Гигиена физической культуры - предмет, задачи и методы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:49, реферат
Краткое описание
Физическая культура и спорт являются важным средством укрепления здоровья и продления жизни человека. Здоровый образ жизни должен прочно войти в повседневный быт современного человека. Для этого необходимо обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерной поддержки всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в вузах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи. Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3 1. Гигиена физической культуры - предмет, задачи и методы…………....5 2. Основы гигиены физической культуры…………………………………...7 2.1. Личная гигиена…………………………………………………………….7 2.2. Рациональное питание……………………………………………………9 2.3. Закаливание……………………………………………………………….12 Заключение……………………………………………………………………...14 Список литературы…………………………………………………………….16
Во время выполнения
интенсивной мышечной работы в связи с
повышением обмена веществ потребность
в витаминах возрастает. Удовлетворять
потребность организма в витаминах нужно,
прежде всего, за счет употребления натуральных
продуктов. В случае их нехватки рекомендуется
принимать витаминные концентраты из
естественных продуктов (настой шиповника
и др.) синтетических препаратов (“Аэровит”,
“Ундевит” и др.).
В суточном режиме
следует устанавливать и строго придерживаться
определенного времени для приема пищи,
что способствует ее лучшему перевариванию
и усвоению. Принимать пищу следует за
2-2.5 ч до тренировки и спустя 30-40 мин. после
ее окончания.
Питаться лучше 4 раза
в день: завтрак - 7 - 7.30, обед - 13.00 - 14.00, полдник
- 16.00 - 17.00, ужин - 20.00 - 20.30. можно ограничиться
и трехразовым питанием.
Отвлечения от еды
приводят к нарушению пищеварения и усвоения
пищи. Во время еды нельзя торопиться.
Пища должна всегда хорошо пережевываться.
2.3. Закаливание.
Закаливание - система
мероприятий, направленных на повышение
устойчивости организма к различным воздействиям
окружающей среды (холода, тепла, солнечной
радиации, понижению атмосферного давления).
Систематическое
применение закаливающих процедур снижает
число простудных заболеваний в 2 - 5 раз,
а в отдельных случаях почти полностью
исключает их. Закаливание способствует
повышению физической и умственной работоспособности,
улучшает кровообращение, повышает тонус
ЦНС, нормализует обмен веществ, помогает
выработать рациональный гигиенический
режим.
Приступать к закаливанию
можно практически в любом возрасте, предварительно
посоветовавшись с врачом. Он не только
проверит состояние здоровья, но и поможет
определить форму закаливающих процедур
и их дозировку. Установлены следующие
гигиенические принципы закаливания:
систематичность требует регулярного,
ежедневного выполнения закаливающих
процедур. Длительные перерывы в закаливании
ведут к ослаблению или полной утрате
приобретенных защитных реакций. Обычно
через 2 - 3 недели после прекращения процедур
устойчивость организма к закаливающему
фактору снижается; постепенное и последовательное
увеличение дозировки процедур. При выборе
дозировки и форм проведения закаливания
необходимо учитывать индивидуальные
особенности человека (возраст, состояние
здоровья и др.), поскольку реакция организма
на закаливание у разных людей неодинаковая;
Разнообразие средств
и форм обеспечивает всестороннее закаливание.
Как правило, устойчивость организма повышается
только к тому раздражителю, воздействию
которого он многократно подвергался.
Так, повторное воздействие холода вырабатывает
устойчивость организма лишь к холоду,
повторное действие тепла, наоборот к
теплу.
Вот почему необходимо
использование разнообразных форм закаливания.
Самоконтроль. Показателями
правильного проводимого закаливания
и его положительного эффекта являются
крепкий сон, хороший аппетит, улучшение
самочувствия, повышение работоспособности
и т.п. Бессонница, раздражительность,
снижение аппетита и работоспособности
указывают на неправильное проведение
закаливания. В этих случаях необходимо
обратиться к врачу и изменить форму проведения
и дозировку процедур.
Заключение
Значительного расцвета гигиена
достигла в наши дни. В настоящее время
в стране существует целая система гигиенических
учреждений разного типа: научно-исследовательские
институты, санитарно-гигиенические лаборатории,
санитарно-эпидемиологические станции.
Внедрение в жизнь гигиенических
требований осу-ществляется путем санитарного,
т. е. направленного на оздоровле-ние законодательства,
санитарного надзора, санитарного просвеще-ния.
По своей природе гигиена - наука
предупредительная, главная ее задача
- предотвратить вредное влияние на организм
человека каких-либо неблагоприятных
фак-торов.
Важным разделом гигиенической
работы является диспансери-зация. Так
называется активное наблюдение медицинских
работников за здоровьем различных групп
практически здоровых людей с целью предупреждения
или своевременного выявления у них за-болеваний
и направления их в случае необходимости
на лечение, не дожидаясь, пока человек
почувствует себя больным и обра-тится
за медицинской помощью. В частности, диспансеризация
проводится среди детей, готовящихся к
поступлению в школу. Профилактический
осмотр детей различными специалистами
- педиатрами, окулистами, отоларингологами,
психоневрологами и другими врачами проводится
для того, чтобы своевременно вы-явить
возможные отклонения в состоянии здоровья
детей и к мо-менту поступления в школу
полностью их вылечить, иначе не-здоровье
помешает им успешно учиться.
Государство заботится
о здоровье граждан, о создании наи-лучших
условий для их жизни, труда, быта. Подчеркивается,
что бережное отношение к своему здоровью
и здоровью других чле-нов общества является
обязанностью каждого гражданина нашей
страны. И это совершенно справедливо.
Дело в том, что созда-ваемые государством
благоприятные условия для жизни людей
сами по себе еще не могут обеспечить высокого
уровня их здо-ровья. Важно то, как сами
граждане относятся к своему здоровью,
обладают ли они санитарной культурой,
необходимыми гигиени-ческими навыками.
Что из того, например, что человек работает
в чистом, хорошо вентилируемом и хорошо
освещенном помеще-нии, что на этом предприятии
правильно организовано питание работающих
и т. д., если этот человек не считает необходимым
чистить зубы, следить за чистотой тела
и одежды, соблюдать пра-вильный режим
труда и отдыха, избегать таких вредных
веществ, как алкоголь и никотин.
Особенно близки гигиене
две другие науки о человеке - ана-томия и физиология.
Анатомия изучает строение и форму тела,
отдельных органов и тканей; физиология
- жизнедеятельность организма в целом,
а также отдельных органов и их систем.
При этом сведения,
добываемые различными другими науками,
ги-гиенисты оценивают в свете знаний
о человеке, получаемых анатомией и физиологией.
7. Черноусов
О.Г. Физическая культура и здоровый
образ жизни: Учебное пособие. - Томск:
ТМЦДО, 2002.
Глава III. Гигиена физической культуры
и спорта
В связи с необходимостью углубленной
разработки отдельных проблем гигиены
как науки сформировался ряд профильных
гигиенических дисциплин: социальная
гигиена, коммунальная гигиена, гигиена
труда, гигиена питания, гигиена детей
и подростков и др. Одной из них является гигиена физической
культуры и спорта, изучающая влияние
различных факторов окружающей среды
и социальных условий на организм физкультурников
и спортсменов. Цель такого изучения
— разработка гигиенических нормативов,
требований и мероприятий, направленных
на укрепление здоровья занимающихся,
повышение их работоспособности и достижение
высоких спортивных результатов.
Роль гигиены в советской системе
физического воспитания была определена
в одном из первых документов Коммунистической
партии о физкультурном движении.
В постановлении РКБ(б) от 13
июля 1925 г. указывалось, что «физическая
культуры не должна исчерпываться одними
лишь физическими упражнениями в виде
спорта, гимнастики, подвижных игр и прочего,
но должна обнимать и общественную и личную
гигиену труда и быта, использование естественных
сил природы, правильный режим труда и
отдыха и т.д.».
Необходимость широко использовать
гигиенические факторы и оздоровительные
силы природы в процессе физического
воспитания неоднократно подчеркивалась
и в последующих постановлениях Коммунистической
партии и Советского правительства.
Основные задачи гигиены физической культуры
и спорта состоят в том, чтобы:
— изучать влияние различных
факторов внешней среды и социальных условий
на состояние здоровья и работоспособность
физкультурников и спортсменов;
— научно обосновывать и разрабатывать
гигиенические нормативы, правила и мероприятия
по созданию оптимальных условий для физического
воспитания и спортивной тренировки;
— научно обосновывать и разрабатывать
нормативы, правила и мероприятия по использованию
гигиенических средств и природных факторов
для укрепления здоровья, повышения работоспособности
и роста спортивных достижений.
При решении указанных задач
гигиена физической культуры и спорта
опирается на данные общей гигиены и профильных
гигиенических дисциплин, широко использует
теорию физического воспитания, спортивную
медицину, физиологию спорта и другие
науки.
В гигиене физической культуры
и спорта наряду с общегигиеническими
широко применяются специальные способы
и методы исследований.
В процессе длительных наблюдений
и экспериментальных исследований, во
время тренировочных занятий и соревнований
выявляется воздействие различных факторов
на состояние здоровья и работоспособность
физкультурников и спортсменов.
В последнее время проводится
все больше комплексных гигиенических
исследований. Они позволяют осуществлять
дифференцированную гигиеническую оценку
различных факторов, влияющих в процессе
тренировочных занятий и на различных
этапах восстановления на организм физкультурников
и спортсменов, в том числе на различные
психофизиологические функции, наиболее
важные для спортивной деятельности.
Гигиенические исследования
широко проводятся в ходе физкультурно-оздоровительных
занятий и учебно-тренировочного процесса
с учетом специфических особенностей
того или иного вида спорта.
При этом наряду с гигиеническими
часто применяются физиологические, психологические,
биохимические и другие методы исследований.
На основании результатов исследований
разрабатываются гигиенические рекомендации,
нормы, правила и мероприятия оздоровительной
и физкультурно-массовой работы и спортивной
тренировки. Эти разработки находят свое
отражение в таких документах, как санитарные
нормы и правила, государственные общесоюзные
стандарты (ГОСТы), строительные нормы
и правила и др.
Гигиена физической культуры
и спорта как учебная дисциплина относится
к числу ведущих предметов в физкультурных
учебных заведениях. Курс гигиены физической
культуры и спорта вооружает студентов
гигиеническими знаниями и практическими
навыками для формирования здорового
образа жизни, применения различных гигиенических
средств и природных факторов в процессе
физического воспитания, физкультурно-массовой
работы и спортивного совершенствования.
Вместе с тем этот курс способствует становлению
материалистического мировоззрения учащихся.
Знания и практические навыки
в области гигиены физической культуры
и спорта позволяют физкультурным кадрам
включиться в решение важных задач по
формированию здорового образа жизни
советских людей.
Значение гигиены физической
культуры и спорта как научной дисциплины
в последнее время еще больше возрастает
в связи с широким развитием массовой
физической культуры и спорта в стране.
С целью комплексного решения
проблем физкультурно-оздоровительной
работы разрабатывается система гигиенического
обеспечения массовой физической культуры
и спорта. Это позволяет более целенаправленно
и комплексно использовать различные
гигиенические средства для укрепления
здоровья и повышения работоспособности
физкультурников.
Расширяются исследования по
разработке гигиенических основ массовой
физической культуры по месту жительства
и на производстве, где открываются новые
возможности для проведения оздоровительных
мероприятий во время отдыха и производственной
деятельности. Особое значение имеет создание
оптимальных гигиенических условий при
проведении массовых физкультурно-оздоровительных
занятий по месту жительства, и прежде
всего в культурно-спортивных комплексах,
а также в различных спортивных сооружениях.
Об этом говорится в постановлении ЦК
КПСС «О мерах по улучшению использования
клубных учреждений и спортивных сооружений»
(1985).
Постоянная забота Коммунистической
партии и Советского правительства о здоровье
подрастающего поколения нашла свое выражение
в одобренных в 1984 г. Пленумом ЦК КПСС и
Верховным Советом СССР «Основных направлениях
реформы общеобразовательной и профессиональной
школы». В этом документе подчеркивается,
что «социалистическое общество кровно
заинтересовано в том, чтобы молодое поколение
росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным,
готовым к труду и защите Родины... Больше
внимания уделять вопросам гигиены. Необходимо,
чтобы каждый школьник овладел минимумом
знаний в области гигиены и медицины, смолоду
знал свой организм и умел поддерживать
его в порядке».
Успешное решение этих задач
невозможно без широкого применения гигиенических
средств и природных факторов в процессе
учебы, физического воспитания и занятий
спортом детей и подростков. Все более
интенсивно ведется изучение гигиенических
аспектов физического воспитания и подготовки
юных спортсменов.
Актуальны исследования по
гигиеническому обеспечению различных
видов туризма, который приобретает в
нашей стране все большую популярность.
Специалистами разрабатываются гигиенические
рекомендации по режиму туристов, особенностям
личной гигиены, питания и питьевого режима,
туристскому снаряжению, одежде и др.
Расширяется изучение наиболее
важных гигиенических аспектов строительства
и эксплуатации спортивных сооружений,
оборудования и инвентаря. Это позволяет
в значительной мере усилить оздоровительный
эффект занятий массовой физической культурой
и спортом.