Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 01:08, доклад
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры ) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %.
«Двигательная
активность школьников»
Муравьёва Лена
Нижний Новгород
2010г.
Тема: Двигательная
активность школьников
Необходимым
условием гармоничного
Исследования
гигиенистов свидетельствуют,
Школьникам
не только приходится ограничивать
свою естественную двигательную активность,
но и длительное время поддерживать неудобную
для них статическую позу, сидя за партой
или учебным столом.
Мало
подвижное положение за партой
или рабочим столом отражается
на функционировании многих систем
организма школьника, особенно сердечно
–сосудистой и дыхательной. При длительном
сидении дыхание становится менее глубоким
обмен веществ понижается, происходит
застой крови в нижних конечностях, что
ведёт к снижению работоспособности всего
организма и особенно мозга : снижается
внимание, ослабляется память, нарушается
координация движений, увеличивается
время мыслительных операций.
Отрицательные
последствие гипокинезии
У
малоподвижных детей очень
В
печати были опубликованы довольно
интересные наблюдения влияния ограничения
двигательной активности на физическое
развитие молодого организма. Учёные установили
, что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу,
отстают в росте и массе тела и мозгов
от сверстников, не посещающих учебное
заведений. Разница к концу года оказывается
значительной: у мальчиков различие в
росте составляет 3,2 см. в массе тела 700
гр. А у девочек – соответственно 0,9
см. и 1 кг. 300 гр.
Единственная
возможность нейтрализовать
Двигательный режим школьника
складывается в основном из утренней
физзарядки, подвижных игр на школьных
переменах, уроках физической культуры,
занятия в кружках и спортивных секциях,
прогулок перед сном, активного отдых
в выходные дни.
При систематических занятиях
физической культурой и
Средние показатели роста и развития,
а так же некоторые функциональные показатели
у юных физкультурников значительно выше,
чем у их сверстников, не занимающихся
спортом : длинна тела юношей 16-17 лет больше
на 5,7 – 6 см., масса тела – на 8- 8,5 кг, а окружность
грудной клетки на 2,5 – 5 см., сила сжатия
кисти руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость
лёгких – на 0,5 – 1,4 литра.
В литературе описаны
Мышцы составляют от 40 до 56 % массы
тела человека и вряд ли можно ожидать
хорошего здоровья если добрая половина
составляющих организм клеток не получают
достаточного питания и не обладают хорошей
работоспособностью.
Под влиянием мышечной
Физ
упражнения благотворно влияют на развитие
таких функций нервной системы как силы,
подвижность и уравновешенность нервных
процессов. Даже напряжённая умственная
деятельность невозможна без движения.
Вот ученик сел и задумался над сложной
задачей и вдруг почувствовал потребность
пройтись по комнате – так ему легче работать
, думать. Если взглянуть на думающего
школьника, видно, как собранно вся мускулатура
его лица, рук тела. Умственный труд
требует мобилизации мышечных усилий,
так как сигналы от мышц активизируют
деятельность мозга.
“Ходьба
оживляет и воодушевляет мои
мысли. Оставаясь в покое ,
я почти не могу думать; необходимо,
чтобы моё тело находилось
в движении, и тогда ум тоже
начинает двигаться”, - признание
великого французского мыслителя Ж.Ж.
Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь
мозга с движением.
Достаточная
двигательная активность
Физические
упражнения способствуют
Под
влиянием физических нагрузок
увеличивается частота сердцебиения,
мышца сердца сокращается сильнее, повышается
выброс сердцем крови в магистральные
сосуды. Постоянная тренировка системы
кровообращения ведёт к её функциональному
совершенствованию. Кроме того во время
работы в кровоток включается и та
кровь, которая в спокойном состоянии
не циркулирует по сосудам. Вовлечение
в кровообращение большой массы крови
не только тренирует сердце и сосуды, но
и стимулирует кроветворение.
Физические
упражнения вызывают
Лёгкие
при систематических занятиях
физическими упражнениями увеличиваются
в объёме, дыхание становится
более редким и глубоким, что
имеет большое значение для вентиляции
лёгких.
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта , стремится к регулярным занятием ими.