Закаливание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выяснить роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми шестого года жизни.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по теме закаливания детей дошкольного возраста;
2. Провести экспериментальное исследование применения закаливания детей.
3. Обосновать эффективность проведенной экспериментальной работы.
Цели и задачи программы детского сада по разделу «Здоровье» из государственной программы «Бiз мектепке барамыз»

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 77.10 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Основы будущей жизни, как известно, закладываются в раннем детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением. В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры.

Актуальность темы «Закаливающие процедуры в работе с детьми дошкольного возраста» обусловлены тем, что уровень заболеваемости детей дошкольного возраста возрастает. Это связано с  состоянием окружающей среды и условиями образа жизни ребенка. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям.

Предмет исследования – закаливание как средство оздоровления детей шестого года жизни.

Цель данной работы – выяснить роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми шестого года жизни.

В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

1.  Проанализировать научно-теоретическую литературу по теме закаливания детей дошкольного возраста;

2.  Провести экспериментальное исследование применения закаливания детей.

3.  Обосновать эффективность проведенной экспериментальной работы.

Цели и задачи программы детского сада по разделу «Здоровье» из государственной программы «Бiз мектепке барамыз»

 

Цель: охрана и укрепление здоровья ребенка, развитие  интереса к физическим упражнениям, стремления улучшать двигательные умения, правильно и точно выполнять движения, анализировать свои действия, сопоставлять их с образцом.

Задачи:

1. Укреплять здоровье, улучшать  общую физическую подготовленность  детей, удовлетворять биологическую  потребность в движении, создавать  положительный эмоциональный тонус.

2. Формировать жизненно  необходимые виды движений и  навыки правильного их исполнения.

3. Развивать физические  качества: ловкость, координационные  способности, общую выносливость.

4. Знакомить детей со  спортивными играми и упражнениями, событиями спортивной жизни страны, закладывать азы правильной спортивной  техники.

5. Развивать у детей  умения быть организованными, инициативными, поддерживать дружеские взаимоотношения  со сверстниками.

6. Создавать условия для  полноценного развития возрастных  функций, адаптационных способностей  организма, физической и умственной  работоспособности.

7. Формировать интерес  к активной двигательной деятельности  и потребность в ней, представление  о пользе занятий физическими  упражнениями и играми, основных  гигиенических требованиях и  правилах[15].

Гипотеза данного исследования основывается на предположении о том, что использование закаливания в процессе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста будет способствовать укреплению здоровья ребенка и снижение заболеваемости детей.

Теоретическую основу курсовой работы составляют материалы по исследованию особенностей и механизмов закаливания детей дошкольного возраста.

В работе для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: индивидуальные беседы,  обработка полученных данных.

Практическая значимость курсовой работы заключается:

- в исследовании роли закаливания процедур в жизни ребенка;

- в исследовании эффективности закаливания в системе оздоровительной работы с детьми четвертого года жизни.

Исследовательская работа осуществлялась на базе детского сада «Акку» г. Караганды.

Первый этап исследования - поисково-теоретический, представлял изучение и анализ научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования. Определялись методологические и теоретические основы исследования, проблема, объект, предмет и цель.

Второй этап  - опытно-экспериментальный, был посвящен проведению диагностической работы.

На третьем этапе – заключительно - обобщающем, была проведена  проверка выводов, осуществлялось осмысление результатов исследования,  оформлялись результаты   диагностического исследования.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованной литературы. Во введении обозначается выбор темы и её актуальность.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

    1. Сущность и механизмы закаливания

 

Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды (низким и высоким температурам, влажности и т. д.) путем систематического кратковременного воздействия на организм этих факторов в малых дозах. Физиологическая сущность закаливания заключается в повторном воздействии на организм охлаждения, высокой температуры и поочередных температурных воздействий, а также действия солнечного света или искусственного ультрафиолетового излучения. [1]

В основе закаливания лежит способность человека приспосабливаться к меняющимся условиям среды. При этом происходит снижение чувствительности организма к действию определенных физических факторов, например, систематическое воздействие холода ведет к повышению устойчивости организма к действию низких температур. Устойчивость организма к холоду – наиболее важная адаптация, так как при переохлаждении замедляется обмен веществ, ухудшается деятельность центральной нервной системы, падает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам среды, обостряются или возникают хронические заболевания. [3]

Воздействие закаливающих процедур затрагивает практически все системы организма как единого целого. Под их влиянием изменяется, прежде всего состояние нервной и эндокринной систем, что отражается на их регуляторной функции и способности активно взаимодействовать с окружающей средой.

Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни человека и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на воздухе, рациональную одежду, соответствующий возрасту воздушный и температурный режим помещения, регулярное проветривание помещения [6].

К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением, гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание, начиная с раннего возраста.

Закаливание – комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно – климатических условий. Одним из важнейших факторов внешней среды является температура. Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. В организме непрерывно происходят окислительные процессы с освобождением энергии, которая превращается в тепловую и передается во внешнюю среду. При понижении температуры внешней среды интенсивность обмена веществ увеличивается, тепла вырабатывается больше, что препятствует переохлаждению организма, и температура тела остается неизменной [14].

Нет человека, который не хотел бы быть здоровым. Но это требует усилий, и тем больших, чем нарушено здоровье. Начальные стадии закаливания – солнечные, воздушные и водные процедуры, купания в прохладной и холодной воде. Ученые заметили, что человек, надолго изолированный от солнца, перестает получать витамин Д, который образуется при облучении кожи ультрафиолетовыми лучами, в результате чего возникают нарушения деятельности различных органов. Поэтому предупреждение «солнечного голодания» является обязательным условием закаливания. Воздух – среда обитания всего живого на Земле. Холодный воздух, действуя на поверхность обнаженной кожи, закаливает организм. При ветре тело остывает быстрее, чем в безветрие. Чем выше скорость ветра, тем больше теплоотдача кожи и тем выше закаливающие свойства воздуха. Также в профилактике заболеваний, укреплении здоровья и лечении болезней огромную роль играет вода. Вода в целом и ледяная вода в частности обладает рядом свойств, которых нет у других жидкостей. Молекулы воды имеют различные структурные связи между кислородом и водородом, влияющие на ее свойства. Холодная вода является естественным стимулятором резервных сил организма. Вода отличается от лекарственных препаратов тем, что влияет на весь организм, в то время как многие лекарства действуют избирательно, нередко дают отрицательный побочный эффект .

Закаленные люди значительно реже болеют или не болеют совсем не только простудными, но и многими другими соматическими заболеваниями. Повышается их как умственная, так и физическая работоспособность. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Особенности закаливания детей дошкольного возраста

 

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.

Основные эффекты закаливающих процедур:

·  укрепление нервной системы,

·  развитие мышц и костей,

·  улучшение работы внутренних органов,

·  активизация обмена веществ,

·  невосприимчивость к действию болезнетворных факторов. [15]

Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей и не кутать детей, не бояться свежего воздуха. [18]

При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

·  проводить закаливающие процедуры систематически;

·  увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;

·  учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;

·  начинать закаливание в любом возрасте;

·  никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;

·  избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;

·  правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;

·  закаливаться всей семьей;

·  закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;

·  в помещении, где находится ребенок, никогда не курить. [14]

Основные факторы закаливания - природные и доступные «Солнце. Воздух и Вода». Закаливание проводится при непременном соблюдении следующих условий:

·  учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания;

·  комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур;

·  постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора;

·  систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды;

·  Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры. [13]

Начинать закаливание ребенка можно в любом возрасте после осмотра малыша врачом-педиатром.

Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды, от исходной (35-36°), снижают очень медленно. И лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом, водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма. [5]

Детям от 1 года и старше, прошедшим такой курс закаливания, можно разрешить побегать босиком по крашеному деревянному или паркетному полу, а летом - по траве или по песку не более 30 минут в день; затем время постепенно увеличивают. Закаленный таким образом ребенок дошкольного возраста может с пользой для здоровья круглый год дома, а в теплое время и во дворе ходить без обуви. Полезны после хождения босиком ножные ванны с постепенным понижением температуры воды.

Поскольку стопы рефлекторно связаны с верхними дыхательными путями, детям, как и взрослым, полезно одновременно с хождением босиком полоскать горло и нос водой, постепенно снижая температуру воды от 20 до 8° С. Толкачев Б.С. [19]

Многие люди, приученные с детства ходить босиком, сохраняют эту привычку на всю жизнь и не имеют проблем с плоскостопием, деформацией стоп и др. Кроме того, они реже болеют простудными заболеваниями. Как уже было сказано, во всех случаях нужно придерживаться «золотых правил» закаливания — постепенности и систематичности. Ребенка нужно приучать к хождению босиком вначале на ковре, а в теплые летние дни - на траве или нагретом песке. [17]

Все процедуры, по закаливанию детей, не должны им приносить отрицательных эмоций и дискомфорта. Надо помнить и о том, что для детей с хроническими заболеваниями к закаливанию необходима и соответствующая терапия. В совокупности с лечением, закаливание принесет положительный результат, укрепит здоровье ребенка, позволит ему расти крепким, адаптированным к неблагоприятным воздействиям, человеком.

Закаливание следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Длительные перерывы ведут к ослаблению или полной утрате приспособительных защитных реакций организма.

Информация о работе Закаливание детей дошкольного возраста