Здоровый образ жизни студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:30, реферат

Краткое описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Содержание

Введение
Понятие “Здоровье” и его составляющие.
Функциональные резервы организма. От чего зависит здоровье.
Составляющие здорового образа жизни студента.
Психологическая саморегуляция
Физическое самовоспитание
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

здоровый образ жизни студнта.docx

— 47.93 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Воронежский филиал 

Факультет экономики и управления 

Кафедра физической культуры 

Учебная дисциплина:

Физическая  культура 

РЕФЕРАТ

Тема: Здоровый образ жизни студента 

Студентки 3 курса   группы 11ЭС-3

Корегдиевой Юлии Исматовны

(фамилия,  имя, отчество) 

ПРОВЕРИЛ:

к.п.н, Анохина И.А.

(степень,  фамилия, имя, отчество) 

Оценка

«____________________» 

Воронеж 2012

Содержание

Введение

  1. Понятие “Здоровье” и его составляющие.
  2. Функциональные резервы организма. От чего зависит здоровье.
  3. Составляющие здорового образа жизни студента.
  4. Психологическая саморегуляция
  5. Физическое самовоспитание

Заключение

Список  литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о то, что у  большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового  образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых  – сахарного диабета. Третьи не умеют  отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в  конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению  и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Здоровье - это  первая и важнейшая потребность  человека, определяющая способность  его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно  является важнейшей предпосылкой к  познанию окружающего мира, к самоутверждению  и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ  жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий  окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого. Человек  не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Особенно важным критерием является не только физическое, но и психологическое(нравственное) здоровье каждого человека, особенно студента, кому необходимо прикладывать все имеющиеся физические и умственные ресурсы для успешного освоения учебных программ. Ведь именно от общего состояния организма учащегося и формируется его успеваемость в пропорциональной мере.

Физическая  культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта - одно из важнейших слагаемых социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей. 

  1. Понятие “Здоровье” и его  составляющие.

Существует множество  трактовок понятия “здоровье”, смысл которого может изменяться в зависимости от профессиональной направленности и общих понятий составляющего. Одним из определений является тезис из Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

С физиологической  точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

  • индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский)
  • здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность
  • индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо)
  • здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни

Здоровье многогранное понятие, поэтому в его состав определения входят три составляющих: физическое, психологическое и нравственное(социальное) здоровье.

Физическое  здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное  здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически  здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и  духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, учёбы и стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Здоровый образ  жизни, по мнению ведущих медицинских  специалистов в сфере физической культуры — это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание. Должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипокинезии.

  1. Функциональные резервы организма. От чего зависит здоровье.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических  и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма  повышает резервы здоровья, создает  условия для творческого самовыражения  в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго  сохраняет молодость, продолжает созидательную  деятельность, не позволяет «душе  лениться». Академик Н. М. Амосов предложил  ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения  меры резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через  легкие проходит 5-9 литров воздуха в  минуту. Некоторые высоко тренированные  спортсмены могут произвольно в  течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Возьмем  сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое  в одну минуту. Предположим, что в  покое оно дает 4 литра в минуту, а при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит,  резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые  резервы почек, печени. Выявляются они  с помощью различных нагрузочных проб.

Тогда с этой точки зрения, здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при  сохранении качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить  на подсистемы:

  • Биохимические резервы (реакции обмена
  • Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов)
  • Психические резервы

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном  уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат  в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут  показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых  секунды. Предел возможностей здесь  упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и  расслабления мышц.

Разобравшись  с понятием и составляющими здоровья, мы можем выяснить от чего же всё- таки зависит здоровье человека. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

  • наследственность - 20%
  • окружающая среда - 20%
  • уровень медицинской помощи - 10%
  • образ жизни – 50%

В развернутом  варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

·  человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);

·  экологический  фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

·  социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

·  медицинский  фактор - 10%.

  1. Составляющие здорового образа жизни студента.

Здоровый образ  жизни включает в себя следующие  основные элементы: рациональный режим  труда и отдыха, искоренение вредных  привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Режим труда и отдыха

Рациональный  режим труда и отдыха - необходимый  элемент здорового образа жизни  любого человека. При правильном и  строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные  условия для работы и отдыха и  тем самым способствует укреплению здоровья.

Важно постоянно  помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов.

Залог успеха –  в планировании своего времени. Студент, который регулярно в течение 10 минут  планирует свой рабочий  день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше  справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого  часа никто и ничто не может  помешать. Таким образом,  студент  получает время – возможно, самое  важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно  на отдых, на самообразование, хобби  либо для внезапных или чрезвычайных дел.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.

Для вечерних занятий  надо выбирать спокойное место –  нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы  там не было громких разговоров и  других отвлекающих факторов. Организуй  такие условия и в комнате  общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Информация о работе Здоровый образ жизни студента