Изменение отдельных систем организма под воздействием физических упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:49, реферат

Краткое описание

Основное средство физической культуры — физические упражнения.
Существует физиологическая классификация упражнении, в которой вся
многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы
упражнении по физиологическим признакам.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и
приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как
средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями
(температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода,
углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем
совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к
перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических
веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

Вложенные файлы: 1 файл

Средства физической культуры0.docx

— 41.97 Кб (Скачать файл)

                         Самарский  Государственный Университет

                                            Кафедра физподготовки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Тема: « Изменение отдельных систем организма под

                                 воздействием физических упражнений»

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

                                                                                           Выполнила: студентка 

                                                                                       Юридического факультета

                                                                                           2 курса, гр.№ 09204

                                                                                         Александрова Алёна

 

 

 

                                                                                           Принял: Названов Н.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Самара. 2010 год.

 

            Средства  физической  культуры,   обеспечивающие   устойчивость   к

                            умственной и физической работоспособности

 

       Основное средство  физической  культуры  — физические  упражнения.

Существует  физиологическая  классификация   упражнении,   в   которой   вся

многообразная  мышечная   деятельность   объединена   в   отдельные   группы

упражнении по физиологическим признакам.

Устойчивость организма  к неблагоприятным факторам зависит  от  врожденных  и

приобретенных свойств. Она  весьма  подвижна  и  поддается  тренировке  как

средствами мышечных  нагрузок,  так  и  различными  внешними  воздействиями

(температурными   колебаниями,   недостатком   или   избытком    кислорода,

углекислого газа). Отмечено,  например,  что  физическая  тренировка  путем

совершенствования  физиологических  механизмов  повышает   устойчивость   к

перегреванию,  переохлаждению,  гипоксии,  действию  некоторых  токсических

веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

 У  людей,  которые   систематически  и   активно   занимаются   физическими

упражнениями,   повышается   психическая,   умственная   и    эмоциональная

устойчивость  при  выполнении   напряженной   умственной   или   физической

деятельности.

  К числу основных  физических (или  двигательных)  качеств,  обеспечивающих

высокий  уровень  физической  работоспособности  человека,   относят   силу,

быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных  соотношениях  в

зависимости от условий выполнения той или  иной  двигательной  деятельности,

ее характера, специфики,  продолжительности,  мощности  и  интенсивности.  К

названным  физическим  качествам  следует  добавить  гибкость  и   ловкость,

которые  во  многом  определяют  успешность   выполнения   некоторых   видов

физических упражнений. Многообразие и специфичность  воздействия    упражнений

на  организм  человека  можно  понять,   ознакомившись   с   физиологической

классификацией   физических   упражнений   (с   точки   зрения    спортивных

физиологов).   В   основу   ее   положены    определенные    физиологические

классификационные   признаки,   которые   присущи   всем   видам    мышечной

деятельности, входящим в  конкретную  группу.  Так,  по  характеру  мышечных

сокращений работа мышц может  носить статический или  динамический  характер.

Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения  тела или  его

звеньев  характеризуется  как  статическая  работа   (статическое   усилие).

Статическими усилиями характеризуется  поддержание разнообразных поз  тела,  а

усилия мышц при динамической работе связаны с  перемещениями  тела  или  его

звеньев в пространстве.

  Значительная группа  физических упражнений выполняется  в строго  постоянных

(стандартных)  условиях  как на  тренировках,  так и   на   соревнованиях;

двигательные акты при  этом производятся в  определенной  последовательности.

В  рамках  определенной  стандартности  движений  и  условий  их  выполнения

совершенствуется  выполнение  конкретных  движений   с   проявлением   силы,

быстроты, выносливости, высокой  координации при их выполнении.

Есть также большая  группа  физических  упражнений,  особенность  которых  в

нестандартности, непостоянстве  условий их выполнения в меняющейся  ситуации,

требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства,  спортивные  игры).

Две большие группы физических упражнений, связанные  со  стандартностью  или

нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения  (движения)

циклического характера  (ходьба,  бег,  плавание,  гребля,  передвижения  на

коньках, лыжах, велосипеде и т.п.)  и  упражнения  ациклического  характера

(упражнения без  обязательной  слитной  повторяемости  определенных  циклов,

имеющих четко выраженные начало  и завершение  движения:  прыжки,  метания,

гимнастические и акробатические элементы, поднимание  тяжестей).  Общее  для

движений циклического характера  состоит в  том,  что  все  они  представляют

работу постоянной и  переменной  мощности  с  различной  продолжительностью.

Многообразный  характер  движений  не  всегда  позволяет  точно   определить

мощность выполненной  работы  (т.е.  количество  работы  в  единиц  времени,

связанное с силой мышечных сокращений, их частотой и амплитудой),  в таких

случаях используется термин  «интенсивность».  Предельная  продолжительность

работы  зависит  от  ее  мощности,  интенсивности  и  объема,   а   характер

выполнения работы связан с процессом утомления в организме.  Если  мощность

работы велика,  то  длительность  ее  мала  вследствие  быстро  наступающего

утомления,  и  наоборот.  При  работе  циклического   характера   спортивные

физиологи различают зону максимальной мощности ,субмаксимальной и умеренной

 Особенности функциональных  сдвигов  организма  при   выполнении  различных

видов циклической работы в различных зонах  мощности  определяет  спортивный

результат.

  Снижение мощности  и увеличение продолжительности  работы  связано  с  тем,

что  помимо  анаэробных  реакций  энергообеспечения  мышечной   деятельности

разворачиваются  также   и   процессы   аэробного   энергообразования.   Это

увеличивает  (вплоть  до  полного  удовлетворения  потребности)  поступление

кислорода к работающим мышцам. При длительной (иногда  многочасовой)  работе

умеренной  мощности  углеводные  запасы  организма  (гликоген)   значительно

уменьшаются,  что  приводит  к  снижению   содержания   глюкозы   в   крови,

отрицательно сказываясь на  деятельности  нервных  центров,  мышц  и  других

работающих  органов.  Чтобы  восполнить  израсходованные  углеводные  запасы

организма в  процессе  длительных  забегов  и  проплывов,  предусматривается

специальное питание растворами сахара, глюкозы, соками.

   К  средствам  физической  культуры   относятся   не   только   физические

упражнения, но и оздоровительные  силы  природы  (солнце,  воздух  и  вода),

гигиенические факторы (режим  труда, сна. питания, санитар  но  гигиенические

 условия).    Использование    оздоровительных    сил  природы   способствует

укреплению и активизации  защитных сил организма, стимулирует  обмен  веществ

и деятельность физиологических  систем и отдельных  органов.  Чтобы  повысить

уровень физической н  умственной  работоспособности,  необходимо  бывать  на

свежем воздухе,  отказаться  от  вредных  привычек,  проявлять  двигательную

активность, заниматься  закаливанием.  Систематические  занятия  физическими

упражнениями в условиях напряженной  учебной  деятельности  снимают  нервно-

психические напряжения, а  систематическая  мышечная  деятельность  повышает

психическую,  умственную  и   эмоциональную   устойчивость   организма   при

напряженной учебной работе.

4. Физиологические механизмы  и закономерности

        совершенствования   отдельных  систем  организма   под   воздействием

        направленной  физической тренировки

 

                    Роль упражнений и функциональные показатели

       тренированности организма в покое,  при  выполнении  стандартной  и

                                    предельно напряженной работы

Формирование и совершенствование  различных морфофизиологических  функций  и  организма в целом зависят от их способности  к  дальнейшему  развитию,  что

имеет во многом генетическую  (врожденную)  основу  и особенно  важно  для

достижения как оптимальных, так и  максимальных  показателей  физической  и

умственной работоспособности. При этом следует  знать,  что  способность  к

выполнению  физической  работы  может   возрастать   многократно,   но   до

определенных пределов, тогда  как  умственная  деятельность  фактически  не

имеет ограничений в своем  развитии. Каждый организм обладает  определенными

резервными возможностями. Систематическая мышечная  деятельность  позволяет

путем совершенствования  физиологических функций мобилизовать те резервы,  о

существовании которых можно даже не догадываются. Причем  адаптированный  к

нагрузкам организм обладает гораздо большими резервами,  более экономно  и

полно может их использовать. Организм с более высокими морфофункциональными

показателями   физиологических   систем   и   генов   обладает   повышенной

способностью   выполнять   более   значительные   по   мощности,    объему,

интенсивности  и   продолжительности   физические   нагрузки.   Особенности

морфофункционального состояния  разных  систем  организма,  формирующиеся  в

результате  двигательной    деятельности,     называют     физиологическими

показателями тренированности.

  Основное средство  физической культуры в процессе  двигательной  тренировки

это физические упражнения.

Важная задача  упражнения  —  сохранить  здоровье  и  работоспособность  на

оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов. В ходе

упражнения   совершенствуются   высшая   нервная   деятельность,    функции

центральной  нервной,  нервно-мышечной,  сердечно-сосудистой,  дыхательной,

выделительной и других систем, обмен веществ и  энергии,  а  также  системы

нейрогуморального регулирования.

  Так, к числу показателей  тренированности в покое можно  отнести:

  1) изменения в состоянии  центральной нервной системы,

  2) изменения опорно-двигательного  аппарата

  3) изменения функции  органов дыхания ,состава крови и т.п.

  Тренированный организм  расходует, находясь в покое,  меньше  энергии,  чем

нетренированный.

  Тренировка накладывает  глубокий отпечаток на организм, вызывая в нем  как

морфологические, так физиологические  и биохимические перестройки.  Все  они

направлены на  обеспечение  высокой  активности  организма  при  выполнении

работы.

  Реакции  на  стандартные  (тестирующие)  нагрузки  у   тренированных   лиц

характеризуются следующими особенностями: 1)  все  показатели  деятельности

функциональных систем в  начале работы (в период обрабатывания)  оказываются

выше, чем у нетренированных; 2) в процессе работы  уровень физиологических

сдвигов менее высок; 3) период восстановления существенно короче.

  При одной и   той  же  работе  тренированные   спортсмены  расходуют  меньше

энергии,  чем  нетренированные.  У  первых  меньше  величина   кислородного

запроса, меньше размер кислородной  задолженности, но  относительно  большая

доля кислорода потребляется во время работы. Следовательно, одна  и  та  же

работа  происходит  у  тренированных  с  юношей  долей   участия   аэробных

процессов, а у нетренированных — аэробных. Вместе с тем во время одинаковой

работы у тренированных ниже, чем у нетренированных, показатели  потребления

кислорода, вентиляции легких, частоты дыхания.

Тренированный организм выполняет  стандартную  работу  более  экономно,  чем

нетренированный. Тренировка обусловливает такие приспособительные  изменения

в организме, которые вызывают экономизацию  всех  физиологических функций.

Одна и та же работа  по  мере  развития  тренированности  становится  менее

утомительной.  Для  нетренированного  стандартная работа  может оказаться

относительно трудной, выполняется им с напряжением, характерным для тяжелой

работы, и вызывает утомление, тогда как для тренированного та  же  нагрузка

будет относительно легкой,  потребует  меньшего  напряжения  и  не  вызовет

большого утомления.

  Эти   два   взаимосвязанных   результата   тренировки   —    возрастающая

экономичность  и  уменьшающаяся  утомительность  работы   —   отражают   ее

Информация о работе Изменение отдельных систем организма под воздействием физических упражнений