Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:39, дипломная работа
Актуальность данного исследования определяется тем, что оно посвещается изучению вопросов влияния природных факторов на организм человека.
В соответствии с этим, цель настоящего исследования состояла в том, каким образом влияние природных факторов оказывает закаливающее влияние на иммунитет людей.
Научная новизна определяется основными результатами. Показано, что при точной дозировке описанные ниже природные факторы повышают иммунитет и работоспособность человека, снижают влияние стрессовых ситуаций.
Теоретическое значение работы состоит в изучении физиологических механизмов закалиавания.
Практическое значение работы определяется тем, что она обеспечивает экспериментальное обоснование для разработки эффективных методов пофилактики заболеваний. Результаты используются на практике .
СТРУКТУРА РАБОТЫ ....................................................................................4
ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ :
1. Слагаемые здоровья ....................................................................................7
2. Главное – образ жизни .................................................................................7
3. Целебные силы природы ...........................................................................10
4. Ни мороз не страшен, ни жара ..................................................................13
5. Температура тела и внешняя среда .........................................................13
6. Приход и расход тепла ................................................................................14
7. Реакции на охлаждение ..............................................................................18
8. Реакции на высокие температуры ...........................................................20
9. Основные заповеди закаливания .............................................................22
10. От простого – к сложному ..........................................................................22
11. Барометр самочувствия .............................................................................25
12. Закаливание воздухом :
12.1.Вокруг воздушный океан ..........................................................................29
12.2.Как рыба в воде ..........................................................................................29
12.3.С чего начать ..............................................................................................30
13.Закаливание водой :
13.1.Секреты водных процедур ........................................................................31
13.2.Кто не боится насморка! ...........................................................................32
13.3.Заплывы в полынье ....................................................................................33
14.Баня :
14.1.Баня парит, баня правит ............................................................................35
14.2.С легким паром? .........................................................................................35
14.3.Помылся, как вновь народился .................................................................37
14.4.Разумная осторожность .............................................................................38
15.Закаливание солнцем :
15.1.Этот целительный солнечный свет ..........................................................39
15.2.Волшебные лучи ........................................................................................39
15.3.Солнце – не только друг ............................................................................41
15.4.Максимум – в июне, минимум в декабре ................................................43
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ......................................45
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ :
1.Воздушные процедуры :
1.1.Ну – ка, ветер, гладь нам кожу! ..................................................................46
1.2.Хилый – в шубу, здоровый – в мороз ........................................................48
1.3.Узелки на память мамам и папам ..............................................................50
2.Водные процедуры :
2.1.От обтираний – к купаниям ........................................................................54
2.2.Старые истины .............................................................................................62
2.3.Восстановители сил .....................................................................................63
2.4.Ныряем ... в сугроб ......................................................................................64
2.5.Зима. Идем купаться! ..................................................................................65
2.6.Родителям на заметку ..................................................................................68
3.Банные премудрости :
3.1.Свойства щедрого жара ...............................................................................73
3.2.Вредна баня или нет? ...................................................................................76
3.3.Источник бодрости .......................................................................................77
3.4.Вредно ли париться детям! ..........................................................................79
4.Солнечные ванны :
4.1.От весны до бабьего лета .............................................................................80
4.2.Сеансы в фотариях .......................................................................................82
4.3.Пусть всегда будет солнце! .........................................................................84
РЕЗУЛЬТАТЫ ..................................................................................................85
ВЫВОДЫ ...........................................................................................................86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................87
ЛИТЕРАТУРА ..................................................................................................88
навыки. Думается, не случайно в древности с пренебрежением говорили о неполноценных людях: не умеет ни читать, ни плавать...
Начинают купальный сезон, когда температура воды и воздуха достигнет 18-20°С. Прекращают купание при температуре воздуха 14-15 °С, воды-10- 12 °С. Лучше купаться в утренние и вечерние часы. Вначале купайтесь 1 раз в день, затем 2-3 раза, соблюдая при этом промежуток между купаниями (3-4 ч). Не рекомендуется плавать сразу после еды. Перерыв .должен быть не менее 1,5-2 ч. Нельзя входить в воду чрезмерно разгоряченным или охлажденным.
В воде необходимо больше двигаться и плавать. Чем вода прохладнее, тем энергичнее должны быть движения. Продолжительность купания вначале составляет 4-5 мин, в дальнейшем увеличивается до 15- 20 мин и более.
Пожилым людям лучше ограничить время пребывания в воде. Ориентируйтесь на состояние своего здоровья, погодные условия. Не допускайте появления озноба. Охлажденная кожа уже не дает должной реакции, и вместо покраснения и согревания происходит еще большее охлаждение. Словом, рекомендуем тщательно следить за своим самочувствием. Иначе при продолжительном купании могут наступить излишнее раздражение нервной системы, общая слабость и др.
Сильное воздействие на организм оказывают морские купания. Особая их ценность состоит в том, что происходит сочетание термического раздражения с механическим - ударами волн. Повышенное содержание в морской воде растворенных солей, прежде всего поваренной, вызывает химическое раздражение кожи.
При купании, напомним об этом, происходит комплексное воздействие водной процедуры и последующей воздушной ванны. Для малышей ясельного возраста при таком закаливании можно воспользоваться специальными рекомендациями, изложенными в табл. 7, а для детей постарше и для взрослых - в табл. 8.
Таблица 7. Схема купаний детей ясельного возраста
Дни | Температура воды, " С | Время охлаждения, с |
Начальный режим | ||
1 — 5 | 37 — 36 | 180 — 200 |
6 — 10 | 36 — 34 | 180 — 200 |
11 — 15 | 34 — 32 | 180 — 200 |
16 — 20 | 32 — 31 | 180 — 200 |
21 — 25 | 30 | 150 — 180 |
Оптимальный режим | ||
26 — 30 | 29 | 150 — 180 |
31 — 35 | 28 | 159 — 180 |
36 — 40 | 27 | 120 — 150 |
41 — 45 | 26 | 120 — 150 |
46 — 50 | 25 | 90 — 120 |
Специальный режим | ||
51 — 55 | 24 | 90 — 120 |
56 — 60 | 23 | 90 — 120 |
61 — 65 | 22 | 90 — 120 |
66 — 70 | 21 | 60 — 90 |
71 — 75 | 20 | 60 — 90 |
Таблица 8. Продолжительность энергичного плавания в минутах в зависимости от температуры воды (по В.Н. Сергееву)
Температура воды, " С | Закаленные здоровые люди | Незакаленные здоровые люди | Ослабленные, пожилые люди и дети до 15 лет |
12 | 1 — 2 | — | — |
13 | 1 — 2 | — | — |
14 | 1 — 3 | — | — |
15 | 2 — 3 | 1 — 2 | — |
16 | 2 — 5 | 1 — 3 | — |
17 | 3 — 7 | 2 — 4 | 1 — 2 |
18 | 4 — 9 | 2 — 5 | 1 — 3 |
19 | 5 — 10 | 3 — 8 | 2 — 4 |
20 | 7 — 13 | 4 — 8 | 2 — 5 |
21 | 10 — 25 | 5 — 10 | 3 — 8 |
22 | 13 — 25 | 7 — 15 | 5 — 10 |
23 | 13 — 25 | 10 — 18 | 6 — 12 |
24 | 15 — 40 | 12 — 20 | 7 — 15 |
25 | 20 — 45 | 15 — 30 | 8 — 18 |
Традиционные водные процедуры для детей:
Методика водного закаливания зависит от возраста ребенка. Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания.
i. Возраст ребенка от рождения до 2-3 мес.
1. Общие ванны - ребенка купают ежедневно водой температуры 37-36oC в течение 5 мин., затем обливают водой с температурой на 2oC ниже.
2. Подмывание, умывание, которое длится 1-2 мин., вначале проводят при температуре воды 28oC, через каждые 1-2 дня и снижают на 1-2oC и доводят до 20-22oC.
3. Местное влажное обтирание - рукавичкой, смоченной водой температуры 33-36oC, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1-2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1oC и доводят до 28oC. Необходимое условие - каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.
ii. Возраст ребенка от 2-3 до 9-10 мес.
1. Как в предыдущей возрастной группе.
2. Как в предыдущей возрастной группе.
3. Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях. В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило - каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.
iii. Возраст ребенка от 9-10 мес. до 1 года.
1. Как в предыдущей возрастной группе.
2. Как в предыдущей возрастной группе.
3. Общее обливание. При этой процедуре ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать близко от тела ребенка (25-30 см). Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35-37oC, затем каждые 5 дней ее снижают на 1oC и доводят до 28oC.
iv. Возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В этом возрасте можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24oC, общие обливания температуры до 24-28oC. С 1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное воздействие, чем обливание, так как, кроме температуры воды, здесь включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры до 1,5 мин.; температура воды и ее снижение - как при общем обливании. Грудным детям, страдающим экссудативно-катаральным диатезом, для закаливания можно использовать травяные ванны "Чебурашка": берут смесь трав душицы, череды, мать-и-мачехи, календулы, фиалки по 40-50 г, заливают 3-4 л кипятка, настаивают 2-3 ч, фильтруют и выливают в ванну с теплой водой 35-36oC. Сначала ребенок находится в воде 1-2 мин., постепенно продолжительность пребывания увеличивают до 8-10 мин., одновременно снижая температуру воды до 24-28oC, а более закаленным детям даже до 15oC. Такие ванны применяют через 1-2 дня .
Контрастное и нетрадиционное закаливание для детей:
К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры. Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания. Реакция организма на действие любых раздражителей обозначается как общий адаптационный синдром, в котором выделяют три стадии: стадию тревоги (активация функции коры надпочечников, вследствие чего уменьшается объем вилочковой железы, селезенки, лимфатических узлов), стадию резистентности (развитие гипофункции коры надпочечников) и стадию истощения. Физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а наоборот, подавления иммунной активности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду. Поэтому практически все авторы, занимающиеся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным. Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.
Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек.
Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги холодной водой, т.е. ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38-40oC, а в другом (в первый раз) на 3-4oC ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин. (топчет ими), затем в прохладную на 5-20 с. Число попеременных погружений 3-6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1oC и доводят до 18-10oC. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей. Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с настоем трав. Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты. Сухую траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1 л, настаивают 30 мин, фильтруют, охлаждают до 20-22oC. Горячий настой готовят с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками. Их берут по 2 столовые ложки на 1 л кипятка, настаивают, фильтруют, подогревают до 38-40oC. Сначала растирают ручку ребенка полотенцем, смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой, смоченной в горячем растворе, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем. У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40-42oC, а холодного снизить до 4-6oC. Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40-50oC в течение 1 мин., затем в течение 10-20 с проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10-15oC. Чередуют 5-10 раз. В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха в парной (около 60-90oC) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3-20oC, а зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3-4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5-7 мин. при температуре в парной около 80oC на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин. с последующим охлаждением. Во многих регионах нашей страны широко используется закаливающий эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание - охлаждение - отдых. Формула закаливающего цикла - 1:1:2, т.е. париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать в два раза дольше. Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении вначале следует находиться не более 3-5 мин., через несколько посещений можно увеличить время до 5-10 мин. Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее - купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до 4-5. В русской бане часто на раскаленные камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав. Например, для антисептического эффекта используют в равных пропорциях мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью - тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующее действие оказывают почки тополя (1 часть), цветочные корзинки пижмы обыкновенной (2 части), листья зубовки (1 часть); улучшают дыхание листья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна. Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает специфический эффект. Например, березовый веник оказывает болеутоляющее, успокаивающее и бронхолитическое действие, дубовый - успокаивающее, противовоспалительное, липовый - бронхолитическое, мочегонное, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях, пихтовый - помогает при радикулитах, невралгии, ольховый - при миалгии, рябиновый - оказывает возбуждающее действие и т.д.
Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Но есть сторонники и этого метода.
Для этого вида закаливания используют обливание из ведра водой температуры 3-4oC, купание в ледяной воде в течение 1-4 мин. в домашней ванне и, как высшую форму закаливания, зимнее плавание, или "моржевание". Страх перед применением этих видов закаливания у взрослых и детей старшего возраста преувеличен из-за незнания и неправильных выводов в крайне немногочисленных научных публикациях. В редких научных исследованиях, посвященных "моржам", объем наблюдений невелик, не обращается внимание на то, что очень часто начинают заниматься этими видами закаливания люди с различными хроническими заболеваниями после безуспешного лечения традиционными медикаментозными методами. Поэтому, конечно, в таких группах выше процент людей с ишемической болезнью сердца, гипертонией, заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и др. Если родители настаивают на проведении таких видов закаливания, долг медицинского работника состоит не в том, чтобы запретить категорически, так как в большинстве подобных случаев родители все равно их будут проводить, а в том, чтобы настойчиво рекомендовать те правила, о которых было сказано в начале главы, особенно учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и постепенное увеличение дозы раздражающего воздействия. В заключение необходимо остановиться на так называемых фармакологических методах закаливания. Речь идет об иммуностимуляторах, усиливающих интерферонообразование, таких как продигиозан, левамизол, тимолин, T-активин и др. Некоторые авторы рекомендуют их использовать для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Но, как правило, научные исследования об эффективности иммуностимуляторов у этой группы детей касаются только иммунологических показателей до и после применения препаратов, в частности снижения уровня IgE, нарастания числа T-лимфоцитов. Однако результаты проведенного терапевтического опыта свидетельствуют об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости, в то время как, например, контрастное закаливание уже через год способствует снижение ОРВИ детей раннего возраста в 3,5 раза.
2.2.СТАРЫЕ ИСТИНЫ
Воздействию холода в повседневной жизни подвергается обычно не все тело, а лишь некоторые его части - лицо, шея, кисти рук, стопы. Их-то мы обычно и защищаем шарфами, перчатками, носками, обувью. Но в мороз, дождливую и ветреную погоду уберечься удается не всегда. Коварное действие холода в этом случае может вызывать отрицательные реакции в организме и привести к простудам.
Информация о работе Закаливание организма как составляющая ЗОЖ