Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 23:55, реферат
Отличительные черты женского организма
Особенности методики занятий по гимнастике с женщинами
Особенности методики тренировки гимнастки
Строгая последовательность в применении упражнений на занятиях помогает женщинам поверить в свои силы, создает стимул и прочную основу для дальнейшего совершенствования двигательных возможностей.
При подборе упражнений и проведении их помимо биологических особенностей женского организма важно учитывать особенности моторики женщины и ее психологические особенности. Преподавателю следует учесть возможную эмоциональную неустойчивость некоторых учениц: женщины, не имеющие достаточного двигательного опыта и не уверенные в своих силах, они иногда излишне обидчивы; боясь продемонстрировать свою неловкость, отказываются выполнять предложенное упражнение. В подобных случаях преподаватель должен проявить педагогический такт; уметь правильно реагировать на то или иное поведение занимающихся.
При оказании помощи или при страховке он должен представлять себе технику упражнений, уметь определять наиболее трудные их части (места) по ходу выполнения, знать возможности каждой из своих учениц, чтобы оказывать помощь своевременно именно в той-мере, в какой это необходимо. Сказанное имеет с большое значение при выполнении соскоков со снарядов и прыжков, как здесь возможны срывы, травмы или ушибы.
Существенную роль на занятиях с женщинами играет заключительная часть. В связи с тем, что применяемые упражнения интенсивно воздействуют на эмоциональное состояние женщины, этой части занятия необходимо уделить достаточное внимание успокаивающим и отвлекающим упражнениям.
Наиболее приемлемы для этой цели спокойные и плавные танцевальные движения, а также упражнения ритмического характера. Следует позаботиться о том, чтобы сохранить у женщин бодрое настроение и приятное впечатление о только что закончившемся занятии.
При занятиях с женщинами необходим регулярный врачебный и педагогический контроль. Знание его результатов значительно повышает сознательное отношение к занятиям.
В процессе занятий основной гимнастикой хорошо сочетается умственное образование и физическое воспитание.
П. Ф. Лесгафт, анализируя систему гимнастики в школе, писал: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять нераздельную задачу школы; все одностороннее развитие непременно нарушает гармонию в o6pазовании и не создает условий для развития цельного человека»·.
Таким образом, в процессе занятий основной гимнастикой можно успешно осуществлять общую всестороннюю физическую подготовку, формировать основные жизненно необходимые двигательные навыки и обучать основам техники многих движений. Основная гимнастика по праву считается подготовительной ступенью, oбеспечивающей переход к спорту.
Спортивно-прикладная гимнастика применяется
для совершенствования
С помощью гимнастических упражнений можно избирательно воздействовать на развитие функций различных систем организма (на различные группы мышц, на разные части тела, органы и др.) и максимально варьировать объем и характер физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.
Основными средствами спортивно-прикладной гимнастики являются:
1) общеразвивающие упражнения
2) упражнения на снарядах, массового типа (гимнастическая стенка и гимнастическая скамейка, канаты, шесты), а также на коне, козле, кольцах, брусьях, перекладине;
3) акробатические упражнения, прыжки на батуте;
4) неопорные и опорные прыжки.
Для совершенствования отдельных физических качеств необходимо применять следующие упражнения:
а) для развития силы — скоростно-силовые
упражнения с предельным весом, с
максимально возможной
б) для развития гибкости — упражнения
с постепенным увеличением
в) для совершенствования л о в к о с т и — преимущественно уп ражнения на координацию движений, акробатические, самые разнообразные прыжки (неопорные, опорные, с трамплина, с поворотами и др.).
Занятия гимнастикой проводятся по урочной форме. Преподаватель физического воспитания строит занятия с учетом программных требований, а также возраста и пола занимающихся.
Организация занятий гимнастикой имеет свои cпeцифические особенности. Как правило, один преподаватель руководит большой группой занимающихся. Следовательно, для управления учебным процессом необходимы особые способы организации занятий. Продолжительность урока в школе 45. Преподаватель должен экономно и, рационально пользовать это время, организуя занятия так, чтобы они были достаточно нагрузочны и эмоциональны.
Уроки гимнастики можно проводить, пользуясь pазличными способами организации. Урок является основной формой занятий по физическому воспитанию.
Содержание и структура урока. В содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых включает в себя однородные по функциональной направленности более мелкие элементы этого содержания:
1. Учебный материал, представленный
конкретным составом
2. Организационно-управленческая и контролирующая деятельность педагога: постановка задач урока, объяснение учебных заданий, показ образцов практических действий, оказание помощи и страховки, замечания и указания корректирующего характера; действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору инвентаря; руководство занимающимися на месте выполнения учебных заданий (расположение, порядок выполнения, перемещения); организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников; наблюдения, оценка и учет успеваемости; изложение домашнего задания и подведение итогов урока. Реализация каждого из элементов деятельности педагога сопровождается воспитательными воздействиями на личность занимающихся и решением оздоровительных задач.
3. Учебно-познавательная
деятельность учеников: восприятие
и осмысливание дидактических
задач; мысленное составление
и последующая реализация
Структура урока — это дидактически обоснованное соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания. Структура обеспечивает функциональную внутреннюю связь всех элементов, а следовательно, и наибольшую продуктивность их взаимодействия в решении намеченных задач. Таким образом, основными структурными единицами урока являются элементы его содержания в виде взаимообусловленных действий педагога и учеников. Эти действия выражаются в двух проявлениях: внешних и внутренних.
Внешние проявления отражают содержательно-организационную
сущность учебно-воспитательного
Одной из отличительных черт современного урока физкультуры является вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных возможностей и уровня готовности занимающихся к усвоению учебного материала.
Овладение физическими упражнениями
требует организации активной двигательной
деятельности учеников в соответствии
с определенными
По признаку преимущественной направленности
на решение оздоровительных, воспитательных
или образовательных задач
1. Уроки комбинированные, в которых примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания. Наиболее часто такие уроки применяются в процессе общего физического воспитания.
2. Уроки с преимущественно
3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью, дифференцируемые в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.
4. Уроки с преимущественно
— вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, изучения нового раздела программы, серии уроков. Главным на этих уроках является ознакомление учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, нормативными требованиями, а также выявление способностей класса и отдельных учеников, степени готовности их к усвоению нового материала. Типичное содержание: рассказ, беседа, выполнение учащимися практических заданий (обычно групповых), дающих представление об их подготовленности;
— уроки изучения нового материала. Основная задача — ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями с выделением главного, требующего особого внимания. Это осуществляется путем показа и демонстраций в сочетании с методами слова, обязательным практическим опробованием двигательных действий в целом или по частям на основе восстановления ранее усвоенных знаний и умений;
— уроки совершенствования
— контрольные (проверочные, учетные, оценочные) уроки предназначены для выявления поэтапных и конечных результатов и оценки качества учебной работы по теме или разделу программы. В уроках создаются оптимальные условия для демонстрации каждым учащимся собственных достижений: специальная разминка, опробование снарядов и мест выполнения упражнений, пробные попытки и т. п. Предварительно учащихся знакомят с критериями оценки, а после выполнения контрольного задания аргументируют выставляемую оценку и разъясняют пути повышения успеваемости ; — смешанные уроки содержат примерно в равной пропорции элементы уроков других типов. Разноплановость образовательных задач обусловливает своеобразие размещения учебного материала в таких уроках. Например, помимо вводно-подготовительной части урока часто используются дополнительные разминки в основной части непосредственно перед решением очередной задачи; обучение новому материалу или выполнение упражнения на оценку должны предшествовать закреплению пройденного; развитие равновесия, быстроты и ловкости планируется до заданий по развитию силы и выносливости.
Знание типологии уроков позволяет учителю выбрать ту организацию урока, которая в наибольшей мере соответствует поставленным задачам.
· Кондратов А.Н. Здоровье - в движении. - Л.,1985.-С.38.