Диагноз и краткая характеристика заболевания студента - миопия, симптомы и лечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:55, реферат

Краткое описание

Жизнь человека - постоянное и активное взаимодействие с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств. И важнейшими из них является зрение. Благодаря ему мы различаем разнообразные предметы, правильно определяем их местоположение в пространстве, воспринимаем богатейшую гамму цветовых оттенков. Ослабление зрения лишает человека полноты представлений об окружающем мире, затрудняет его познание, ограничивает выбор профессии. Одна из причин ухудшения зрения - близорукость. За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Проблема близорукости до недавнего времени была изучена недостаточно. За рубежом ею занимаются мало, так как бытует мнение, что близорукость - наследственное заболевание и лечению почти не поддаётся. Российские офтальмологи опровергли это мнение. Сейчас многие научные учреждения нашей страны изучают пути профилактики возникновения и прогрессирования близорукости. Исследования последних лет существенно пополнили и углубили представления о механике происхождения близорукости. Как установлено, близорукость чаще всего возникает у детей и взрослых с недостаточным физическим развитием.

Вложенные файлы: 1 файл

диагноз и краткая характеристика заболевания студента реферат.docx

— 28.22 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Жизнь человека - постоянное и активное взаимодействие с окружающей средой, которое невозможно без сложных  и совершенных органов чувств. И важнейшими из них является зрение. Благодаря ему мы различаем разнообразные  предметы, правильно определяем их местоположение в пространстве, воспринимаем богатейшую гамму цветовых оттенков. Ослабление зрения лишает человека полноты  представлений об окружающем мире, затрудняет его познание, ограничивает выбор профессии. Одна из причин ухудшения  зрения - близорукость. За последние  десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Проблема близорукости до недавнего  времени была изучена недостаточно. За рубежом ею занимаются мало, так  как бытует мнение, что близорукость - наследственное заболевание и лечению  почти не поддаётся. Российские офтальмологи опровергли это мнение. Сейчас многие научные учреждения нашей страны изучают пути профилактики возникновения  и прогрессирования близорукости. Исследования последних лет существенно пополнили  и углубили представления о механике происхождения близорукости. Как  установлено, близорукость чаще всего  возникает у детей и взрослых с недостаточным физическим развитием. Это позволяет по-новому оценить  значение физической культуры в профилактике близорукости и её прогрессирования. Развитию близорукости способствует также  ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью  специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных  для укрепления мышц.

Именно поэтому так  важны методические разработки по подбору  физических упражнений для всех, кто  в той или иной степени страдает близорукостью, но стремится заниматься спортом.

 

1. Диагноз и  краткая характеристика заболевания  студента - миопия, симптомы и лечение

 

Миопия (близорукость) - заболевание, при котором человек плохо  различает предметы, расположенные  на отдаленном расстоянии. На сегодняшний  день миопия является самой распространенной проблемой зрительных органов современного человека.

Миопия – одно из самых  распространенных в мире нарушений  зрения, по некоторым данным близорукостью  страдают больше 1 миллиарда человек. По сути, миопия является разновидностью аметропии – патологическим изменением преломляющей функции глаза. В норме  свет, проходя через зрачок, преломляется основной линзой глаза – хрусталиком  – и проецируется на сетчатку. Именно сетчатка представляет собой структуру  из чувствительных к свету клеток, на ней формируется изображение  – очертания и цветность предметов. При нарушениях преломления изображение  проецируется не на самой сетчатке, а за ней (при дальнозоркости) или  перед ней (при близорукости). Когда  фокусная точка остается перед сетчаткой, человеческий глаз хуже воспринимает удаленные предметы – слишком  далека от сетчатки их проекция – но достаточно четко видит близкие. Если миопия сильно прогрессировала, зрение может нарушаться и вблизи[1].

 

1.1 Причины миопии

 

Физиологические факторы  миопии – это нарушения аккомодационных  мышц глаза и изменение формы  его камер. При миопии свет или  преломляется хрусталиком слишком  сильно, или не доходит до сетчатки из-за удлинения задней камеры глаза. В первом случае, виной миопии может  быть или нарушение искривления  хрусталика, или слишком сильное  напряжения цилиарной мышцы. Во втором – истончение оболочек глаза (склеры), ослабление мышц глазницы.

Миопия – наследственное заболевание. Однако во многих случаях  близорукость является приобретенной. Этому способствуют:

Излишнее напряжение глаз:

Миопия чаще всего проявляется  в школьном возрасте, именно тогда, когда ребенок начинает писать и  читать. В то же время миопия может  быть приспособительной реакцией глаза  – этому подвержены писатели, часовщики, сотрудники лабораторий, все те, чей  образ жизни подразумевает рассматривание предметов на близком расстоянии.

Нарушения внутриглазного давления:

И повышение, и понижение  офтальмотонуса ведут к изменению  формы глазного яблока. Повышенное внутриглазное давление – это  риск глаукомы, пониженное часто возникает  на фоне травмы.

Истончение склеры:

Фиброзные и коллагеновые волокна оболочки глаза при различных  негативных факторах внешней среды, а также при внутренних нарушениях, чаще гормональных, могут ослабевать, что ведет к уплощению и  увеличению в длину формы глазного яблока[6].

 

1.2 Развитие миопии

 

Тяжесть близорукости определяется ее степенью – удалением фокуса от сетчатки, обозначаемому в диоптриях.

До 3 дптр – слабая степень. Прогноз наиболее благоприятен.

От 3,25 до 6 дптр – средняя  степень. Прогноз благоприятен, возможна коррекция лазером.

Свыше 6 дптр – сильная  степень. Прогноз зависит от течения  и конкретных значений, для коррекции  может понадобиться замена хрусталика или вживление линзы за роговицу. Является ограничением к военной  службе.

Не стоит, однако, думать, что легкая миопия непременно перейдет в тяжелую. Наиболее распространена временно прогрессирующая миопия, которая  примерно к 20 годам переходит в  постоянную – нарушение аккомодации  «застывает» на конкретном значении.

 

1.3 Профилактика  миопии

 

Лечение миопии легкой степени  часто возможно без очков и  операции – для этого используют специальные упражнения, укрепляющие  глазные мышцы. Такую гимнастику полезно делать и для профилактики, особенно, пациентам с отягощенной  наследственностью. Кроме того, из наиболее простых методов предупреждения миопии можно посоветовать избегать излишнего напряжения глаз, не забывать про солнечные очки летом, своевременно обращаться к офтальмологу при проблемах  со зрением и травмах. И ни в  коем случае не пользоваться чужими очками или подбирать линзы самостоятельно – так вы не только не исправите  проблему, но и усугубите ее.

 

1.4 Лечение миопии

 

Лечение начинается с рациональной коррекции. При миопии до 6 Д, как  правило, назначается полная коррекция. Если миопия 1,0-1,5 Д и не прогрессирует  – коррекцией можно пользоваться при необходимости. Правила коррекции  на близком расстоянии определяются состоянием аккомодации. Если она ослаблена, то назначают коррекцию на 1,0-2,0 Д  меньше, чем для дали или назначают  бифокальные очки для постоянного  ношения. При миопии выше 6,0 Д назначается  постоянная коррекция, величина, которой  для дали и близи определяется по переносимости пациента. При постоянном или периодическом расходящемся косоглазии назначается полная и  постоянная коррекция. Первостепенное значение для предупреждения тяжелых осложнений близорукости является ее профилактика, которая должна начинаться в детском возрасте. Основу профилактики составляет общее укрепление и физическое развитие организма, правильное обучение чтению и письму, соблюдая при этом оптимальное расстояние (35-40 см), достаточное освещение рабочего места. Большое значение имеет выявление лиц с повышенным риском развития миопии. В эту группу включаются дети, у которых близорукость уже возникла. С такими детьми проводятся специальные упражнения для тренировки аккомодации. Для нормализации аккомодационной способности используют? 2,5% раствор ирифрина или 0,5% раствор тропикамида. Его инсталлируют по 1 капле в оба глаза на ночь в течение 1-1,5 месяцев (желательно в периоды наибольшей зрительной нагрузки). При относительном повышенном ВГД дополнительно назначают 0,25% раствор тимолола малеата по 1 капле на ночь, что позволяет примерно на 1/3 снизит давление в течение 10-12 часов (А.В. Свирин, В.И. Лапочкин, 2001). Важно так же соблюдать режим труда[5].

При прогрессировании миопии необходимо, чтобы на каждые 40-50 минут  чтения или письма приходилось не менее 5 минут отдыха. При близорукости выше 6,0 время зрительной нагрузки необходимо сократить до 30 мин., а отдых увеличить  до 10 минут. Предупреждению прогрессирования и осложнений миопии способствует применение ряда медикаментозных средств. Необходимо назначать препараты, улучшающие региональную гемодинамику: пикамилон по 20 мг 3 раза в день в течение месяц; галидор - по 50-100 мг 2 раза в день в течение  месяца. Нигексин - по 125-250 мг 3 раза в  день в течение месяца. Кавинтон 0,005 по 1 таблетке 3 раза в день в течение  месяца. Трентал – по 0,05-0,1 гр. 3 раза в день после еды в течение  месяца или ретробульбарно по 0,5-1,0 м 2% раствора – 10-15 инъекций на курс. Хирургическое  лечение – коллагеносклеропластика, позволяющая в 90-95% случаев или  полностью остановить прогрессирование миопии, или существенно, до 0,1 Д за год, снизить ее годовой градиент прогрессирования. Склероукрепляющие операции бандажирующего типа. При стабилизации процесса наибольшее распространение получили эксимерлазерные операции, позволяющие полностью устранить миопию до 10-15 Д[3].


 

2. Влияние заболевания  на работоспособность и самочувствие

 

2.1 Изменение состояния  организма студента под влиянием  различных режимов и условий  обучения

 

Существуют объективные  и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов, объективным  факторам относят среду жизнедеятельности  и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную  Нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует  отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в  вузе.

Учебное время студентов  в среднем составляет 52-58 ч в  неделю, включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8–9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать  свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой  и по выходным дням.

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние  школьники попадают в новые условия  учебной деятельности, новые жизненные  ситуации.

Критический и сложный  для студентов экзаменационный  период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве  случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной  сфере студентов предъявляются  повышенные требования[2].

В процессе умственного труда  основная нагрузка приходится на центральную  нервную систему, ее высший отдел - головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций.

Выявлено отрицательное  воздействие на организм длительного  пребывания в характерной для  лиц умственного труда «сидячей»  позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей  крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются  кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови  и по сонным артериям головного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается  на функции дыхательной системы.

Кратковременная интенсивная  умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа - замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Так, до начала учебной работы у студентов  была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной  работы - 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности  повысила пульс до 83,5 удар/мин, а  при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. При эмоционально напряженном труде  дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может  снижаться на 80%.

В процессе длительной и  напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления. Основной фактор утомления - сама учебная  деятельность[5].

 

2.2 Работоспособность  и влияние на нее различных  факторов

миопия заболевание зрение работоспособность

Работоспособность - это  способность человека выполнять  конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.

В каждый момент работоспособность  определяется воздействием разнообразных  внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно  разделить на три основные группы: 1-я - физиологического характера - состояние  здоровья, сердечнососудистой системы, дыхательной и другие; 2-я - физического  характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень  шума и другие; 3-я психического характеpa - самочувствие, настроение, мотивация  и др.

В определенной мере работоспособность  в учебной деятельности зависит  от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Интерес  к эмоционально привлекательной  учебной работе увеличивает продолжительность  ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие  на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время  мотив похвалы, указания или порицания  может быть чрезмерным по силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания  за результаты работы, что никакие  волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности  является оптимальное эмоциональное  напряжение[6].

Информация о работе Диагноз и краткая характеристика заболевания студента - миопия, симптомы и лечение