Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:55, реферат
Жизнь человека - постоянное и активное взаимодействие с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств. И важнейшими из них является зрение. Благодаря ему мы различаем разнообразные предметы, правильно определяем их местоположение в пространстве, воспринимаем богатейшую гамму цветовых оттенков. Ослабление зрения лишает человека полноты представлений об окружающем мире, затрудняет его познание, ограничивает выбор профессии. Одна из причин ухудшения зрения - близорукость. За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Проблема близорукости до недавнего времени была изучена недостаточно. За рубежом ею занимаются мало, так как бытует мнение, что близорукость - наследственное заболевание и лечению почти не поддаётся. Российские офтальмологи опровергли это мнение. Сейчас многие научные учреждения нашей страны изучают пути профилактики возникновения и прогрессирования близорукости. Исследования последних лет существенно пополнили и углубили представления о механике происхождения близорукости. Как установлено, близорукость чаще всего возникает у детей и взрослых с недостаточным физическим развитием.
Введение
Жизнь человека - постоянное
и активное взаимодействие с окружающей
средой, которое невозможно без сложных
и совершенных органов чувств.
И важнейшими из них является зрение.
Благодаря ему мы различаем разнообразные
предметы, правильно определяем их
местоположение в пространстве, воспринимаем
богатейшую гамму цветовых оттенков.
Ослабление зрения лишает человека полноты
представлений об окружающем мире,
затрудняет его познание, ограничивает
выбор профессии. Одна из причин ухудшения
зрения - близорукость. За последние
десятилетия число лиц, страдающих
близорукостью, значительно возросло.
Проблема близорукости до недавнего
времени была изучена недостаточно.
За рубежом ею занимаются мало, так
как бытует мнение, что близорукость
- наследственное заболевание и лечению
почти не поддаётся. Российские офтальмологи
опровергли это мнение. Сейчас многие
научные учреждения нашей страны
изучают пути профилактики возникновения
и прогрессирования близорукости. Исследования
последних лет существенно
Именно поэтому так важны методические разработки по подбору физических упражнений для всех, кто в той или иной степени страдает близорукостью, но стремится заниматься спортом.
1. Диагноз и
краткая характеристика
Миопия (близорукость) - заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на отдаленном расстоянии. На сегодняшний день миопия является самой распространенной проблемой зрительных органов современного человека.
Миопия – одно из самых
распространенных в мире нарушений
зрения, по некоторым данным близорукостью
страдают больше 1 миллиарда человек.
По сути, миопия является разновидностью
аметропии – патологическим изменением
преломляющей функции глаза. В норме
свет, проходя через зрачок, преломляется
основной линзой глаза – хрусталиком
– и проецируется на сетчатку. Именно
сетчатка представляет собой структуру
из чувствительных к свету клеток,
на ней формируется изображение
– очертания и цветность
1.1 Причины миопии
Физиологические факторы
миопии – это нарушения
Миопия – наследственное заболевание. Однако во многих случаях близорукость является приобретенной. Этому способствуют:
Излишнее напряжение глаз:
Миопия чаще всего проявляется
в школьном возрасте, именно тогда,
когда ребенок начинает писать и
читать. В то же время миопия может
быть приспособительной реакцией глаза
– этому подвержены писатели, часовщики,
сотрудники лабораторий, все те, чей
образ жизни подразумевает
Нарушения внутриглазного давления:
И повышение, и понижение офтальмотонуса ведут к изменению формы глазного яблока. Повышенное внутриглазное давление – это риск глаукомы, пониженное часто возникает на фоне травмы.
Истончение склеры:
Фиброзные и коллагеновые волокна оболочки глаза при различных негативных факторах внешней среды, а также при внутренних нарушениях, чаще гормональных, могут ослабевать, что ведет к уплощению и увеличению в длину формы глазного яблока[6].
1.2 Развитие миопии
Тяжесть близорукости определяется ее степенью – удалением фокуса от сетчатки, обозначаемому в диоптриях.
До 3 дптр – слабая степень. Прогноз наиболее благоприятен.
От 3,25 до 6 дптр – средняя степень. Прогноз благоприятен, возможна коррекция лазером.
Свыше 6 дптр – сильная степень. Прогноз зависит от течения и конкретных значений, для коррекции может понадобиться замена хрусталика или вживление линзы за роговицу. Является ограничением к военной службе.
Не стоит, однако, думать, что легкая миопия непременно перейдет в тяжелую. Наиболее распространена временно прогрессирующая миопия, которая примерно к 20 годам переходит в постоянную – нарушение аккомодации «застывает» на конкретном значении.
1.3 Профилактика миопии
Лечение миопии легкой степени
часто возможно без очков и
операции – для этого используют
специальные упражнения, укрепляющие
глазные мышцы. Такую гимнастику
полезно делать и для профилактики,
особенно, пациентам с отягощенной
наследственностью. Кроме того, из наиболее
простых методов предупреждения
миопии можно посоветовать избегать
излишнего напряжения глаз, не забывать
про солнечные очки летом, своевременно
обращаться к офтальмологу при проблемах
со зрением и травмах. И ни в
коем случае не пользоваться чужими очками
или подбирать линзы
1.4 Лечение миопии
Лечение начинается с рациональной коррекции. При миопии до 6 Д, как правило, назначается полная коррекция. Если миопия 1,0-1,5 Д и не прогрессирует – коррекцией можно пользоваться при необходимости. Правила коррекции на близком расстоянии определяются состоянием аккомодации. Если она ослаблена, то назначают коррекцию на 1,0-2,0 Д меньше, чем для дали или назначают бифокальные очки для постоянного ношения. При миопии выше 6,0 Д назначается постоянная коррекция, величина, которой для дали и близи определяется по переносимости пациента. При постоянном или периодическом расходящемся косоглазии назначается полная и постоянная коррекция. Первостепенное значение для предупреждения тяжелых осложнений близорукости является ее профилактика, которая должна начинаться в детском возрасте. Основу профилактики составляет общее укрепление и физическое развитие организма, правильное обучение чтению и письму, соблюдая при этом оптимальное расстояние (35-40 см), достаточное освещение рабочего места. Большое значение имеет выявление лиц с повышенным риском развития миопии. В эту группу включаются дети, у которых близорукость уже возникла. С такими детьми проводятся специальные упражнения для тренировки аккомодации. Для нормализации аккомодационной способности используют? 2,5% раствор ирифрина или 0,5% раствор тропикамида. Его инсталлируют по 1 капле в оба глаза на ночь в течение 1-1,5 месяцев (желательно в периоды наибольшей зрительной нагрузки). При относительном повышенном ВГД дополнительно назначают 0,25% раствор тимолола малеата по 1 капле на ночь, что позволяет примерно на 1/3 снизит давление в течение 10-12 часов (А.В. Свирин, В.И. Лапочкин, 2001). Важно так же соблюдать режим труда[5].
При прогрессировании миопии
необходимо, чтобы на каждые 40-50 минут
чтения или письма приходилось не
менее 5 минут отдыха. При близорукости
выше 6,0 время зрительной нагрузки необходимо
сократить до 30 мин., а отдых увеличить
до 10 минут. Предупреждению прогрессирования
и осложнений миопии способствует применение
ряда медикаментозных средств. Необходимо
назначать препараты, улучшающие региональную
гемодинамику: пикамилон по 20 мг 3 раза
в день в течение месяц; галидор
- по 50-100 мг 2 раза в день в течение
месяца. Нигексин - по 125-250 мг 3 раза в
день в течение месяца. Кавинтон
0,005 по 1 таблетке 3 раза в день в течение
месяца. Трентал – по 0,05-0,1 гр. 3 раза
в день после еды в течение
месяца или ретробульбарно по 0,5-1,0 м
2% раствора – 10-15 инъекций на курс. Хирургическое
лечение –
2. Влияние заболевания
на работоспособность и
2.1 Изменение состояния
организма студента под
Существуют объективные
и субъективные факторы обучения,
отражающиеся на психофизиологическом
состоянии студентов, объективным
факторам относят среду
Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 ч в неделю, включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8–9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням.
Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации.
Критический и сложный для студентов экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования[2].
В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел - головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций.
Выявлено отрицательное
воздействие на организм длительного
пребывания в характерной для
лиц умственного труда «
Кратковременная интенсивная
умственная работа вызывает учащение
сердечных сокращений, длительная работа
- замедление. Иное дело, когда умственная
деятельность связана с эмоциональными
факторами, нервно-психическим
В процессе длительной и
напряженной учебной
2.2 Работоспособность и влияние на нее различных факторов
миопия заболевание зрение работоспособность
Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я - физиологического характера - состояние здоровья, сердечнососудистой системы, дыхательной и другие; 2-я - физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характеpa - самочувствие, настроение, мотивация и др.
В определенной мере работоспособность
в учебной деятельности зависит
от свойств личности, особенностей
нервной системы, темперамента. Интерес
к эмоционально привлекательной
учебной работе увеличивает продолжительность
ее выполнения. Результативность выполнения
оказывает стимулирующее