Введение
Основы будущей жизни, как известно,
закладываются в раннем детстве, и потому
укрепление здоровья детей дошкольного
возраста является приоритетным направлением.
В дошкольном образовательном учреждении
первостепенной задачей является охрана
и укрепление здоровья детей. Работа педагогов
нацелена на поддержание у ребёнка бодрого,
жизнерадостного настроения, совершенствование
всех функций организма, полноценное физическое
развитие, воспитание интереса к различным
доступным видам двигательной деятельности,
формирование основ физической культуры.
Актуальность темы
«Закаливающие процедуры в работе с детьми
дошкольного возраста» обусловлены тем, что уровень
заболеваемости детей дошкольного возраста
возрастает. Это связано с состоянием
окружающей среды и условиями образа жизни
ребенка. Ребенок нуждается в охране здоровья
со стороны взрослых. Научная разработка
проблемы закаливания стала возможной
лишь благодаря физиологическим исследованиям.
Предмет исследования – закаливание
как средство оздоровления детей шестого
года жизни.
Цель данной работы – выяснить
роль закаливания детского организма
в системе оздоровительной работы с детьми
шестого года жизни.
В процессе исследования были поставлены
следующие задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую
литературу по теме закаливания детей
дошкольного возраста;
2. Провести экспериментальное исследование
применения закаливания детей.
3. Обосновать эффективность проведенной
экспериментальной работы.
Цели и задачи программы детского сада
по разделу «Здоровье» из государственной
программы «Бiз мектепке барамыз»
Цель: охрана и укрепление здоровья
ребенка, развитие
интереса к физическим упражнениям, стремления
улучшать двигательные умения, правильно
и точно выполнять движения, анализировать
свои действия, сопоставлять их с образцом.
Задачи:
1. Укреплять здоровье, улучшать
общую физическую подготовленность
детей, удовлетворять биологическую
потребность в движении, создавать
положительный эмоциональный тонус.
2. Формировать жизненно
необходимые виды движений и
навыки правильного их исполнения.
3. Развивать физические
качества: ловкость, координационные
способности, общую выносливость.
4. Знакомить детей со
спортивными играми и упражнениями,
событиями спортивной жизни страны,
закладывать азы правильной спортивной
техники.
5. Развивать у детей
умения быть организованными, инициативными,
поддерживать дружеские взаимоотношения
со сверстниками.
6. Создавать условия для
полноценного развития возрастных
функций, адаптационных способностей
организма, физической и умственной
работоспособности.
7. Формировать интерес
к активной двигательной деятельности
и потребность в ней, представление
о пользе занятий физическими
упражнениями и играми, основных
гигиенических требованиях и
правилах[15].
Гипотеза данного исследования основывается
на предположении о том, что использование
закаливания в процессе оздоровительной
работы с детьми дошкольного возраста
будет способствовать укреплению здоровья
ребенка и снижение заболеваемости детей.
Теоретическую основу курсовой работы
составляют материалы по исследованию
особенностей и механизмов закаливания
детей дошкольного возраста.
В работе для решения поставленных задач
использовались следующие методы исследования:
индивидуальные беседы, обработка
полученных данных.
Практическая значимость курсовой работы
заключается:
- в исследовании роли закаливания процедур
в жизни ребенка;
- в исследовании эффективности закаливания
в системе оздоровительной работы с детьми
четвертого года жизни.
Исследовательская работа
осуществлялась на базе детского сада
«Акку» г. Караганды.
Первый этап исследования -
поисково-теоретический, представлял
изучение и анализ научно-методической
литературы отечественных и зарубежных
авторов по проблеме исследования. Определялись
методологические и теоретические основы
исследования, проблема, объект, предмет
и цель.
Второй этап - опытно-экспериментальный,
был посвящен проведению диагностической
работы.
На третьем этапе – заключительно
- обобщающем, была проведена проверка
выводов, осуществлялось осмысление результатов
исследования, оформлялись результаты
диагностического исследования.
Структура курсовой работы:
курсовая работа состоит из введения,
двух глав, выводов, заключения и списка
использованной литературы. Во введении
обозначается выбор темы и её актуальность.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
- Сущность и механизмы закаливания
Закаливание – это повышение
устойчивости организма к неблагоприятному
воздействию факторов окружающей среды
(низким и высоким температурам, влажности
и т. д.) путем систематического кратковременного
воздействия на организм этих факторов
в малых дозах. Физиологическая сущность
закаливания заключается в повторном
воздействии на организм охлаждения, высокой
температуры и поочередных температурных
воздействий, а также действия солнечного
света или искусственного ультрафиолетового
излучения. [1]
В основе закаливания лежит
способность человека приспосабливаться
к меняющимся условиям среды. При этом
происходит снижение чувствительности
организма к действию определенных физических
факторов, например, систематическое воздействие
холода ведет к повышению устойчивости
организма к действию низких температур.
Устойчивость организма к холоду – наиболее
важная адаптация, так как при переохлаждении
замедляется обмен веществ, ухудшается
деятельность центральной нервной системы,
падает сопротивляемость организма к
неблагоприятным факторам среды, обостряются
или возникают хронические заболевания. [3]
Воздействие закаливающих процедур
затрагивает практически все системы
организма как единого целого. Под их влиянием
изменяется, прежде всего состояние нервной
и эндокринной систем, что отражается
на их регуляторной функции и способности
активно взаимодействовать с окружающей
средой.
Общие закаливающие мероприятия
проводятся на протяжении повседневной
жизни человека и предусматривают правильный
режим дня, рациональное питание, ежедневные
прогулки, сон на воздухе, рациональную
одежду, соответствующий возрасту воздушный
и температурный режим помещения, регулярное
проветривание помещения [6].
К специальным закаливающим
мероприятиям относятся строго дозированные
воздействия ультрафиолетовым облучением,
гимнастические упражнения, массаж, воздушные
и водные процедуры, плавание, начиная
с раннего возраста.
Закаливание – комплекс мероприятий
по повышению устойчивости организма
к воздействию неблагоприятных погодно
– климатических условий. Одним из важнейших
факторов внешней среды является температура.
Организм человека должен постоянно поддерживать
тепловой баланс при различных внешних
температурах. В организме непрерывно
происходят окислительные процессы с
освобождением энергии, которая превращается
в тепловую и передается во внешнюю среду.
При понижении температуры внешней среды
интенсивность обмена веществ увеличивается,
тепла вырабатывается больше, что препятствует
переохлаждению организма, и температура
тела остается неизменной [14].
Нет человека, который не хотел
бы быть здоровым. Но это требует усилий,
и тем больших, чем нарушено здоровье.
Начальные стадии закаливания – солнечные,
воздушные и водные процедуры, купания
в прохладной и холодной воде. Ученые заметили,
что человек, надолго изолированный от
солнца, перестает получать витамин Д,
который образуется при облучении кожи
ультрафиолетовыми лучами, в результате
чего возникают нарушения деятельности
различных органов. Поэтому предупреждение
«солнечного голодания» является обязательным
условием закаливания. Воздух – среда
обитания всего живого на Земле. Холодный
воздух, действуя на поверхность обнаженной
кожи, закаливает организм. При ветре тело
остывает быстрее, чем в безветрие. Чем
выше скорость ветра, тем больше теплоотдача
кожи и тем выше закаливающие свойства
воздуха. Также в профилактике заболеваний,
укреплении здоровья и лечении болезней
огромную роль играет вода. Вода в целом
и ледяная вода в частности обладает рядом
свойств, которых нет у других жидкостей.
Молекулы воды имеют различные структурные
связи между кислородом и водородом, влияющие
на ее свойства. Холодная вода является
естественным стимулятором резервных
сил организма. Вода отличается от лекарственных
препаратов тем, что влияет на весь организм,
в то время как многие лекарства действуют
избирательно, нередко дают отрицательный
побочный эффект .
Закаленные люди значительно
реже болеют или не болеют совсем не только
простудными, но и многими другими соматическими
заболеваниями. Повышается их как умственная,
так и физическая работоспособность. [8]
1.2 Особенности закаливания
детей дошкольного возраста
Закаливание детей необходимо для того,
чтобы повысить их устойчивость к воздействию
низких и высоких температур воздуха и
за счет этого предотвратить частые заболевания.
Основные эффекты закаливающих процедур:
· укрепление нервной системы,
· развитие мышц и костей,
· улучшение работы внутренних органов,
· активизация обмена веществ,
· невосприимчивость к действию
болезнетворных факторов. [15]
Основные задачи закаливания
- укрепление здоровых детей, развитие
выносливости организма при изменяющихся
факторах внешней среды, повышение его
сопротивляемости к различным заболеваниям.
Это система мероприятий, которая является
неотъемлемой частью физического воспитания
детей, как в дошкольном учреждении, так
и дома.
Средства закаливания просты
и доступны. Главное отбросить многие
укоренившиеся предрассудки бабушек и
родителей и не кутать детей, не бояться
свежего воздуха. [18]
При закаливании детей следует
придерживаться таких основных принципов:
· проводить закаливающие процедуры
систематически;
· увеличивать время воздействия закаливающего
фактора постепенно;
· учитывать настроение ребенка и проводить
процедуры в форме игры;
· начинать закаливание в любом возрасте;
· никогда не выполнять процедуры, если
ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения
ребенка;
· избегать сильных раздражителей: продолжительного
воздействия холодной воды или очень низких
температур воздуха, а также перегревания
на солнце;
· правильно подбирать одежду и обувь:
они должна соответствовать температуре
окружающего воздуха и быть из натуральных
тканей и материалов;
· закаливаться всей семьей;
· закаливающие процедуры сочетать с
физическими упражнениями и массажем;
· в помещении, где находится
ребенок, никогда не курить. [14]
Основные факторы закаливания
- природные и доступные «Солнце. Воздух
и Вода». Закаливание проводится при непременном
соблюдении следующих условий:
· учет индивидуальных особенностей
ребенка при выборе метода закаливания;
· комплексное использование всех природных
факторов и закаливающих процедур;
· постепенность в увеличении силы воздействия
природного фактора;
· систематичность закаливания - оно
осуществляется круглый год, но виды его
и методики меняются в зависимости от
сезона и погоды;
· Спокойное, радостное настроение
ребенка во время закаливающей процедуры. [13]
Начинать закаливание ребенка можно
в любом возрасте после осмотра малыша
врачом-педиатром.
Ослабленным и больным детям
назначают главным образом частичные
водные процедуры: умывание, влажное обтирание
тела по частям, обливание стоп тепловатой
водой. Температуру воды, от исходной (35-36°),
снижают очень медленно. И лишь после улучшения
общего состояния ребенка доводят до температуры,
рекомендованной для здоровых детей. У
детей, страдающих экссудативным диатезом,
водой обтирают только непораженные участки
кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся
повышением температуры тела, закаливающие
процедуры прекращают и назначают снова
после выздоровления с учетом индивидуальных
особенностей организма. [5]
Детям от 1 года и старше, прошедшим
такой курс закаливания, можно разрешить
побегать босиком по крашеному деревянному
или паркетному полу, а летом - по траве
или по песку не более 30 минут в день; затем
время постепенно увеличивают. Закаленный
таким образом ребенок дошкольного возраста
может с пользой для здоровья круглый
год дома, а в теплое время и во дворе ходить
без обуви. Полезны после хождения босиком
ножные ванны с постепенным понижением
температуры воды.
Поскольку стопы рефлекторно
связаны с верхними дыхательными путями,
детям, как и взрослым, полезно одновременно
с хождением босиком полоскать горло и
нос водой, постепенно снижая температуру
воды от 20 до 8° С. Толкачев Б.С. [19]
Многие люди, приученные с детства
ходить босиком, сохраняют эту привычку
на всю жизнь и не имеют проблем с плоскостопием,
деформацией стоп и др. Кроме того, они
реже болеют простудными заболеваниями.
Как уже было сказано, во всех случаях
нужно придерживаться «золотых правил»
закаливания — постепенности и систематичности.
Ребенка нужно приучать к хождению босиком
вначале на ковре, а в теплые летние дни
- на траве или нагретом песке. [17]
Все процедуры, по закаливанию
детей, не должны им приносить отрицательных
эмоций и дискомфорта. Надо помнить и о
том, что для детей с хроническими заболеваниями
к закаливанию необходима и соответствующая
терапия. В совокупности с лечением, закаливание
принесет положительный результат, укрепит
здоровье ребенка, позволит ему расти
крепким, адаптированным к неблагоприятным
воздействиям, человеком.
Закаливание следует проводить систематически,
а не от случая к случаю. Длительные перерывы
ведут к ослаблению или полной утрате
приспособительных защитных реакций организма.