Здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:45, реферат

Краткое описание

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Охрана здоровья студентов традиционно считается одной из важнейших социальных задач общества. В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам.
Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой подростковой молодежи. Нужно отметить, что здоровый образ жизни для каждого индивидуален.
В данном реферате рассматриваются особенности здорового образа жизни студентов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Здоровый образ жизни и его составляющие…………………………4
2. Структура жизнедеятельности студента и возможности выполнения требований здорового образа жизни…………………………………9
3. Снижение алкогольной зависимости…………………………………
4. Критерии эффективности здорового образа жизни………………….
Заключение………………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Fiz-ra.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Алкогольная зависимость (алкоголизм) - это болезненное пристрастие к употреблению алкогольных напитков, наркологами выделяется психическая и физическая зависимости.

Обычно алкоголизм формируется незаметно для самого человека, поэтому часто пьющий человек искренне считает, что «здоров», что «пьет как все», и что «если захочет, то легко бросит пить».  Но на практике этого не происходит.

Часто спрашивают, что следует считать частыми выпивками, какая доза является безопасной. Безопасным для здорового человека можно считать употребление алкоголя не чаще одного раза в месяц в такой дозе, чтобы оставаться трезвым. Любую выпивку, сопровождающуюся опьянением, следует считать потенциально опасной. Особенно важно об этом помнить молодежи. Алкоголь – это самый опасный наркотик, поскольку распространенность алкогольной наркомании во много раз превышает распространенность всех других наркоманий вместе взятых. Мощная телереклама алкогольных напитков давит на психику подрастающего поколения, да и на взрослых тоже; дескать, хочешь стать настоящим мужчиной – пей пиво.

При регулярном употреблении алкоголя (до 2–3 раз в месяц) устойчивость к действию алкоголя начинает возрастать. Это воспринимается в компании как признак особой «силы и крепости», отличающий лидера. Стиль жизни, принятый в «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается как естественный и нормальный. Нормой поведения считается употребление спиртных напитков в выходные дни, при встрече с друзьями и т.д. Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяется спектр поводов и мотивов пьянства: «пью для повышения настроения», чтобы «развеселиться», «приятно пить» и т.д. Употребление алкоголя становится, чуть ли не основным смыслом жизни. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного. Пьют для того, «чтобы отключиться», «забыть неприятности» и т.д.

Длительное потребление больших количеств алкоголя в сочетании с неправильным питанием может приводить к такому тяжелому поражению печени, как цирроз, а также к различным неврологическим нарушениям. Из-за нарушенной координации движений пьяницы чаще попадают в аварии. Потерей контроля над мышечными функциями и появлением галлюцинаций характеризуется белая горячка – состояние, развивающееся только у лиц с алкогольной зависимостью.

Лечение алкогольной зависимости осуществляется комплексно, по трем направлениям:
- наркологическое - устраняет потребность организма в поступлении алкоголя извне.
-   терапевтическое - убирает негативное последствие алкоголизации, прежде всего для печени, нервной, сердечно-сосудистой и других систем.
-   психотерапевтическое - переориентация человека на трезвый образ жизни, социальная реабилитация, поддержка и наблюдение в стрессовых ситуациях.


Критерии эффективности здорового образа жизни

Основными периодами становления личности будущего специалиста являются лекции и семинары, лабораторные и практические занятия, учебные и производственные практики, экзаменационные и зачетные сессии. Вся учебная деятельность рассчитана на 54-часовую учебную неделю, где есть аудиторные и внеаудиторные занятия, контрольные и самостоятельные работы. Поэтому от студентов требуется не только подготовленность и эрудиция, а ещё и высокая работоспособность, умение сосредотачиваться, наличие крепкого и стабильного здоровья, нацеленность и прямое использование своих резервов, навыков в области ЗОЖ при решении основных проблем и задач, возникающих в ходе формирования специалиста высшей квалификации. 

В связи с этим рекомендуется студентам:

      Приходить на занятия вполне отдохнувшими и бодрыми, в этом может помочь ежедневная утренняя зарядка;

      Проявлять активность во время учебных занятий, так как пассивное присутствие в аудитории ради «галочки» не поможет в продвижении к успеху; 

      Активно и рационально использовать время в перерывах между занятиями, так как движения могут стать лучшим источником восстановления и отдыхом. 

Алкоголь, курение, наркотики, сквернословие и безделье являются скрытыми и одновременно явными врагами на пути вашего профессионального роста. 

Главной задачей здорового образа жизни в несвободное от учёбы время является восстановление и оздоровление студента после учёбы. Питание, сон, личная гигиена, а, кроме того, ведение или посильная помощь в ведении домашнего или личного подсобного хозяйства, помощь в воспитании младших братьев и сестёр, уход за лицами преклонного возраста, энергия и время, потраченные на дорогу в ВУЗ и обратно, различные временные работы для пополнения бюджета и другие – это основные составляющие занятого вне учебной деятельностью студента. 

Внеучебная жизнедеятельность студента отличается большим разнообразием. В это время можно отчетливо увидеть, как проявляется восстановительно-оздоровительная, созидательно-преобразующая и развивающе-поддерживающая функции здорового образа жизни. Занятое время студента не должно быть бесконечным, поскольку основная цель заключается в том, чтобы в сжатые и разумные сроки проделать неотложные и жизненно важные задачи, а дальше у студента может остаться пара часов свободного времени, которые он может потратить по своему усмотрению. К примеру, он может их использовать для самообразования, культурного времяпрепровождения, для активной спортивно-физкультурной подзарядки своего организма, встреч с друзьями для общения, для активного отдыха и для многого другого.  

Свободное время – это время для самосотворения, самосозидания и самосовершенствования. И по тому, как человек тратит своё свободное время, можно судить о том, ведёт ли он здоровый образ жизни. 

Современные виды трудовой деятельности стали предполагать снижение физической составляющей в трудовой деятельности, и одновременный рост умственного труда. Из-за этого у работников умственного труда, к которым можно отнести и студентов, происходит двигательный застой и нехватка физической нагрузки. Вследствие чего происходит возникновение проблем гиподинамии, гипокинезии, адинамии и т.п. Поэтому для поддержания здорового образа жизни современному человеку и студентам, в том числе, жизненно важно часто и основательно прибегать к занятиям физической культурой и спортом.

Вывод: Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настроении, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; хорошую осанку и легкость походки.

 


Библиография

 

1.      Байер, К. Здоровый образ жизним / К. Байер и др.  – М., 1997. – 268 с.

2.      Билин, Г.Л. Основы валеологии / Г.Л. Билин, Л.В. Назарова. – С. Петербург, 1998. – 558 с.

3.       Виленский, М.Я. Основы здорового образа жизни студентов / М.Я Виленский. – М.,1995. – 216 с.

4.      Здоровье студентов / Под ред. Н.А. Агаджанян, Н.А. - М.: Россия, 1997. - 300 с.

5.      Куценкр, Г.И.  Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценкр, Ю.В. Новиков. – М., 1992. – 223 с.

6.      Энгельман, И.М. Человек и здоровье/ И.М. Энгельман. – М., 1986. – 127 с.

10

 



Информация о работе Здоровый образ жизни