Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Большую часть потенциала российского общества первой половины XXI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность Российской Федерации. Изменения, произошедшие в политическом укладе страны, потребовали серьезных реформ в системе и содержании деятельности образовательных институтов, в том числе, а может быть и в первую очередь, для детей дошкольного возраста.

Содержание

1. Разработка методики освоения детьми физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры;
2. Формирование определенного мировоззрения, осознанного в рамках возрастных возможностей отношения ребенка к освоению физкультурных ценностей.
3. Заключение.
4. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 32.85 Кб (Скачать файл)

Анализ различных программ обучения и воспитания показывает убежденность их авторов в отсутствии феномена полового диморфизма в дошкольном периоде  онтогенеза человека. Об этом свидетельствует  идентичное для мальчиков и девочек  содержание всех разделов данных программ. Более того, по половому признаку не дифференцируются и нормативные  требования по физической и двигательной подготовленности.

Результаты наших исследований не дают оснований для безоговорочного  отрицания наличия полового диморфизма. По многим характеристикам физической и двигательной подготовленности, сформированности психических процессов, мотивированности к различным видам учебно-воспитательной деятельности различия между девочками и мальчиками не установлены. К таким показателям относятся: интегральные характеристики физической подготовленности и сформированности основных движений, значения темпов прироста отдельных физических качеств, абсолютные значения уровня развития и темпов прироста психических процессов, уровень мотивированности к занятиям физическими упражнениями в возрасте 3 и 4 лет.

Вместе с тем в ходе обследования детей выявлены различия между девочками  и мальчиками, например:

- необходимость применения различных  контрольных упражнений для оценки  одних и тех же физических  качеств;

- разный уровень взаимосвязи  между интегральными и суммарными  показателями физической подготовленности  и сформированности основных движений;

- разнообразные значения, характеризующие  одни и те же уровни развития  показателей физической и двигательной  подготовленности;

- различия в степени значимости  физических качеств для формирования основных движений;

- неодинаковые темпы прироста  физических и психических качеств  в возрастном диапазоне 3-6 лет;

- различия в структуре мотивации  к основным видам учебно-воспитательной  деятельности.

Следовательно, в контексте поставленной проблемы есть основания для сомнений.

Итак, еще одним возможным инновационным  направлением совершенствования физического  воспитания дошкольников, требующим  серьезных дополнительных исследований, является учет половых особенностей детей при разработке программно-нормативных  документов.

Реалии актуального состояния  здоровья, уровня физической и двигательной подготовленности детей значительно  отличаются от планируемых результатов, которые декларируются в программах обучения и воспитания и многочисленных нормативных документах, регламентирующих деятельность коллективов детских  дошкольных учреждений. В то же время  материальное, научно-методическое, информационное обеспечение физического воспитания дошкольников находится на довольно высоком уровне.

Практически все детские сады, построенные  за последние 10-15 лет, имеют нормальную физкультурную базу.

В настоящее время в распоряжении специалистов дошкольного воспитания имеется большой объем научно-методической литературы, содержащей самые современные  данные по многим волнующим их проблемам. Усилилось внимание научных работников к дошкольным проблемам, появились  многочисленные научные работы по этой тематике.

Нормально, в рамках сегодняшних  возможностей государства, функционирует  система детских поликлинических  отделений. Каждая семья достаточно свободно может получить в случае необходимости квалифицированную  консультационную или медицинскую  помощь.

И, наконец, несмотря на довольно значительное несоответствие в уровне жизни различных  слоев населения Российской Федерации, абсолютное большинство родителей  хотят и все делают в силу своих  возможностей для того, чтобы их дети росли здоровыми и физически  крепкими. Но тем не менее проблемы здоровья и физической подготовки детей дошкольного возраста не решаются. Поиски причин сложившейся ситуации необходимо, по-видимому, вести в сфере психологии мышления взрослых, работающих в системе дошкольного воспитания. Нет необходимости в скрупулезном анализе для выявления этих причин: многие из них лежат на поверхности. По-прежнему не во всех детских садах имеются ставки преподавателя физической культуры. Как правило, они вводятся в штатное расписание по желанию заведующего дошкольным учреждением. Данная категория специалистов обычно тарифицируется в соответствии с единой тарифной сеткой, ниже, чем воспитатели, имеющие такое же образование и стаж трудовой деятельности.

Требует серьезной коррекции система  обучения в средних специальных  учебных заведениях. Распространившаяся в последнее время тенденция  освоения студентами дополнительных специальностей имеет положительное значение. Но из шести педагогических колледжей  Краснодарского края только в одном  существует специализация “Руководитель  физического воспитания в ДДУ”, причем количество студентов, желающих ее получить, с каждым годом снижается.

И, наконец, у специалистов, работающих в детских дошкольных учреждениях, не сформирована потребность воплощения в реальной деятельности принципа приоритетности физкультурно-оздоровительной работы.

Таким образом, следующим направлением совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста является изменение ментальности современного российского общества на основе повышения престижности и государственного внимания к физкультурно-оздоровительным достижениям специалистов, работающих в ДДУ.

Заключение:

Предложенные инновационные направления совершенствования существующей системы физкультурного воспитания детей дошкольного возраста, естественно, не исчерпывают проблемы. Однако полученные экспериментальные данные свидетельствуют о возможности уже в настоящее время значительно повысить эффективность данного процесса.

Список литературы:

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: ФиС, 1988.

2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) //Теория и практика физической культуры. 1991, № 7.

3. Бальсевич В.К., Л.И. Лубышева. Сущность новой парадигмы здорового образа жизни и перспективы ее реализации //Материалы II Российской научно-методической конференции. Казань, 1992.

4. Бальсевич В.К., Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания //Теория и практика физической культуры. 1997, № 6.

5. Барабанов А.Г., Ю.К. Чернышенко. Научно-методические основы подготовки  специалистов по дошкольному  образованию: Учебн. пос. для вузов физ. культ. Краснодар, 1994.

6. Визитей Н.Н. Образ жизни, спорт, личность /Отв. ред. В.И. Столяров. – Кишинев: Штиинца, 1980.

7. Запорожец А.В. Значение ранних  периодов детства для формирования  детской личности //Хрестоматия по  возрастной психологии: Учебн. пос. для студ./Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. ельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

8. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М.: ГЦИФК, 1992.

9. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры. 1997, № 6.

 


Информация о работе Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста.