Здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:35, реферат

Краткое описание

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………..3
1. Здоровый образ жизни: определение феномена ………4
2. Здоровый образ жизни и физическая культура ………..8
3. Социологические аспекты взаимосвязи «физическая культура — здоровый образ жизни» ………………………….12
1.1.2. Свободное время и физическая культура ………………..14
зАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………19
БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 34.29 Кб (Скачать файл)

(В.У. Агеевец, А.М. Алексеев  и др.), поскольку занятия ими  развивают, совершенствуют многие  важные социальные и биологические  качества людей, оказывают прогрессивное  влияние на формирование и  гармоническое развитие и воспитание  человека (П.А. Виноградов, В.М. Ныдрин, А.П. Душанин, К.А.

 Кулинкович, Л.П. Матвее».  О.А. Милыптейн,. Н.И. Пономарев,  В.А. Пономарчук,

 В.И. Столяров, 13.И. Старшинов,  П.С. Стеновой и др.). Это учитывается  обществом при планировании и  осуществлении затрат свободного  времени общества в целом и  отдельными людьми, поскольку свободное  время должно использоваться  рационально и эффективно с  точки зрения интересов общества  в целом. В свою очередь,  каждый человек должен получить  в сфере свободного времени  максимум реально возможного  в конкретных условиях и обстоятельствах  для своего всестороннего и  гармоничного развития, постоянного  совершенствования личности.

 

 Анализ отношения разных  групп населения к ФКС Показал,  что 7—18 % взрослого населения  участвовали в каких-либо физкультурно-оздоровительных  и спортивных мероприятиях, организованных  в производственных коллективах,  и

23—29 % занимались физической  культурой самостоятельно, по месту  жительства и отдыха.

 

 По данным исследований  «Правда-77», «Советская Россия-81»,  «Советский спорт-83—84» (П.А. Виноградов  и др.), из 1796 обследованных соответственно

(данные первого, второго  и третьего исследований) среди  мужчин и женщин: занимались ФКС  самостоятельно (%) 30.0 и 1.5.6; 49,1 и 38.3; 47,9 и 39,4; в группах ОФП, здоровья  — 1,8 и 2,0; 10,6 и 6,3; 10,8 и 9,8. Эти  данные корреспондируют с многочисленными  материалами других исследований  и свидетельствуют о том, что  ФКС среди трудящихся развиты  еще недостаточно.

 

 В монографии «Физическая  культура и здоровый образ  жизни» приведены многочисленные  данные социологических исследований, которые показывают реалистическую, но безрадостную картину масштабов  физкультурно- оздоровительного движения, использования свободного времени  для занятий ФКС и развития  ЗОЖ. Выяснилось, что учащиеся 9—10-х  классов, особенно девушки, затрачивали  на занятия ФКС не более  1—5 % свободного времени (1983). Среди  восьмиклассников в Красноярском  крае постоянно занимались ФКС  40,3 %, от случая к случаю —  35,3, совсем не занимались —  24,4 %. У десятиклассников эти показатели  выглядели так: постоянно занимались  — 39,9 %, от случая к случаю  — 41,2, совсем не занимались  — 18,9 %. Оздоровительным бегом,  велосипедными прогулками, катанием  на коньках не занимались около  80 % школьников. Зимой 59,3 % юношей  и 55,4 % девушек выходили на лыжню  от 1 до

5 раз, а 69,9 % юношей и  93,5 % девушек вообще не катались  на коньках.

 Всего 30 % школьников  были привлечены к внеурочным  формам занятий физическими упражнениями, а остальные 70 % посещали только  уроки физической культуры (1986). Среди  студентов вузов регулярно занимались  в спортивных секциях и участвовали  в внутривузовских соревнованиях 21,8 % студентов, вообще же не занимались ФКС — 67,2 % (Л.Я.Рубин, 1981). Исследования Л.И.

 Лубышевой (1988) в четырех  пузах Западной Сибири выявили,  что лишь 10 % студентов систематически  использовали средства физической  культуры в свободное время.  В.А.Бауэром (1987) установлено, что  ФКС являются реальным компонентом  образа жизни только для 25 % студентов и для 12 % учителей  школ.

 

 В 1987—1988 годах при  опросе более 500 врачей и медицинского  персонала учреждений здравоохранения  Ленинского района Москвы выяснилось, что 35% из них совсем не занимались  ФКС и лишь около 5% занимались  в спортивных секциях и группах  ОФП, ГТП, здоровья (П.Д.Виноградов).

 

 Наиболее объективным  показателем развития ФКС является  время, затрачиваемое на занятия  физическими упражнениями, и для  взрослых оптимальные временные  режимы в недельном объеме  колеблются от 6 до 10 часов

(П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, Л.Н. Ни-фонтова, Ю.В. Окуньков. 1973).

 

 Опрос же показал,  что 86 % занимающихся физической  культурой не выходят на оптимальные  режимы занятий. Среди рабочих  занимались в неделю 6

 — 8 часов 6,3 %; среди  работников сферы обслуживания  — 8; среди ИТР — 8,7; среди  интеллигенции — 10,7; среди пенсионеров  — 4; среди учеников 9 — 10-х классов  — 6 %.

 

 В 80-х годах все  более широкое распространение  получили самостоятельные индивидуальные  и групповые физкультурно-оздоровительные  занятия. Все больше людей ориентировались  не на традиционные тренировки  в спортивных секциях или на  подготовку к сдаче нормативов  комплекса ГТО. а на либерализованные  занятия по интересам, увлечениям, пристрастиям, организованные вблизи  места жительства или в зонах  отдыха, в парках, на пляжах.

 

 Особенности отношения  людей к занятиям физической  культурой и спортом в современных  условиях явились предметом специального  исследования

(В.А.Астахов), поскольку в  последние годы произошли значительные  изменения в социально-экономической  структуре общества, что не могло  не отразиться на состоянии  массовой физкультурно-оздоровительной  работы. С целью изучения общественного  мнения по вопросам ФКС в  период социально-экономических  реформ 1986 — 1992 годов был проведен  анкетный опрос лиц, самостоятельно  занимающихся в местах массового  отдыха населения, и сравнительный  анализ с данных опросов, проводимых  в 1980 — 1985 годах. Опрос был  проведен в два этапа — в  1990 году (2-й период) и в 1993 году (3-й период), причем последний  проведен дифференцированно среди  лиц, живущих вблизи и далеко  от зон массового отдыха.

 

 Всего было опрошено 594 человека, из них во втором  периоде — 374, в третьем —  220 человек. По профессии респонденты  распределялись следующим образом:  работники физического труда  составляли 140 человек (20,3 %), работники  умственного труда — 464 (79,7 %). Из  общего количества опрошенных  женщин было 364, мужчин — 230.

 

 Сравнительный анализ  данных всех трех периодов  показал, что количество лиц,  систематически занимающихся ФКС,  за период 1986—1991 годов уменьшилось  почти в 1,2 раза. При этом снижение  более заметно (почти в 1,5 раза) среди лиц умственного труда  (18,5% против 28,44 %).

 

 Во втором периоде  обследования отмечалось заметное  увеличение числа лиц, совсем  не занимающихся ФКС, 39,4 % против 34,9 % в первом периоде обследования.

 

 Несколько иная картина  наблюдалась в третьем периоде  обследования: наибольшее количество  систематически занимающихся ФК  отмечалось в возрастной группе 19—25 лет, затем количество занимающихся  резко снизилось

(с 33 % до 9 % и 11 % в возрастных  группах 26—30 лет и 31—40 лет  соответственно). Количество занимаюшихся  вновь повышается в возрастной  группе 41—50 лет (21 %).

 

 В старших возрастных  группах число систематически  занимающихся снизилось до 1 %.

 

 Среди совсем не  занимающихся ФК наибольший процент  составляли лица в возрастных  группах 18—25 лет. 31—40 лет и старше 60 лет во втором периоде обследования  и в возрастных группах 31—40 лет и 41—50 в третьем периоде  обследования.

 

 Во втором периоде  обследования уменьшилось количество  лиц, систематически занимающихся  ФК, имеющих высшее образование  (20 % против

28,8 % в предыдущие годы). Однако этот показатель возрос  почти в два раза в третьем  периоде обследования (59 % против 28,8 % первого периода).

 

 Интерес к занятиям  ФКС в большей степени проявлен  у лиц, имеюших детей, 58,8 % и  25,4 % бездетных.

 

 Возрос интерес к  самостоятельным занятиям физическими  упражнениями и спортом на  свежем воздухе и в спортивных  секциях, особенно у лиц, живущих  вблизи зон отдыха.

 

 За период социально-экономических  реформ изменились и формы  проведения активного отдыха. Так,  в последние годы посещаемость  парков культуры и отдыха увеличилась  в 1,5 раза (44,5 % против 25.6 % в первом  периоде), пляжей — в 1,1 раза (43,6 % против 38,4 % в первом периоде). В  то же время резко уменьшилось  количество лиц. посещающих водноспортивные  базы, — почти в 3,7 раза во  втором периоде и в 3,3 раза  — в третьем периоде обследования.

 

 Это до некоторой  степени можно объяснить понижением  жизненного уровня трудящихся, особенно  в первые годы социально-экономических  реформ.

 

 В числе основных  причин прекращения занятий в  период социально- экономических  реформ было, по мнению большинства  респондентов, отсутствие времени,  большая занятость домашними  делами и уходом за детьми, плохое состояние здоровья и  отсутствие спортивной одежды  и обуви. В последние полтора  — два года существенно изменилось  отношение широких слоев населения  к занятиям спортом. Систематические  учебно-тренировочные занятия существенно  сокращены (до 2—4 раз) многими  любителями спорта. Все возрастающую  популярность получили самодеятельные  групповые и индивидуальные физкультурно-оздоровительные  занятия по месту жительства  и отдыха. Этот период в отношении  городского населения к физической  культуре и спорту можно оценивать  как современную тенденцию развития  и функционирования физкультурно-спортивного  движения.

 

 Увеличение свободного  времени, расширение досуга может  сопровождаться растущим распространением  пассивных форм деятельности, потреблением  материальных благи информации  и сокращением активной деятельности, в том числе занятий ФКС  при условии, если регуляция  досуга, свободного времени будет  осуществляться стихийно, самотеком.

 

 Важную социально-педагогическую  роль играет организующая и  регламентирующая деятельность  общества, в частности необходимая  стандартизация уклада быта, которая  в той или иной степени имела  место во все времена и в  различных социальных общностях.

 

 Прогрессивная стандартизация  бытового уклада означает выбор  и активное потребление полезных  и ценных для развития и  совершенствования человека и  общества благ и оптимальную  структуру затрат добровольно  расходуемого времени.

 

 Она отвергает бесполезные,  бесцельные и вредные для гармоничного  развития человека виды досуга, наполняя его полезным и приятным  содержанием в соответствующих  гуманистическому назначению этой  деятельности привлекательных формах.

 

 Включение и использование  средств ФКС в свободном времени  зависит от сложившихся или  создаваемых заново бытового  режима, повседневного быта семьи,  обычного распределения затрат  времени на различные виды  деятельности.

 

 При этом определяющее  влияние оказывают экономические  условия семьи, существующие в  ней и преобладающие ценностные  ориентации и социально- психологические  отношения, а также интенсивность  и эффективность воздействия  внешних стимулов, формирующих социальное  поведение членов семьи.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Таким образом, в  общественном сознании прочно  утверждается мнение, что физическая  культура общества в целом  и каждого человека в отдельности  представляет собою базовое условие  формирования и осуществления  здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, —  не только основа хорошего  самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению  нации, к решению многих социальных  проблем современной России.

 

 БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Виноградов П.А., Душанин  А.П., Жолдак В.И. Основы физической  культуры и здорового образа  жизни. Москва., 1996.

 

2. Виноградов П.А., Физическая  культура и здоровый образ  жизни.

 

 Москва., 1990.

 

3. Визитей Н.Н., Образ жизни.  Спорт. Личность. Кишинев.,1980.

 

4. Воложин А.И., Субботин  Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью.

 

 Москва.,1987.

 

5. Жолдак В.И. Социология  физической культуры и спорта. Кн. I.

 

 Москва.,1992.


Информация о работе Здоровый образ жизни