятии пробегают дистанцию 5 км. 2-3-м — 6; 4-м - 8; 5-6-м - 6; 7-м -- 10; 8-м - 6; 9-10-м - 8; 11-м - 6; 12-13-м - 8; 14-15-м - 8; 16-м - 10; 17-м - 6; 18-м - 10; 19-м - 8; 20-м - 12.
IV
ступень рассчитана в основном
на бывших спортсменов,
Всем занимающимся независимо от степени подготовленности рекомендуются 3-4 занятия оздоровительным бегом в неделю (лучше через день). Если занятия новой ступени даются тяжело, рекомендуется вернуться к предыдущей, задержаться на иен подольше. Желающим увеличить количество занятий целесообразнее использовать программы уже освоенной ступени. После вынужденного пропуска нескольких занятий рекомендуется частично вернуться па-зад и построить программу заново.
Есть
люди, которые по состоянию здоровья
и уровню физической подготовленности
могут начать занятия непосредственно
с бега. Им может быть рекомендован тренировочный
режим.
Таблица 3
Дозировка бега по месяцам (по А. Волленбергеру, 1979)
|
Дозированный
бег начинают после выполнения небольшого
комплекса привычных
В теории и практике физического воспитания выделяют общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимают длительное выполнение работы с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма. Данный режим работы обеспечивается преимущественно способностями выполнять двигательные действия в зоне умеренных нагрузок. Специальная выносливость характеризуется продолжительностью работы, которая определяется зависимостью степени утомления от содержания решения двигательной задачи. Специальная выносливость классифицируется: а) по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); б) по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); в) по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость).
Уровень выносливости оценивается частотой сердечных сокращений (ЧСС) в процессе работы и в восстановительном периоде, частотой дыхательных движений, максимальным потреблением кислорода (МПК), пространственными, пространственно-временными, динамическими характеристиками движений в процессе выполнения тренировочных упражнений.
Для
измерения показателей
-выполнение непрерывной специфической дозированной нагрузки «до отказа»;
-выполнение непрерывной нагрузки соревновательного типа, отличающейся от основной по ряду параметров;
-повторные выполнения специфической, дозированной по величине нагрузки со строго ограниченными паузами отдыха;
-выполнение тренировочного контрольного задания по достижении наибольшей мощности работы за определенный отрезок времени;
-использование соревновательного метода.
Важным для учителя является знание факторов, которые предопределяют выносливость, поскольку их учет, развитие и совершенствование лежат в основе методики воспитания выносливости. Такими факторами являются:
- структура мышц. Люди, в которых преобладают красные мускульные волокна, имеют генетические задатки к длительной работе. Однако изменить структуру мышц мы не в состоянии, и поэтому этот фактор можно лишь учитывать;
-
внутримышечная координация
Физические упражнения как основное средство усовершенствования выносливости должны отвечать таким требованиям:
- быть простыми за техникой исполнения и доступными для всех учеников;
-
при их выполнении должно
-
их выполнение должно вызывать
активность функциональных
- их выполнение позволяет дозировать и регулировать тренировочные нагрузки;
- их можно выполнять длительное время (от нескольких минут до нескольких часов).