Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина в системе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 23:16, лекция

Краткое описание

Гимнастика - исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания людей. Происхождение «гимнастики» связывается с греческим словом «гимназо» - упражняю, тренирую.

Содержание

1. Гимнастика, ее задачи и методические особенности гимнастики
2. Возникновение и развитие гимнастики
3. Развитие гимнастики в России
4. Виды гимнастики
4.1. Спортивные виды
4.2. Оздоровительные виды гимнастики
4.3. Образовательно-развивающие виды гимнастики
5. Средства гимнастики
5.1. Строевые упражнения
5.2. Общеразвивающие упражнения
5.3. Прикладные упражнения
5.4. Упражнения гимнастического многоборья
5.5. Акробатические упражнения
6. Программа прохождения курса гимнастики в НГУ
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

В уступающем режиме работы мышц движение тела или его отдельных звеньев происходит из более высокого в более низкое положение. Сила тяжести перемещаемой части тела облегчает движение. В этом случае вращательный момент мышечной тяги меньше вращательного момента перемещаемой части тела. Улучшаются и механические условия работы мышц, возрастают их силовые возможности, так как они постепенно удлиняются. В этом режиме работы мышцы способны развивать усилия на 50 - 70% большие, чем при преодолевающем. По мере уменьшения напряжения мышц улучшаются условия кровоснабжения и энергетического обеспечения их работы.

Статические силовые упражнения характеризуются удержанием статической позы в течение 2 - 4 с. Выполнение многих упражнений из этой группы требует большой статической мышечной силы.

По мере подъема ОЦМ тела над площадью опоры ухудшаются условия для сохранения равновесия, и, чтобы не потерять его, приходится прилагать дополнительные мышечные усилия.

              Статические упражнения сопровождаются увеличением давления в легких (натуживание), в брюшной полости, затруднением притока крови к сердцу и работающим мышцам, а следовательно, вызывают нарушение обменных процессов, снижение регуляторной деятельности центральной нервной системы. В дозировании этих упражнений необходима осторожность. В то же время надо иметь в виду, что при развитии мышечной силы они оказываются значительно более эффективными по сравнению с динамическими упражнениями.

 

4. Общие правила анализа техники гимнастических упражнений

 

                  В технике гимнастических упражнений имеется главное звено и детали. Выделяется три группы действий: подготовительные, основные и завершающие.

При анализе техники гимнастических упражнений соблюдаются следующие правила:

              а) указывается, к какой группе относится изучаемое упражнение (элемент) - к группе динамических или статических, дается его краткая характеристика и указывается основное назначение;

б) уточняются основные задачи упражнения, объясняется, из какого исходного и в какое конечное положение должен прийти гимнаст в результате выполнения упражнения;

              в) техника исполнения упражнения объясняется по отдельным частям и фазам.

Почти во всех упражнениях в зависимости от характера действия силы тяжести тела или отдельных звеньев различают две части: в первой части (путь книзу) сила тяжести содействует движению; во второй (путь кверху) — наоборот, оно препятствует движению, затрудняет выполнение этой части.

Каждую часть упражнения принято делить на отдельные более мелкие, но относительно самостоятельные части - фазы. Для выделения фаз служат следующие основания:

а) структура движений в каждой фазе должна отличаться от структуры движений в других фазах;

б) в каждой фазе должна решаться одна, специфическая только для этой фазы, главная задача;

в) работа мыши, физиологическое и психологическое обеспечение движений в одной фазе должно отличаться от других фаз.

О технической правильности выполнения упражнения судят по степени эффективности, выгодности или невыгодности использования закономерностей механики, анатомии, физиологии и психологии.

При объяснении техники исполнения динамических упражнений рассматриваются характер взаимодействия внешних и внутренних сил, масса тела или его отдельных звеньев, скорость, ускорение, момент инерции, количество и момент количества движения и другие параметры, а кроме того, особенности работы мышц, физиологическое и психологическое обеспечение успешного выполнения изучаемого упражнения в целом.

В каждой фазе рассматриваются величина нагрузки, анатомические условия работы мышц в отдельных сочленениях, степень их напряжения, угол тяги и др.

После объяснения качественной биомеханической стороны техники изучаемого упражнения переходят к характеристике физиологического обеспечения работающих и создающих рабочую позу мышц; затем объясняют особенности управления движениями со стороны ЦНС, информационное и энергетическое обеспечение.

              Объяснение техники исполнения упражнения завершается рассмотрением психологического обеспечения движений: концентрация, распределение и переключение внимания, запоминание последовательности движений, проявление волевых усилий, усвоение закономерностей, лежащих в основе технически правильного исполнения упражнения, и др.

Объяснение должно быть кратким, образным. Законы механики, анатомии, физиологии, психологии, лежащие в основе техники движений, излагаются в доступной для занимающихся форме. Сначала объясняется главное, а затем постепенно и детали техники движений.

Анализ техники исполнения изучаемого упражнения должен завершиться обобщением, что дает возможность познать его как единое целое.

 

Литература

 

1. Гимнастика: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений // Под ред. Журавина М.Л., Меньшикова Н.К. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 448 с.

2. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе // Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 448 с.

 

 

46

 



Информация о работе Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина в системе физического воспитания