Использование здоровьесберегающих технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 23:22, диссертация

Краткое описание

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

zdorov-esberejnieizopyitarabotyi.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

 

   

МОУ СОШ № 7

п. Горьковский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование здоровьесберегающих технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Н.Ю. Соловьёва

 

 

 

 

 

 

   Использование  здоровьесберегающих технологий 

      Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

        Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В моей педагогической деятельности  это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий; через обучение педагогического коллектива; в работе с семьёй (родительский лекторий).

          Опыт  практической деятельности выявил  следующие пути решения проблемы  сохранения здоровья детей:

  1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)
  2. Активизации познавательной деятельности учащихся.
  3. Рациональная организация труда учеников и учителя.
  4. Создание комфортного психологического климата.
  5. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
  6. Чередование различных видов деятельности на уроке.
  7. Использование аудиовизуальных средств обучения.

Таким образом, в сфере моей деятельности  находятся все составляющие образовательных  здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Поэтому первое, на что я обращаю внимание, - это составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков использую ранговую шкалу трудности предметов .

         Важная  составная часть здоровьесберегающей  работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление.

        Функциональное  состояние школьников в процессе  учебной деятельности во многом  зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.

Для повышения умственной работоспособности  детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки провожу, учитывая специфику  предмета, зачастую с музыкальным  сопровождением, с элементами самомассажа  и другими средствами, помогающими  восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:

·         упражнения для формирования правильной  осанки;

·         упражнения для укрепления зрения;

·         упражнения для укрепления мышц кистей рук;

·         упражнения для укрепления «мышечного корсета»;

·         релаксационные упражнения для мимики  лица (И.В.Чупаха);

·         упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

·         упражнения для развития межполушарного взаимодействия             

 Обязательное условие эффективного  проведения физкультминуток –  положительный эмоциональный фон. 

Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников.  Здесь передо мной становится следующая задача: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.

Один из  способов расширения зрительно-двигательной активности, который я применяю –  проведение физкультминуток для  глаз с помощью расположенных  в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами.

В последние годы,   в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Образцы таких физкультминуток я создаю сама с помощью программы PowerPoint или пользуюсь материалами библиотеки Сети творческих учителей (http://www.it-n.ru/ Сообщество «ИКТ в начальной школе»).  Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.

Важным направлением здоровьесберегающей  деятельности учителя я считаю  работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.        

 Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1.  Привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни    

(проведение тематических родительских  собраний и конференций,  в    том числе и с приглашением медицинского работника; индивидуальные беседы,  приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по  организации закаливания в семье и т.д.).

2.    Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.

3.    Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

4.    Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (проекты «Мой режим дня» - семья Мельникова Виталия)

5.    Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Скажем вредным привычкам  «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).

6.    Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).

7.    Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).

        Убеждена, что необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер образовательного процесса. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими.  Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.

Огромную  роль  для здоровьясбережения играют и положительные эмоции, которые  получают дети  на уроке.

Большое внимание в своей работе я уделяю организации учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.

Психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается» самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре. Поэтому в системе образования более правильным является употребление понятия психологическое здоровье.

Используя здоровьесберегающие технологии, я могу с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение

·         направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;

·         опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);

·         приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;

·         достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.


Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий