Здоровье и физическое воспитание детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 16:38, реферат

Краткое описание

1. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков.
2. Основные закономерности физического развития. Акселерация.
3. Показатели и методы оценки физического развития:
• метод сигмальных отклонений;
• регрессионный метод (по шкале регрессии);
• комплексная оценка физического развития;
• определение соответствия биологического возраста календарному.

Вложенные файлы: 1 файл

физра1.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Воронежский Государственный  Педагогический Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Здоровье и  физическое воспитание детей и подростков

 

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               Факультет: ФИиХО

                                                                      Специальность: Дизайн

                                                                 Группа: Графика(1)

                                           Курс:2

                                                                              Выполнил: Ляшенко Ирина

                                                                            Проверил: Лотоненко В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж

2013 

План реферата:

 

 

  1. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков.
  2. Основные закономерности физического развития. Акселерация.
  3. Показатели и методы оценки физического развития:
    • метод сигмальных отклонений;
    • регрессионный метод (по шкале регрессии);
    • комплексная оценка физического развития;
    • определение соответствия биологического возраста календарному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

Физическое  развитие и состояние здоровья детей  и подростков.

 

 Существует большое число определений понятия «здоровье», каждое из которых по-своему справедливо. По определению ВОЗ, «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Трактовка понятия общая и небесспорная. Что такое, например, душевное благополучие и как его оценивать? По мнению    Г. Н. Сердюковской, здоровье не состояние, а многомерный динамический признак, взаимосвязанный  со средой обитания (природной и социальной). Г. И. Царегородцев определяет здоровье как состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции. С этими оценками трудно не согласиться. Наиболее полная характеристика понятия принадлежит                    С. М. Громбаху, который предложил для оценки здоровья детей и подростков использовать, как минимум, четыре критерия:

    1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний.
    2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического и степень его гармоничности.
    3. Уровень функционирования основных систем организма.
    4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействием.

 

Эти критерии получили общее  признание и широко используются в практической работе лечебно-профилактических учреждений. При диспансеризации детей и подростков, в ходе систематических плановых медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых кабинетах с участием врачей-специалистов (окулист, отоларинголог, хирург, ортопед, невропатолог и д.р.), прежде всего обращается внимание на наличие хронических заболеваний. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием функциональных проб. О степени сопротивляемости организма судят по числу длительности острых заболеваний или обострений хронических болезней в предшествующем году.

 

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским  психоневрологом, степень физического  развития путем сравнения индивидуальных показателей со средними показателями физического развития для данного возраста, а степень его гармоничности - по оценочным таблицам (шкалам регрессии). Эффективность врачебных осмотров значительно возрастает при использовании так называемых скрининговых программ, позволяющих выявлять детей с морфо - функциональными изменениями или отклонениями от нормы.

 

Наиболее употребительными скрининг-тестами являются:

  • определение остроты зрения с помощью таблиц Головина-Сивцева;
  • диагностика нарушений опорного свода стопы по данным плантографии;
  • выявление при анкетировании и опросе начальных признаков наиболее распространенных заболеваний детей (психоневрологических заболеваний, нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, наличие аллергических реакций и д. р.)
  • оценка физического и нервно-психического развития; инструментально - визуальные тесты для выявления отклонений костно-мышечной системы;
  • тест «Характеристика менструальной функции девочек»;
  • тест для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и д. р.

Применение скрининг-программ в так называемые сенситивные («критические») периоды развития ребенка (6, 11, 15 лет), когда его организм оказывается  в неустойчивом состоянии и подвергается наиболее высокому риску развития пограничных  и патологических состояний, является приоритетным направлений донозологической диагностики.

 

 

                                                     

Акселерация роста  и развития.

 

Начиная с 30-х гг. прошлого столетия, с тех пор как в  практику медицинского обследования детей были введены антропометрические измерения, ученые всех стран стали замечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает у них в более раннем возрасте. Ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений получило название акселерации (от лат. ассеleration — ускорение).

Суть этого явления  заключается в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего. Тенденция ускорения развития у детей проявляется с самого раннего возраста. Ускорение темпов роста можно заметить уже на стадии внутриутробного развития. Длина тела новорожденных за последние 30—40 лет увеличилась на 1 см, несколько повысился их вес. Показатель нормального развития грудных детей — удвоение веса ребенка, которое ранее наступало к 5—6 месяцу, в настоящее время наблюдается на месяц раньше.

 В среднем на  год раньше молочные зубы у  детей сменяются постоянными.  Чем старше становятся дети, тем больше они отличаются по размерам тела от своих ровесников, живших 50—100 лет назад. В возрасте 12—16 лет эти различия достигают максимума. Особенно разительные изменения в физическом развитии произошли в группе детей подросткового возраста. За 80 лет 15-летние школьники стали выше на 20 см и прибавили в весе 16 кг. На 1 — 2 года раньше завершаются и процессы окостенения у подростков, вследствие чего прирост тела в длину прекращается в более раннем возрасте (у девушек  в 16-17 лет, у юношей в 18—19 лет, против 18—20 и более прежде).

  Наблюдения показывают, что 8-летний ребенок в наши  дни по уровню своего развития  соответствует 9-летнему, а 15-летний  подросток — 17-летнему юноше,  жившему в начале двадцатого  столетия.

    Необходимо  отметить, что за последнее столетие в развитии человека, помимо ускорения развития, произошли и другие изменения - увеличилась продолжительность жизни в целом и длительность репродуктивного периода, увеличились окончательные размеры тела, изменилась структура заболеваемости и д.р. Все эти изменения получили название секулярного тренда (secularis trend- вековая тенденция),  который включает в себя и акселерацию роста и развития подрастающего поколения.

 

Имеющиеся данные по физическому  развитию детей, живущих в различных районах нашей страны, свидетельствуют, что процесс акселерации у детей всех национальностей протекает примерно одинаково. Не отличается он заметно и в разных странах мира. В США и странах Европы длина тела детей 13—15 лет

увеличивается в среднем на 2,5 см за десятилетие.

 Существует большое  число гипотез, пытающихся объяснить  этот процесс с позиции улучшения  качества питания, усиленной витаминизации,  влияния электромагнитных колебаний,  космического излучения и др. Однако наиболее глубокой и  обоснованной является генетическая теория, которая, наряду с влиянием улучшения условий жизни, выдвигает в качестве причины акселерации генетические изменения, возникающие вследствие смешения различных расовых групп населения. Смешение рас наблюдается во всех странах, темпы же акселерации в различных странах в силу разных социальных и экологических условий отличаются.

 В последнее время  и отечественные, и зарубежные  специалисты сходятся во мнении, что темп акселерации повсеместно замедляется.

Обзор данных литературы свидетельствует о том, что наивысший пик акселерации в нашей стране отмечался в середине 70-х гг. прошлого столетия, затем (в 80-е гг.) наметилась отчетливая тенденция к стабилизации процесса ускорения роста и развития (стагнация) и постепенная смена его в отдельных регионах РФ и крупных промышленных городах децелерацией. Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН подтвердили, что в начале 90-х гг. XX в. завершились процессы акселерации у московских школьников, а по некоторым признакам они даже начали отставать от своих ровесников тридцатилетней давности.

Физическое развитие современных детей характеризуется  следующими особенностями: грациализацией телосложения (уменьшением всех широтных и обхватных размеров тела); дефицитом массы тела (за 20 лет частота определения возросла в 2 раза среди мальчиков и в 2,5 раза - среди девочек); снижением показателей роста (число низкорослых детей за 20 лет увеличилось почти в 3 раза); отставанием биологического возраста от календарного (главным образом у девочек- подростков).

Отмеченное замедление ростовых процессов, уменьшение размеров тела, замедление физиологического созревания детей могут рассматриваться  как ответная реакция детского организма  на ухудшение жизненных условий  экологическое неблагополучие.

 

Показатели  и методы оценки физического развития.

 

Одним из важнейших показателей  здоровья растущего организма является физическое развитие. Под физическим развитием ребенка понимается степень развития морфо-функциональных признаков, которые, с одной стороны, определяют запас его физических сил, а с другой стороны, являются критерием нормальности процесса роста и формирования организма ребенка в каждом конкретном возрасте. Физическое развитие подчиняется общебиологическим законам, а также действию социально-экономических, медико-биологических и экологических факторов.

Детский организм является наиболее чувствительным к воздействию  неблагоприятных факторов внешней  среды, что проявляется в виде нарушений физиологического течения процессов роста и развития. При этом установлено, что отклонения в сроках возрастного развития и дисгармоничность морфо-функционального состояния, как правило, сочетаются с изменениями в состоянии здоровья детей, и чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем более вероятность заболевания. В связи с этим оценка физического развития детей включается в качестве важного показателя в любую программу изучения состояния здоровья, от массовых профилактических осмотров детей и подростков до анализа отдельных патологических состояний. Существует балльная оценка состояния здоровья детей, в которой учтены группа здоровья и физическое развитие.

Изучение физического развития ведется комплексно по суммарным данным: соматометрическим, соматоскопическим и физиометрическим.

Оценка физического развития может осуществляться методом сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития; по шкалам регрессии; центильным методом; с помощью скрининг-тестов.

В последние годы широкое распространение в практике получил метод комплексной оценки физического развития, который предполагает не только определение морфо-функционального статуса (степени и гармоничности развития), но и установления уровня биологического развития детей.

Показателями биологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, число постоянных зубов («зубная зрелость») и др. В старшем школьном возрасте (пубертатном периоде), помимо указанных, определяют степень выражение вторичных половых признаков, сроки наступления первой менструации у девочек.

Достоверно  установлено, что дети и подростки, имеющие гармоничное, соответствующее  возрасту физическое развитие, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья, так как адаптационные возможности ребенка, устойчивость его к различным нагрузкам (физического и психического порядка) в данном случае оптимальны. Замедление или ускорение созревания, напротив, рассматривается как фактор риска возникновения различных заболеваний — у крайних вариантов развития обычно выявляются значимые различия по ряду нозологических форм.

При ускоренном темпе развития у детей часто  наблюдается снижение физической работоспособности, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин, гипертонические реакции.

Отставание  биологического возраста у детей  обычно сочетается со сниженными антропометрическими показателями, частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Информация о работе Здоровье и физическое воспитание детей и подростков