Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:59, реферат
Идеомоторные движения - телесные движения, которые совершаются человеком не осознанно, а, например, через представление их. Про идеомоторные движения говорят - "тело странно реагирует".
Это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка.
Уральский государственный колледж имени
И.И. Ползунова
Преподаватель_________________
Екатеринбург 2013г.
Идеомоторные движения - телесные движения, которые совершаются человеком не осознанно, а, например, через представление их. Про идеомоторные движения говорят - "тело странно реагирует".
Идеомоторная тренировка (ИТ)
Это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка.
Освоив идеомоторную тренировку, Вы:
Сам термин состоит
из двух частей: "идео" (мысленный)
и "моторика" (движение), то есть дословно
- "мысленное движение". Идеомоторика
является фундаментальным
Каждое наше движение имеет свое представление в сознании и любому движению предшествует создание его мысленного образа, результатом чего являются сигналы к конкретным мышцам нашего тела. При этом выполняется довольно сложный алгоритм анализа текущего состояния и внешних условий, но если движение повторяется часто и в типичных условиях, то наша нервная система сокращает эту процедуру до минимума: "мысленный образ движения" - "комплект сигналов к мышцам". Мысленный образ, при котором сигналы к мышцам идут даже в том случае, если мы не планируем выполнять движение, а только думаем о нем, называется идеомоторным образом действия. И если контроль мышечной активности недостаточно высок (или сознательно ослаблен), эти сигналы могут вызвать различные движения, т.е. произвести идеомоторный акт. Синонимом идеомоторного образа движения является понятие "динамический стереотип", который отражает интеграцию условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий и достигается многократным предъявлением раздражителей.
Автоматизация движения приводит к тому, что фокус внимания при выполнении освоенного упражнения смещается в блок переработки информации с целью создания (а часто просто выбора из имеющихся вариантов) адекватной команды мышцам, дальнейшее выполнение которой уже автоматизировано и практически предсказуемо мозгом. Так происходит формирование идеомоторного образа движения, появление которого в сознании генерирует комплекс сигналов к мышцам. Если нет необходимости выполнения движения, то нервная система снижает интенсивность сигнала до уровня, который не вызывает сокращение мышц, то есть тормозится выполнение движения. Но сигналы от идеомоторного образа воспринимаются и могут осознаваться: каждый, наверное, может вспомнить "мышечный трепет" перед движением, результат которого личностно значим.
Двигательные
автоматизмы - это хорошо изученные
движения, которые выполняются с
минимумом сознательного участи
Для рефлекса характерно выполнение последовательности движений в ответ на стимул (само слово "рефлекс" означает "отражение"), тогда как автоматизм ориентирован на конечный результат. Рефлекторное движение прекращается с исчезновением стимула, а автоматическое может повторяться до достижения определенной цели или до осознания бессмысленности продолжения. Так, например, задумавшись, мы застегиваем одежду, практически не осознавая выполняемые движения, или продолжаем дергать ручку обычно открытой двери до тех пор, пока не сообразим, что сейчас она все-таки заперта.
Автоматизированные
движения часто входят в состав целостных
актов поведения и в
Автоматизированное
действие, несмотря на его "свернутость"
в нашем мысленном
Нередко возникает ситуация, когда появление только первых признаков изменения ситуации является "пусковым" механизмом сложного ответного действия. Именно так происходит движение при антиципации, в частности, при реакции на движущийся объект (РДО), когда к мышцам заранее отправляется комплекс команд, чтобы в нужный момент было выполнено нужное действие. В обычной жизни немало примеров антиципации, а, следовательно, и идеомоторики, можно найти в управлении транспортом: от самоката до космического корабля. Так, например, при езде на велосипеде мы должны смотреть не на колесо, а на 5-7 метров вперед, и сам процесс обучения езде сводится к формированию механизма предвидения поворота и компенсации потери равновесия. Да и в управлении собственным телом мы активно используем основанную на идеомоторике установку - замедляем шаг на скользких участках дороги, разбегаемся для прыжка, расставляем руки для балансировки и т.п.
Произвольное и непроизвольное оперирование мысленными образами, в том числе и идеомоторными, приводит к изменению нашего психического состояния. Окружающие объекты, "дорисованные" нашим воображением, увиденная ситуация с ретроспективно восстановленной последовательностью событий, планы на будущее с анализом возможных вариантов - все это может активировать идеомоторные механизмы нашей психики. Нюансы настроения передаются через идеомоторику в двигательную сферу, и возникает "летящая" походка, "груз" неудачи, "дрожь" воспоминания. Для различных состояний у нас имеются свои двигательные программы, которые активируются при появлении образа в сознании.
У различных людей существует разная способность к идеомоторной тренировке, которая обусловлена, на наш взгляд, особенностями нервной системы. Мысленное выполнение движений может проводиться в различных положениях, под внешнее речевое или музыкальное сопровождение, с открытыми или закрытыми глазами. Конкретные особенности и методика проведения идеомоторной тренировки определяется поставленными задачами, имеющимися условиями, опытом работы как ведущего, так и занимающегося и другими факторами.
В отдельных видах человеческой деятельности от исполнителя требуется выполнение действий, которые еще ему не знакомы. В работе актера, педагога, дипломата и т.д. нужна способность к перевоплощению в новые роли, и от достоверности исполнения новых действий зависит общий результат деятельности. В системе актерского мастерства К.С. Станиславского (1863 - 1938) ведущее значение отводится идеомоторике как умению создавать в сознании нужный образ и воплощать его в движениях. С помощью идеомоторного механизма актер может передать такие нюансы позы или движения, которые обычно остаются вне фокуса внимания, но в совокупности повышают достоверность исполняемой роли. История театра знает немало случаев, когда при хорошем "вхождении" в образ роль сама идеомоторно "вела" актера, иногда приводя к отступлению от сценария.
Таким образом, идеомоторика
является универсальным
Мы динамично реагируем
на события внешнего и внутреннего
мира, и, наверное, каждый может вспомнить
ситуации, когда текущее психическое
состояние существенно
Во всем мире активно изучаются особенности работы психики в измененном состоянии сознания, и есть много интересных работ и целых научных направлений в этой области. Идеомоторика является одним из проявлений таких состояний. Возникающие в сознании образы идеомоторно могут вызывать самые разнообразные движения. Как правило, эти движения носят символический характер, т.е. не выполняются полностью, а только "обозначаются" - покачиванием частями тела, напряжением мышц, движениями глазного яблока и т.п. Нередко такие движения не осознаются и не вспоминаются после, что у окружающих людей может вызвать мысль об одержимости. Конечно, идеомоторный акт, который осуществляется на бессознательном уровне, можно интерпретировать как своеобразную "одержимость подсознанием", но тогда в эту же категорию следует отнести наши сновидения, рефлексы и т.п.
Обычно написание текста происходит в такой последовательности: мы осознаем идею-образ, формулируем ее мысленно в словах и выводим наружу в форме речи или письма. Фаза мысленной формулировки может не осознаваться, и тогда создается впечатление прямого переноса идеи в текст. Такое состояние, в частности, достигается поэтами в момент вдохновения - рука словно сама пишет слова раньше, чем происходит их сознательное осмысление.
Объяснением этому явлению может служить идеомоторный акт, возникающий в период вербализации смыслового образа, то есть когда мысль, идея переводится в словесную форму. Но существует и другое явление, связанное с бессознательным написанием осмысленного текста и тоже известное давно - идеомоторное или, иначе, автоматическое письмо, которое имеет явный эзотерический оттенок. В результате научных исследований было сформулировано заключение, что "автоматическое письмо" представляет собой возникший в особых состояниях сознания доступ к бессознательному. В последствии "автоматическое письмо", наряду с другими аналогичными явлениями ("автоматический рисунок", "автоматическое музицирование"), стало использоваться как средство самовыражения в искусстве. Идеомоторному рисованию - созданию рисунков в состоянии транса, посвящено одно из наших исследований, которое уже несколько лет продолжается в сотрудничестве с представителями России, Нидерландов, Польши, Англии и других стран.
Мысленные представления могут быть "зрительными". В этом случае человек видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Надо хорошо уяснить, что такие "зрительные" представления обладают очень малым тренировочным действием. Ведь в этом случае импульсы, рожденные в головном мозгу, почти не передаются на мышцы, которые должны выполнять задуманное движение. Поэтому работа идет как бы вхолостую, не возникает достаточной активности в соответствующих мышцах. В этом можно убедиться и на опыте с висящим грузом. Мысленно представьте себя как бы в "зеркале", "посмотрите" на себя со стороны и попытайтесь, глядя на тот, "зеркальный", висящий сбоку груз, представить, что он раскачивается, - получится намного хуже.
Рассогласованность между программирующим органом - головным мозгом и исполняющим аппаратом - мышцами и суставами особенно хорошо заметна во время наблюдении за обнаженным телом неподвижно сидящего или лежащего с закрытыми глазами человека. В тех случаях, когда он мыслит идеомоторно, "пропускает" представления о движении "через себя", в его мышцах довольно отчетливо видны микросокращения и микрорасслабления. Если же представления имеют чисто зрительный характер, то никаких микродвижений в мышцах не возникает, хотя человеку кажется, что он "пропускает" мысленные представления через свой организм. Следовательно, наблюдая за мышцами человека во время идеомоторной тренировки, можно легко выяснить, насколько его мысленные представления о том или ином техническом элементе достигают цели.