Использование оздоровительной аэробики на утренней гимнастике с детьми старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время существуют многочисленные данные, свидетельствующие о наличии неутешительных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения. Медицинские обследования показывают, что уже в дошкольном возрасте около 28 % детей имеют различные патологии и отклонения в здоровье. Необходимость поиска эффективных путей оздоровления ребенка приобретает первостепенную социальную значимость, так как более 50% детского населения воспитывается в дошкольных образовательных учреждениях.

Содержание

1. Значение использования утренней гимнастики с элементами оздоровительной аэробики с детьми старшего дошкольного возраста
2. Классификация оздоровительной аэробики.
3. Характеристика физического развития детей старшего дошкольного возраста
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

«Использование оздоровительной аэробики на утренней гимнастике с детьми старшего дошкольного возраста».docx

— 73.20 Кб (Скачать файл)

Термин «физическое развитие» понимается как динамический процесс роста.

Физическое развитие — это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания в каждый данный момент времени.

Под физическим развитием понимается не какое-либо статическое состояние ребенка, а динамический процесс (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое его созревание в том или ином периоде детства, поэтому при определении основных параметров физического развития в конкретный момент правильнее говорить о «физическом состоянии».

Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка. Оценка физического развития используется также для определения группы здоровья ребенка, и значение ее определяется рядом факторов.

  1. Нарушение физического развития может быть первым клинически выявленным признаком заболеваний: хронических (эндокринной и других систем), хромосомных и генетических, что диктует необходимость углубленного обследования любого ребенка на их наличие.

2. Отставание в физическом  развитии, в частности соотношения  массы и длины тела, может проявляться  в количественной и качественной  недостаточности питания, нарушениях  социально-гигиенического характера  в семье и должно привлекать  внимание врачей к особенностям  семьи ребенка.

3. Антропометрическое исследование  необходимо для установления  биологического возраста ребенка, темпа его биологического созревания, решения вопроса о возможности  обучения в школе с 6-летнего  возраста, рекомендуемых физических  нагрузок и занятий тем или  иным видом спорта.

 

Таблица 1

Рост, вес и их допустимые отклонения у детей 6 лет

Возраст

Темп ребенка

Средний рост 9см)

Отклонение (см)

Средний вес (кг)

Отклонение (кг)

6

Б

124,2

2,3

27,2

2,2

 

С

118,7

2,2

21,7

1,8

 

М

113,2

2,4

16,2

2,2


 

 

Начать следует с точного определения массы тела и роста ребенка. Измеряют массу тела обязательно утром, после утренних гигиенических процедур. В другие часы дня неизбежны ошибки: прием пищи, воды может заметно изменить вес ребенка. Рост (или длина тела) менее изменчив на протяжении суток, поэтому его можно определять в течение всей первой половины дня. Измерения нужно вводить как минимум 2 раза в год, отмечая их естественный рост.

Каждый из нас, наверное, замечал разницу в физическом развитии между одногодками: одна девочка выше и полнее другой, один мальчик среднего возраста, но крепко «сбитый», а другой высокий, но худенький. Вариантов телосложения и физических качеств (сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость) множество. Но при всех индивидуальных различиях дети рассматриваемого возраста делятся на три основных типа по показателям веса и роста: большие (Б), средние (С), маленькие (М), есть и два переходных типа: средние большие (СБ) и средние маленькие (СМ).

Наконец, для того чтобы облегчить создание достоверного морфологического портрета ребенка, даются усредненные данные, так как строгого разграничения по весу и росту девочек и мальчиков в этом возрасте еще нет (таб. 1).

Медицинские работники, педагоги, физиологи, говоря о возрасте ребенка, кроме понятия «паспортный», пользуются определениями «биологический» и «двигательный». Они возникли в связи с тем, что дети одного паспортного возраста нередко отличаются по уровню физического развития. А биологический и двигательный возрасты не всегда совпадают с паспортным.

Биологический возраст ребенка отражает морфологическую и физиологическую зрелость отдельных органов, систем и организма в целом. Значение его важно для правильного определения работоспособности, двигательных качеств, характера и уровня приспособительных реакций на различные нагрузки. Критериями биологического возраста могут быть различные морфологические и биохимические показатели. Чаще всего пользуются так называемой зубной формулой.

 

Таблица 2

Возрастные нормативы постоянных зубов (М±1Q)

Возраст

Количество зубов

 

Мальчики

Девочки

6

1-5

1-6

6,5

3-8

3-9


 

 

Представляется целесообразным ввести еще одно «возрастное» понятие — «двигательный возраст». Этот термин сложился при проведении сравнительного анализа результатов, показанных детьми в выполнении физкультурно-спортивных упражнений. Приведем пример. Результат в беге на 10 м ребенка 6 лет, равный 3 с, означает, что его двигательный возраст соответствует паспортному. Если результат лучше, ребенок опережает своих сверстников в физическом развитии; его двигательный возраст и соответственно способность к выполнению спортивных упражнений более велики. Напротив, если результат хуже, то двигательный возраст ребенка отстает от паспортного, а его физическое развитие следует считать неудовлетворительным.

Достаточно точно определить двигательный возраст ребенка (с учетом уже оцененных морфологических показателей) помогут и стандарты физической подготовленности.

Оптимально, когда двигательный возраст с паспортным совпадает или превышает его. Не страшно, если он отстает. Надо только своевременно это заметить и начать наверстывать возникшее отставание.

В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения при характеристике физического состояния организма в процессе физического воспитания необходимо учитывать динамику развития, подготовленности, двигательной активности и функционального состояния.

Измерение основных параметров физического развития человека обусловлено наследственными факторами, условиями жизни и воспитания. Основными антропологическими показателями выступают длина и масса тела, окружность грудной клетки и мышечная масса.

Длина тела – наиболее информативный и ведущий признак в оценке физического развития. Длина тела детей измеряется станковым ростомером, состоящим из вертикальной стойки, имеющей две шкалы делений (для длины тела в положении стоя – справа и для длины тела сидя – слева), свободно скользящей горизонтальной пластинки, откидной скамейки и площадки, на которую встает ребенок. Он становится на площадку спиной к вертикальной стойке прямо, опустив руки, пятки вместе, носки врозь. При этом пятки, ягодицы и лопатки должны прикасаться к стойке. Голова устанавливается так, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находится в одной горизонтальной плоскости. А затылок не касался вертикальной стойки. Подвижная планка опускается к голове ребенка. Длина тела в положении стоя читается по правой шкале ростомера.

Для измерения длины тела сидя ребенок садится на откидную скамейку станкового ростомера (ее высота 40 см), касаясь вертикальной стойки ростомера ягодицами и межлопаточной областью. Положение головы как при измерении длины тела стоя. Длина тела сидя читается по левой шкале ростомера по нижнему краю подвижной планки.

Измерения показателей роста необходимо проводить в утреннее время. Масса тела у детей измеряют на специальных весах. При оценке физического развития в соответствующей полу и возрасту ребенка таблицы находят его рост, затем строго по горизонтальной строке – соответствующей данному росту диапазон «нормы» массы тела. В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в данный диапазон, окажется ли ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие ребенка.

Данные таблицы дают следующие показатели.

1. Нормальное физическое  развитие (масса тела в пределах  нормальных вариантов – от  М-QR до М + QR относительно роста.

2. Отклонения в физическом  развитии:

а) дефицит массы тела (масса тела больше значений минимального предела «нормы» относительно роста);

б) избыток массы тела (масса тела больше значений максимального предела «нормы» относительного роста);

дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром для установления причин этого дефицита. Дети с избыточной массой тела направляются на консультацию к эндокринологу, так как в значительном проценте случаев среди них встречаются случаи ожирения.

Приведем примеры:

 

Девочка – 6 лет – масса тела – 19,9-25,9

Мальчик - 6 лет – масса тела 20,0-25,0

 

Интенсивность увеличения длины тела и ее окончательные размеры обусловлены генетически. Зная рост родителей ребенка, можно рассчитать его рост:

 

Мальчики = (рост отца + рост матери) х 0,54 – 4,5

Девочки = (рост отца + рост матери) х 0,51 – 7,5

 

Для определения соответствия роста необходимым возрастным величинам можно воспользоваться следующими факторами:

 

Мальчики = 6 х возраст + 77

Девочки = 6 х возраст + 76

 

Длина тела (рост) – наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Если длина тела отстает от должного на 20%. Необходима консультация эндокринолога. Рост у дошкольников служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной осанки массы тела и окружности грудной клетки.

Масса тела (вес) отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки и зависит от конституционных особенностей ребенка, от внешнесредовых факторов, в том числе и от физической нагрузки.

Масса тела для детей может рассчитываться по формулам:

 

дети от 2 до 5 лет: 2х + 9,

дети от 6 до 12 лет: 3х + 4,

 

где х – годы жизни.

Повышение массы тела на 10% свидетельствует об ожирении и требует коррекции. Приросту мышечной массы наиболее способствуют скоростно-силовые упражнения и силовые нагрузки.

Задержка или отсутствие приростов соматических размеров тела (массы, длины), а также отрицательные сдвиги в массе тела говорят о неблагоприятных изменениях физического развития и требуют принятия мер, в частности рационализации режима двигательной активности ребенка (снижение физической нагрузки, увеличение дыхательных упражнений и упражнений в расслаблении).

О пропорциональности развития тела можно судить с помощью определения антропометрических коэффициентов:

 

ИТ = Масса

Рост2

 

где ИТ – индекс тучности, масса (кг), рост (м);

 

ИЭ = ОГ - Рост

2

 

где ИЭ – индекс Эрисмана, ОГ – окружность груди (см) и рост (см);

 

ИП = рост – масса + ОГ

 

где ИП – индекс Пинье, ОГ и рост (см), масса (кг)

 

ИМР = Масса

Рост3

 

где ИМР – индекс мышечного развития, масса (кг), рост (м).

по индексу тучности можно судить о соотношении длины и массы тела. Пропорциональность длины тела и окружности грудной клетки рассчитывается по индексу Эрисмана. Соотношение длины, массы тела и окружности грудной клетки определяется по индексу Пинье: чем он меньше, тем крепче телосложение. Индекс мышечного развития определяет пропорциональность соотношения массы и длины тела. При хорошем физическом развитии значения массы тела, его длины и окружности грудной клетки соответствует возрастным стандартам, которые рассчитываются на основании статистических результатов антропометрии лиц конкретного пола и возраста.

Таблица 3

Средние показатели физического развития детей (по Шебеко В.Н.)

Показатели физического развития

Возраст (год)

 

6 лет 

Девочки

Масса тела (кг)

19,9-25,0

Мальчики

Масса тела (кг)

20,0-25,0


 

 

Таким образом, дети, имеющие отклонения в физическом развитии (дефицит или избыток массы тела, длина тела ниже среднего на 20%, низкие показатели массо-ростовых индексов, отсутствие прироста соматических размеров тела с возрастом), заслуживают пристального внимания воспитателей, а также включения в физическое воспитание упражнений, направленных на коррекцию имеющихся отклонений.

Окружность грудной клетки, головы.

1. Измерения проводятся  сантиметровой лентой. Допускаются  отклонения ± 0,5.

2. Для измерения окружности  головы сантиметровую ленту накладывают  горизонтально через затылочный  бугор по лбу над бровями.

3. Изменение окружности  головы определяется главным  образом увеличением массы головного  мозга, но не следует забывать  и возможности рахитических изменений  в костях черепа.

4. Величина окружности  грудной клетки зависит от  упитанности ребенка, его физического  развития и физической подготовленности (развитие мышц, функции дыхания, развития сердечно-сосудистой системы).

5. Средние показатели  окружности грудной клетки для  детей 6 лет приведены в таблице.

 

Таблица 4

Средние показатели окружности грудной клетки

Возраст

Мальчики

Девочки

6 лет 

58,0

57,2


 

 

Мышечная система у ребенка раннего возраста развита еще недостаточно по сравнению со взрослым человеком и мышечная масса составляет около 25% веса его тела, тогда как у взрослого она равна в среднем 40-43%.

Информация о работе Использование оздоровительной аэробики на утренней гимнастике с детьми старшего дошкольного возраста