Использование оздоровительной аэробики на утренней гимнастике с детьми старшего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 16:02, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время существуют многочисленные данные, свидетельствующие о наличии неутешительных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения. Медицинские обследования показывают, что уже в дошкольном возрасте около 28 % детей имеют различные патологии и отклонения в здоровье. Необходимость поиска эффективных путей оздоровления ребенка приобретает первостепенную социальную значимость, так как более 50% детского населения воспитывается в дошкольных образовательных учреждениях.
Содержание
1. Значение использования утренней гимнастики с элементами оздоровительной аэробики с детьми старшего дошкольного возраста 2. Классификация оздоровительной аэробики. 3. Характеристика физического развития детей старшего дошкольного возраста Список используемой литературы
Термин «физическое развитие»
понимается как динамический процесс
роста.
Физическое развитие — это
совокупность морфологических и функциональных
признаков в их взаимосвязи и зависимости
от окружающих условий, характеризующих
процесс созревания в каждый данный момент
времени.
Под физическим развитием понимается
не какое-либо статическое состояние ребенка,
а динамический процесс (увеличение длины
и массы тела, развитие отдельных частей
тела и др.) и биологическое его созревание
в том или ином периоде детства, поэтому
при определении основных параметров
физического развития в конкретный момент
правильнее говорить о «физическом состоянии».
Всемирная организация здравоохранения
определяет физическое развитие как один
из основополагающих критериев в комплексной
оценке состояния здоровья ребенка. Оценка физического
развития используется также для определения
группы здоровья ребенка, и значение ее
определяется рядом факторов.
Нарушение физического развития
может быть первым клинически выявленным
признаком заболеваний: хронических (эндокринной
и других систем), хромосомных и генетических,
что диктует необходимость углубленного
обследования любого ребенка на их наличие.
2. Отставание в физическом
развитии, в частности соотношения
массы и длины тела, может проявляться
в количественной и качественной
недостаточности питания, нарушениях
социально-гигиенического характера
в семье и должно привлекать
внимание врачей к особенностям
семьи ребенка.
3. Антропометрическое исследование
необходимо для установления
биологического возраста ребенка,
темпа его биологического созревания,
решения вопроса о возможности
обучения в школе с 6-летнего
возраста, рекомендуемых физических
нагрузок и занятий тем или
иным видом спорта.
Таблица 1
Рост, вес и их допустимые отклонения
у детей 6 лет
Возраст
Темп ребенка
Средний рост 9см)
Отклонение (см)
Средний вес (кг)
Отклонение (кг)
6
Б
124,2
2,3
27,2
2,2
С
118,7
2,2
21,7
1,8
М
113,2
2,4
16,2
2,2
Начать следует с точного определения
массы тела и роста ребенка. Измеряют массу
тела обязательно утром, после утренних
гигиенических процедур. В другие часы
дня неизбежны ошибки: прием пищи, воды
может заметно изменить вес ребенка. Рост
(или длина тела) менее изменчив на протяжении
суток, поэтому его можно определять в
течение всей первой половины дня. Измерения
нужно вводить как минимум 2 раза в год,
отмечая их естественный рост.
Каждый из нас, наверное, замечал
разницу в физическом развитии между одногодками:
одна девочка выше и полнее другой, один
мальчик среднего возраста, но крепко
«сбитый», а другой высокий, но худенький.
Вариантов телосложения и физических
качеств (сила, быстрота,
ловкость, гибкость, выносливость) множество.
Но при всех индивидуальных различиях
дети рассматриваемого возраста делятся
на три основных
типа по показателям веса и роста: большие
(Б), средние (С), маленькие (М), есть и два
переходных типа: средние большие (СБ)
и средние маленькие (СМ).
Наконец, для того чтобы облегчить
создание достоверного морфологического
портрета ребенка, даются усредненные
данные, так как строгого разграничения
по весу и росту девочек и мальчиков в
этом возрасте еще нет (таб. 1).
Медицинские работники, педагоги,
физиологи, говоря о возрасте ребенка,
кроме понятия «паспортный», пользуются
определениями «биологический» и «двигательный».
Они возникли в связи с тем, что дети одного
паспортного возраста нередко отличаются
по уровню физического развития. А биологический
и двигательный возрасты не всегда совпадают
с паспортным.
Биологический возраст ребенка
отражает морфологическую и физиологическую
зрелость отдельных органов, систем и
организма в целом. Значение его важно
для правильного определения работоспособности,
двигательных качеств, характера и уровня
приспособительных реакций на различные
нагрузки. Критериями биологического
возраста могут быть различные морфологические
и биохимические показатели. Чаще всего
пользуются так называемой зубной формулой.
Таблица 2
Возрастные нормативы постоянных
зубов (М±1Q)
Возраст
Количество зубов
Мальчики
Девочки
6
1-5
1-6
6,5
3-8
3-9
Представляется целесообразным
ввести еще одно «возрастное» понятие
— «двигательный возраст».
Этот термин сложился при проведении сравнительного
анализа результатов, показанных детьми
в выполнении физкультурно-спортивных
упражнений. Приведем пример. Результат
в беге на 10 м ребенка 6 лет, равный 3 с, означает,
что его двигательный возраст соответствует
паспортному. Если результат лучше, ребенок
опережает своих сверстников в физическом
развитии; его двигательный возраст и
соответственно способность к выполнению
спортивных упражнений более велики. Напротив,
если результат хуже, то двигательный
возраст ребенка отстает от паспортного,
а его физическое развитие следует считать
неудовлетворительным.
Достаточно точно определить
двигательный возраст ребенка (с учетом
уже оцененных морфологических показателей)
помогут и стандарты физической подготовленности.
Оптимально, когда двигательный
возраст с паспортным совпадает или превышает
его. Не страшно, если он отстает. Надо
только своевременно это заметить и начать
наверстывать возникшее отставание.
В соответствии с рекомендациями
Всемирной организации здравоохранения
при характеристике физического состояния
организма в процессе физического воспитания
необходимо учитывать динамику развития,
подготовленности, двигательной активности
и функционального состояния.
Измерение основных параметров
физического развития человека обусловлено
наследственными факторами, условиями
жизни и воспитания. Основными антропологическими
показателями выступают длина и масса
тела, окружность грудной клетки и мышечная
масса.
Длина тела – наиболее информативный
и ведущий признак в оценке физического
развития. Длина тела детей измеряется
станковым ростомером, состоящим из вертикальной
стойки, имеющей две шкалы делений (для
длины тела в положении стоя – справа
и для длины тела сидя – слева), свободно
скользящей горизонтальной пластинки,
откидной скамейки и площадки, на которую
встает ребенок. Он становится на площадку
спиной к вертикальной стойке прямо, опустив
руки, пятки вместе, носки врозь. При этом
пятки, ягодицы и лопатки должны прикасаться
к стойке. Голова устанавливается так,
чтобы нижний край глазницы и верхний
край козелка уха находится в одной горизонтальной
плоскости. А затылок не касался вертикальной
стойки. Подвижная планка опускается к
голове ребенка. Длина тела в положении
стоя читается по правой шкале ростомера.
Для измерения длины тела сидя
ребенок садится на откидную скамейку
станкового ростомера (ее высота 40 см),
касаясь вертикальной стойки ростомера
ягодицами и межлопаточной областью. Положение
головы как при измерении длины тела стоя.
Длина тела сидя читается по левой шкале
ростомера по нижнему краю подвижной планки.
Измерения показателей роста
необходимо проводить в утреннее время.
Масса тела у детей измеряют на специальных
весах. При оценке физического развития
в соответствующей полу и возрасту ребенка
таблицы находят его рост, затем строго
по горизонтальной строке – соответствующей
данному росту диапазон «нормы» массы
тела. В зависимости от того, попадает
ли фактическое значение массы тела в
данный диапазон, окажется ли ниже минимальной
или выше максимальной его границы, оценивается
физическое развитие ребенка.
Данные таблицы дают следующие
показатели.
1. Нормальное физическое
развитие (масса тела в пределах
нормальных вариантов – от
М-QR до М + QR относительно
роста.
2. Отклонения в физическом
развитии:
а) дефицит массы тела (масса
тела больше значений минимального предела
«нормы» относительно роста);
б) избыток массы тела (масса
тела больше значений максимального предела
«нормы» относительного роста);
дети с дефицитом массы тела
подлежат наблюдению педиатром для установления
причин этого дефицита. Дети с избыточной
массой тела направляются на консультацию
к эндокринологу, так как в значительном
проценте случаев среди них встречаются
случаи ожирения.
Приведем примеры:
Девочка – 6 лет – масса тела
– 19,9-25,9
Мальчик - 6 лет – масса тела
20,0-25,0
Интенсивность увеличения длины
тела и ее окончательные размеры обусловлены
генетически. Зная рост родителей ребенка,
можно рассчитать его рост:
Мальчики = (рост отца + рост
матери) х 0,54 – 4,5
Девочки = (рост отца + рост матери)
х 0,51 – 7,5
Для определения соответствия
роста необходимым возрастным величинам
можно воспользоваться следующими факторами:
Мальчики = 6 х возраст + 77
Девочки = 6 х возраст + 76
Длина тела (рост) – наиболее
стабильный показатель, характеризующий
состояние пластических процессов в организме.
Если длина тела отстает от должного на
20%. Необходима консультация эндокринолога.
Рост у дошкольников служит одним из критериев
уровня соматической зрелости, а также
является основанием для правильной осанки
массы тела и окружности грудной клетки.
Масса тела (вес) отражает степень
развития костной и мышечной систем, внутренних
органов, подкожной жировой клетчатки
и зависит от конституционных особенностей
ребенка, от внешнесредовых факторов,
в том числе и от физической нагрузки.
Масса тела для детей может
рассчитываться по формулам:
дети от 2 до 5 лет: 2х + 9,
дети от 6 до 12 лет: 3х + 4,
где х – годы жизни.
Повышение массы тела на 10% свидетельствует
об ожирении и требует коррекции. Приросту
мышечной массы наиболее способствуют
скоростно-силовые упражнения и силовые
нагрузки.
Задержка или отсутствие приростов
соматических размеров тела (массы, длины),
а также отрицательные сдвиги в массе
тела говорят о неблагоприятных изменениях
физического развития и требуют принятия
мер, в частности рационализации режима
двигательной активности ребенка (снижение
физической нагрузки, увеличение дыхательных
упражнений и упражнений в расслаблении).
О пропорциональности развития
тела можно судить с помощью определения
антропометрических коэффициентов:
ИТ = Масса
Рост2
где ИТ – индекс тучности, масса
(кг), рост (м);
ИЭ = ОГ - Рост
2
где ИЭ – индекс Эрисмана, ОГ
– окружность груди (см) и рост (см);
ИП = рост – масса + ОГ
где ИП – индекс Пинье, ОГ и
рост (см), масса (кг)
ИМР = Масса
Рост3
где ИМР – индекс мышечного
развития, масса (кг), рост (м).
по индексу тучности можно судить
о соотношении длины и массы тела. Пропорциональность
длины тела и окружности грудной клетки
рассчитывается по индексу Эрисмана. Соотношение
длины, массы тела и окружности грудной
клетки определяется по индексу Пинье:
чем он меньше, тем крепче телосложение.
Индекс мышечного развития определяет
пропорциональность соотношения массы
и длины тела. При хорошем физическом развитии
значения массы тела, его длины и окружности
грудной клетки соответствует возрастным
стандартам, которые рассчитываются на
основании статистических результатов
антропометрии лиц конкретного пола и
возраста.
Таблица 3
Средние показатели физического
развития детей (по Шебеко В.Н.)
Показатели физического развития
Возраст (год)
6 лет
Девочки
Масса тела (кг)
19,9-25,0
Мальчики
Масса тела (кг)
20,0-25,0
Таким образом, дети, имеющие
отклонения в физическом развитии (дефицит
или избыток массы тела, длина тела ниже
среднего на 20%, низкие показатели массо-ростовых
индексов, отсутствие прироста соматических
размеров тела с возрастом), заслуживают
пристального внимания воспитателей,
а также включения в физическое воспитание
упражнений, направленных на коррекцию
имеющихся отклонений.
Окружность грудной клетки,
головы.
1. Измерения проводятся
сантиметровой лентой. Допускаются
отклонения ± 0,5.
2. Для измерения окружности
головы сантиметровую ленту накладывают
горизонтально через затылочный
бугор по лбу над бровями.
3. Изменение окружности
головы определяется главным
образом увеличением массы головного
мозга, но не следует забывать
и возможности рахитических изменений
в костях черепа.
4. Величина окружности
грудной клетки зависит от
упитанности ребенка, его физического
развития и физической подготовленности
(развитие мышц, функции дыхания,
развития сердечно-сосудистой системы).
5. Средние показатели
окружности грудной клетки для
детей 6 лет приведены в таблице.
Таблица 4
Средние показатели окружности
грудной клетки
Возраст
Мальчики
Девочки
6 лет
58,0
57,2
Мышечная система у ребенка
раннего возраста развита еще недостаточно
по сравнению со взрослым человеком и
мышечная масса составляет около 25% веса
его тела, тогда как у взрослого она равна
в среднем 40-43%.