Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:04, реферат
Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.
Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды.
Введение 2
1. Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы 4
2. Основы гигиены физической культуры 5
2.1. Личная гигиена 6
2.2. Рациональное питание 8
2.3. Закаливание 11
3. Гигиенические основы физической культуры и спорта на производстве 12
4. Гигиенические требования к крытым и открытым спортивным сооружениям………………………………………………………………..……17
Заключение 21
Литература 23
Работа на тему:
Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы
2013
Содержание
Введение 2
1. Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы 4
2. Основы гигиены физической культуры 5
2.1. Личная гигиена 6
2.2. Рациональное питание 8
2.3. Закаливание 11
3. Гигиенические основы физической культуры и спорта на производстве 12
4. Гигиенические требования
к крытым и открытым спортивным сооружениям…………………………………………………
Заключение 21
Литература 23
В определении стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать.1
Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки.2 А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершен ствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры и гигиены.
Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.
Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды.
Научной основой гигиены служит разработка гигиенических нормативов - предельно допустимых концентраций и уровней, ориентировочных безопасных уровней воздействия (ПДК, ПДУ, ОБУВ и др.) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, одежды и обуви с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни.3
1. Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы
Гигиена (hygieinos) – область медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Она изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний.
На организм человека могут воздействовать различные факторы внешней среды: 4
В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука использует разнообразные методы. Они используются для гигиенической оценки факторов окружающей среды. К ним относятся санитарное обследование и описание, физические, химические и биологические методы санитарной экспертизы.
Методы санитарного
описания и обследования позволяют
выявить общее состояние
Для определения количественных характеристик среды, и её свойств используются физические, химические, биологические методы исследования.
Для изучения влияния окружающей среды на организм человека используются физиолого-биологические, клинические, антропометрические, экспериментальные методы. При необходимости установить влияние среды на здоровье коллектива пользуются санитарно-статистическим методом.
Практическое
претворение в жизнь
В зависимости от предмета изучения гигиеническая наука подразделяется на:5
Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача – изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия.6
Молодые специалисты,
окончившие Вузы, должны хорошо знать
основные положения личной и общественной
гигиены и умело применять
их в быту, учебе, на производстве, при
организации различных
Одной из профильных
гигиенических дисциплин
Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви. Особенно оно важно для студентов, т.к. строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом спортивных достижений.
Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности.
Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего студенты могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.
Основные правила организации суточного режима: подъем в одно и то же время;7
Выполнение УГГ и закаливающих процедур;
Приема пищи в одно и то же время, не менее 3 раз в день (лучше 4 – 5 раз в день);
Самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и тоже время;
Не реже 3 – 5 раза в неделю по 1,5 – 2 ч. занятия физическими упражнениями и спортом с оптимальной физической нагрузкой;
Выполнение в паузах учебной деятельности (3 – 5 мин) и физических упражнений;
Ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5 – 2 ч);
Полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время.
Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям. Уход за телом включает в себя ежедневный уход за кожей всего тела, уход за волосами, уход за полостью рта и зубами.8
Гигиена одежды и обуви. Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений.
Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Спортивная обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. 9
Необходимо, чтобы и теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводимость, хорошую эластичность, а так же обладающая способностью сохранять форму после намокания
2.2. Рациональное питание
Рациональное
питание, построенное на научных
основах, обеспечивает правильный рост
и формирование организма, способствует
сохранению здоровья, высокой умственной
и физической работоспособности
и продлению творческого
Гигиенические требования к пище. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Основные гигиенические требования, предъявляемые к пище следующие:10
Энергозатраты организма выражаются в килокалориях (ккал). В этих же единицах обозначается и энергетическая ценность пищи. Повышение активности процентов обмена веществ и энергии при выполнении различной, главным образом мышечной, деятельности является решающим фактором при определении суточного расхода энергии. Чем интенсивнее выполняемая физическая работа, тем выше энергозатраты. Умственный или полностью автоматизированный труд требует небольших затрат энергии.
При расчете калорийности пищи и ее состава в сутки можно пользоваться данными таблицы 1.11
Таблица 1. Состав и калорийность пищевых рационов для спортсменов в сутки, г на 1 кг массы тела.
Наиболее массовые виды спорта |
Белки |
Жиры |
Углеводы |
Калорийность ккал |
Гимнастика |
2.1-2.4 |
1.5-1.6 |
8.3-9.0 |
60-62 |
Легкая атлетика: | ||||
Бег на короткие, средн. дист., прыжки, метания |
2.4-2.5 |
1.7-1.8 |
9.5-10.0 |
65-70 |
Бег на длинные дистанц., спортивная ходьба |
2.0-2.3 |
2.0-2.1 |
10.0-11.5 |
70-60 |
Марафон |
2.4-2.5 |
2.1-2.3 |
11.0-13.0 |
75-85 |
Плавание |
2.1-2.3 |
2.0-2.1 |
9.5-10.0 |
65-70 |
Тяжелая атлетика, атлетическая г-ка |
2.4-2.5 |
2.0-2.3 |
10.0-11.0 |
70-75 |
Футбол и хоккей |
2.3-2.4 |
1.8-1.9 |
9.0-10.0 |
62-65 |
Баскетбол, волейбол |
2.1-2.3 |
1.7-1.8 |
9.0-10.0 |
62-65 |
Лыжный спорт, короткие дистанции |
2.0-2.1 |
1.9-2.0 |
9.5-10.0 |
65-70 |
Длинные дистанции |
2.1-2.3 |
2.0-2.1 |
10.5-11.0 |
70-73 |
Витамины в необходимом количестве обязательно должны присутствовать в рационе спортсменов и физкультурников. Во время выполнения интенсивной мышечной работы в связи с повышением обмена веществ потребность в витаминах возрастает. Удовлетворять потребность организма в витаминах нужно, прежде всего, за счет употребления натуральных продуктов. В случае их нехватки рекомендуется принимать витаминные концентраты из естественных продуктов (настой шиповника и др.) синтетических препаратов (“Аэровит”, “Ундевит” и др.).
В питании спортсмена, наряду с обычными пищевыми веществами, могут быть использованы различные питательные смеси и продукты повышенной биологической ценности.
Информация о работе Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы