Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:51, творческая работа
Основные принципы и закономерности спортивной тренировки
Процесс спортивной тренировки в целом осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений. Принципы распространяются на все стороны и задачи тренировки, определяют ее содержание, средства, методы и организацию ее.
Принцип сознательности и активности. Велика роль сознания в овладении техникой, тактикой игры, теоретическими знаниями, в повышении уровня физической и психологической подготовленности. Без глубокого понимания сущности изучаемой дисциплины волейболист никогда не достигнет высокого уровня подготовленности
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
Ейский |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
физическая культура |
Тема |
Закономерность спортивной тренировки |
Фамилия |
Давтян |
Имя |
Инесса |
Отчество |
Владимировна |
№ контракта |
15200100201039 |
Основные принципы и закономерности спортивной тренировки
Процесс спортивной тренировки в целом осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений. Принципы распространяются на все стороны и задачи тренировки, определяют ее содержание, средства, методы и организацию ее.
Принцип сознательности и активности. Велика роль сознания в овладении техникой, тактикой игры, теоретическими знаниями, в повышении уровня физической и психологической подготовленности. Без глубокого понимания сущности изучаемой дисциплины волейболист никогда не достигнет высокого уровня подготовленности. Спортсмен должен знать результат своей деятельности, где он допускает ошибки и в чем их причина; должен понимать происходящие в организме физиологические и психологические процессы, уметь оценивать и контролировать свою работоспособность и ощущения, а для этого его надо образовывать.
Принцип наглядности. На начальном этапе обучения создавать у занимающихся правильное представление о техническом приеме или тактическом действии. На этапе совершенствования этот принцип дает возможность анализировать эффективность технических приемов и тактических действий, определять ошибки и искать пути их исправления. Для этой цели используются видеомагнитофоны, слайды, кинограммы, макеты площадки и др.
Принцип
доступности и
Принцип прогрессирования. Построение тренировочного процесса должно обеспечивать рост тренированности спортсменов. Для этого усложняются задания, увеличиваются объем и интенсивность нагрузок. Каждый новый годовой цикл начинается на более высоком исходном уровне.
Принцип
систематичности. Регулярность занятий
на протяжении всего периода обучения
и совершенствования
Для этапа спортивного
Единство общей и специальной подготовки. Нельзя исключить из тренировочного процесса какую-либо из сторон подготовки без ущерба для решения поставленной задачи – достижение высоких спортивных результатов. На базе общей подготовки строится специальная, но спортивная тренировка может быть и специализированной, направленной на формирование знаний и умений в технике или тактике игры, на развитие общих или специальных физических качеств.
Постепенное увеличение нагрузок. За счет постепенного увеличения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок создается база для предельной мобилизации спортсменов во время длительных турниров.
Волнообразный характер нагрузок. Изменение нагрузок в пределах микроциклов, этапов, периодов подготовки диктуется адаптационными свойствами организма спортсменов и необходимостью восстанавливаться до оптимального уровня. При увеличении объема нагрузок снижается интенсивность и, наоборот, при повышении интенсивности уменьшается объем.
Цикличность тренировочного процесса. Тренировочные занятия объединяют в микроциклы, а в течение года выделяют этапы и периоды подготовки. Фазовость развития спортивной формы служит естественной основой периодизации тренировочного процесса. Становление, сохранение и временная утрата спортивной формы происходят в результате строго определенных тренировочных воздействий.
Направленность
к высшим достижениям. Стремление к
высшим результатам в соревнованиях,
к победам над сильным
Структура тренировочного занятия
Подготовка спортсменов организуется, прежде всего, в форме тренировочных занятий, имеющих определенную структуру и распределенных во времени.
Структура
тренировочных занятий
Таблица 3
Продолжительность тренировки в зависимости от
индивидуальных возможностей спортсменов
Контингент Одноразовая тренировка
в день, мин Двухразовая тренировка
в день, мин
1 2 3
Группы начальной подготовки ДЮСШ 90–130 –
Учебно-тренировочные группы ДЮСШ 120–140 –
Группы спортивного
Квалифицированные спортсмены 120–180 2 х (120 – 150)
Продолжительность тренировки в зависимости от
В отдельных случаях продолжительность тренировочных занятий у квалифицированных спортсменов достигает 3,5–4,5 ч.
Тренировочное занятие состоит из четырех более или менее четко выраженных, взаимосвязанных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Вводная часть – построение группы, приветствие, объявления, постановка задач.
Подготовительная часть (разминка) решает следующие задачи:
– обеспечивает оптимальную эластичность
связок, сухожилий, мышц и подвижность
звеньев двигательного
– функциональное врабатывание (рабочее возбуждение в нервных центрах, увеличение газообмена и кровообращения) в режим предстоящей двигательной деятельности, достижение оптимума двигательных реакций;
– психическая настройка –
Средства: упражнения на растяжение, разновидности ходьбы и бега, прыжки, акробатические и имитационные упражнения, рывки и ускорения, упражнения с мячами (передачи, прием мяча, нападающие удары и др.).
Основная часть решает следующие задачи:
– повышение физической подготовленности;
– обучение техническим приемам защиты и нападения и их совершенствование;
– обучение тактическим действиям в защите и нападении и их совершенствование;
– интегральная подготовка;
– игровая подготовка.
Средства: основные упражнения (упражнения по технике, тактике игры, игра); вспомога-тельные упражнения – для развития физических качеств и повышения уровня функциональных возможностей, для овладения основами техники, тактики игры.
Если в одном тренировочном занятии в основной части решаются несколько задач, то рекомендуется соблюдать такую последовательность:
– задачи технической подготовки
всегда решаются в начале основной
части, так как формирование и
дифференцировка новых
– в первой половине основной части занятия вместе с технической подготовкой следует развивать быстроту и взрывную силу.
– при решении нескольких взаимосвязанных
задач рекомендуется такая
Заключительная часть решает следующие задачи:
– постепенное снижение нагрузки;
– раскрепощение мышц, снижение сосредоточенности;
– подведение итогов занятия (замечания, выводы, задания).
Средства: легкий бег, ходьба с восстановлением дыхания, упражнения на расслабление (потягивание, размахивание конечностями и др.), комплекс упражнений на растяжение мышц, сухожилий,
Выбор адекватных форм организации занятий способствует лучшей реализации трениро-вочных задач. Для волейбола характерны: индивидуальная, групповая, фронтальная формы и круговая тренировка.
Индивидуальная форма
Такая форма тренировки позволяет исправлять ошибки при выполнении технических приемов, выполнять задания с большей интенсивностью, чем при других формах занятий.
Групповая форма тренировки позволяет заниматься в группе либо во время всего тренировочного занятия, либо в пределах отдельных его частей. Данная форма занятий имеет широкие возможности для коллективных взаимодействий, близких к условиям соревнований. Наиболее часто используется для совершенствования групповых взаимодействий в защите и нападении.
Фронтальная форма тренировки характеризуется
одновременным выполнением
Основу круговой тренировки составляет
серийное повторение упражнений на «станциях»
(место с соответствующим
Вышеперечисленные формы занятий реализуются в комплексных и тематических тренировках. Комплексные тренировки направлены на решение задач физической, технической и тактической подготовки; тематические – на овладение одной из сторон подготовки или одним из видов упражнений (физическая или техническая подготовка и др.).
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
Психология спорта |
http://ru.wikipedia.org/wiki |
2 |
Принципы спортивной тренировки |
gled.myorel.ru›page/ |
3 |
Общая характеристика законометностей спортивной тренировки |
http://do.gendocs.ru/docs/ |