Задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:11, реферат

Краткое описание

Принцип органической связи физического воспитания с практи¬кой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в про-фессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот прин¬цип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подго¬товке он находит свое специфическое выражение. В качестве свое¬образной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогиче¬ски направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятель¬ности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обога¬щающий индивидуальный фонд профессионально полезных двига¬тельных умений и навыков, воспитания физических и непосредствен¬но связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Понятие профессионально-прикладной физической подготовки .…………3
Задачи профессионально-прикладной физической подготовки ...………….7
Заключение ………………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Физра 1.docx

— 34.34 Кб (Скачать файл)

Средства ППФП распределяются по группам по их направленности:

а) развитие профессионально важных физических способностей;

б) воспитание волевых и других психических качеств;

в) формирование и совершенствование прюфессионально-прикладных умений и навыков;

г) повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики и таких массовых видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры и др.; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий и пр. Большое применение в практике ППФП средств массовых видов спорта связано с их доступностью и высокой прикладной эффективностью. При их выборе учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретных профессий.

Формы занятий по ППФП. В средних специальных и высших учебных заведениях преимущественно используются следующие формы:

1) академические учебные  занятия. Комплексные учебные занятия  могут включать: а) средства ОФП  и профессионально-прикладной физической  подготовки; б) только средства ППФП  из различных ее разделов. Специализированные  занятия имеют более узкую, избирательную  направленность. Относительная однонаправленность таких занятий позволяет обеспечить значительные воздействия на отдельные функциональные системы с тем, чтобы получить наибольший эффект в их развитии;

2) занятия в период  учебной практики;

3) спортивно-прикладные соревнования. Высокая действенность спортивно-прикладных  соревнований связана с их  максимальными психофизическими  нагрузками, возможностью совершенствования  прикладных умений и навыков  и проверки их в экстремальных  ситуациях, приближенных к типичным  условиям профессиональной деятельности. Предмет соревнований в ряде  случаев могут составлять действия, характерные для того или иного  труда, но чаще действия, требуемые  особыми внешними условиями профессиональной  деятельности;

4) самостоятельные тренировочные  занятия по заданию преподавателя.

Дополнительно применяются специализированная утренняя зарядка, туристские походы по установленным маршрутам с выполнением учебных заданий, лыжные переходы, массовые заплывы, дальние лодочные походы и др.

Планирование ППФП. В средних специальных и высших учебных заведениях планирование ППФП должно проводиться с учетом решения ее задач не к окончанию срока обучения, а к началу производственной практики учащихся. К этому времени надо обеспечить необходимую профессионально-прикладную физическую подготовленность; двигательный режим учащихся по энергозатратам и другим показателям должен соответствовать производственному. При несоблюдении данного требования у учащихся во время практики отмечаются значительное утомление и снижение работоспособности, неблагоприятно отражающееся на освоении профессии. Кроме того, прохождение курса ППФП повышает безопасность труда, связанного с различными экстремальными условиями.

Занятия по ППФП с лицами зрелого возраста.

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т. п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп:

1-я группа — виды  спорта, для которых характерна  активная двигательная деятельность  спортсменов с предельным проявлением  физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих  видах спорта зависят от собственных  двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится  большинство видов спорта;

2-я группа — виды  спорта, операционную основу которых  составляют действия по управлению  специальными техническими средствами  передвижения. Спортивный результат  в этих видах во многом обусловлен  умением эффективно управлять  техническим средством и качеством  его изготовления;

3-я группа — виды  спорта, двигательная активность  в которых жестко лимитирована  условиями поражения цели из  специального оружия;

4-я группа — виды  спорта, в которых сопоставляются  результаты модельно-конструкторской  деятельности спортсмена;

5-я группа — виды  спорта, основное содержание которых  определяется на соревнованиях  характером абстрактно-логического  обыгрывания соперника;

6-я группа — многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы  видов спорта.

Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую сте-пень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:

— систему отбора и спортивной ориентации;

— спортивную тренировку;

— систему соревнований;

— внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса.

Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов. — Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления. Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.

В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга.

Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.

Учитывая сказанное, спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов.

Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования — важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей.

Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.

Спортивное достижение — это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение — это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.

Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.

Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, большинство принятых в системе физического воспитания и самовоспитания форм занятий может быть использовано в той или иной мере в целях ППФП. Вместе с тем содержание их определяется не только требованиями профессиональной деятельности и не замыкается на ней. ППФП непременно нужно рассматривать в единстве с другими слагаемыми целостной системы воспитания и в зависимости от их характера в индивидуально-конкретном выражении находить наиболее оправданное на том или ином этапе соотношение различных форм занятий, позволяющих реализовать личностно и социально значимые цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Режим доступа:- http://www.km.ru/referats/B4AC17116C72451A9EA69E98E1D60090

2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки. Режим доступа:- http://lifeinhockey.ru/metodiki/metodicheskie-materialy/teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya/515-naznachenie-i-zadachi-professionalno-prikladnoj-fizicheskoj-podgotovki  

 

 

 


Информация о работе Задачи профессионально-прикладной физической подготовки