Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:11, реферат
Возникновение и развитие алкоголизма зависит от объёма и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин. В избавлении от алкоголизма выделяют несколько ключевых моментов: Медикаментозное избавление — применяется для подавления алкогольной зависимости и устранения нарушений вызванных хронической алкогольной интоксикацией.
Введение……………………………………………………..стр. 2
Похититель рассудка……………………………………….. ..стр.3-6
Алкоголь и его влияние на организм человека………………стр. 7-9
Мотивация употребления алкоголя молодежью……………стр.10-14
Физическая культура за борьбу с алкоголизмом!..................стр. 15-22
Заключение……………………………………………………стр. 23-25
Список литературы……………………………………………стр. 26
Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях. Среди семей подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, процент неполных семей, повторных браков констатируется в 27-50% случаев.
Функциональная
В подавляющем большинстве случаев напряженный психологический климат в семье связан с пьянством и алкоголизмом родителей. Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка. Существующие в семье "питейные традиции" становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, алкоголизм девочки на – мать, поэтому трезвенническое поведение матери при злоупотреблении алкоголем отцом в подавляющем большинстве случаев не становится подражанием для сына.
Злоупотребление алкоголем родителями влечет за собой целую вереницу "ненормальных" условий воспитания. Это и напряженность, и конфликты в семье, и безнадзорность детей, снижение материальной обеспеченности семьи и нарушения в ряде случаев структуры семьи и т. д. Будучи в большинстве своем структурно и функционально нездоровыми, семьи подростков, часто употребляющих спиртное, чаще всего оказываются не в состоянии выполнить и свою прямую задачу – воспитание детей. Налицо "социальное сиротство" – отсутствие внимания и заботы о ребенке, подростке при живых родителях. В тех же случаях, когда контроль со стороны родителей имеется, он касается в основном физических потребностей: вовремя и хорошо накормить, одеть, следить за здоровьем ребенка. Внимание же духовному развитию ребенка, к его досугу, интересам, склонностям, как правило, отсутствует, не говоря уж об активном формировании склонностей и интересов подростка.
Отсутствие внимания к детям со стороны родителей обуславливается и другими факторами. В неполных семьях чаще встречается отсутствие надзора и внимания к ребенку, чем в полных. Оказывает влияние на внимание к детям в семье и такой фактор, как уровень образования. С повышением уровня образования родителей возрастает и внимание, уделяемое ими своим детям. Это можно объяснить тем, что уровень образования родителей определяет в какой-то мере и уровень общей культуры семьи, широту кругозора, разносторонность интересов. Алкоголизм это позволяет не только следить за развитием склонностей и интересов ребенка, но и направляет его.
Жилищные и материальные условия жизни семьи имеют лишь относительное значение для развития злоупотребления алкоголем несовершеннолетними. С ухудшением материальных и жилищных условий жизни семьи ухудшается и психологический климат в ней, возрастает напряженность во взаимоотношениях между членами семьи.
Неблагоприятные условия семейного воспитания в сочетании с психологическими особенностями периода отрочества приводят к формированию у подростков "групп риска" своеобразного стиля или образа жизни с характерным отклонением поведения и выраженным влиянием подростковой группы и нередко асоциальной шкалой жизненных ценностей. Образ жизни подростков "групп риска" играет ведущую роль в развитии злоупотребления алкоголем.
Подростки "групп риска" отличаются, прежде всего, пренебрежительным отношением к своим социальным функциям и обязанностям, обучению. Другой существенной особенностью является наличие "лишнего времени". Свободное время – это благо, которое трудно переоценить, но только в том случае, если его умело проводить, с пользой для развития личности. Для подростков "группы риска" характерно как раз неумение содержательно проводить свой досуг. Это третья характерная черта их стиля поведения.
Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени подростками. Это обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Проведение свободного времени преимущественно с друзьями типично для подростков. Считается, что причина образования групп в подростковом возрасте заключается в совместном преодолении неопределенности социального статуса, в котором находятся подростки по отношению к самим к себе и к общественному окружению. Подростковые группы имеют свои особенности. Во-первых, возникшие стихийно компании молодежи держатся подчеркнуто отдельно от других групп и стремятся к тому, чтобы никто ими не руководил. Во-вторых, внутри таких групп срабатываются специфические групповые нормы, ценности и способы поведения. Члены такой группы молодежи (компании) ориентируются в своем поведении на групповые нормы. Они чувствуют обязанность исполнять их и связанны с ними. В-третьих, между уровнем развития личности членов и групповыми нормами имеется тесная взаимосвязь: личности членов группы формируют и определяют групповые нормы, а последние, в свою очередь, влияют на формирование личности членов группы. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют подростки, близкие по уровню развития, запросам и интересам.
Многие исследователи отмечают, что подросток, независимо от своего опыта потребления алкоголя, полученного в родительском доме, тем чаще употребляют алкоголь, чем больше у него пьющих друзей и чем сильнее социальное давление с их стороны. Для подростков характерны такие специфические психические проявления, как стремление к самостоятельности (реакция эмансипации), сближение со сверстниками (реакция группирования). По данным, более половины подростков, часто употребляющих алкоголь, на вопрос, что сыграло главную роль в приобщении их к алкогольным напиткам, на первое место по значимости ставят влияние выпивающих друзей и товарищей. Наибольшее влияние на подростков оказывают друзья, товарищи из социально неустойчивых "проблемных семей".
Воистину, алкоголь – не только опасный, но еще и коварный враг человека. Попав в организм, он не торопится его покинуть ни в день выпивки, ни в последующие. Медленно, но верно зеленый змий копит свои силы, словно подстерегая удобный момент для того, чтобы открыто себя проявить. Он бьет не сразу, но чаще всего наверняка. За злоупотребление алкоголем родителей тяжело расплачиваются дети.
К алкоголю часто прибегают,
надеясь ощутить приятное настроение,
снизить психическую
V. Физическая культура за борьбу с алкоголизмом!
Изучение причин алкоголизации
зарубежные исследователи сосредоточили
в основном на анализе влияния
микросоциальной среды –
Анализ результатов исследований алкоголизации
молодежи показывает, что уровень потребления
спиртного и табака выше в среде подростков,
состоящих на учете в милиции, имеющих
аномалии характера, и детей из семей алкоголиков.
Факт знакомства детей со спиртными напитками,
конечно, не может быть критерием оценки
степени алкоголизации. Гораздо продуктивнее
оценивать стиль алкоголизации – совокупность
алкогольных установок индивида, определяющих
соответствующую форму потребления спиртного
и опьянения. Каждый должен внести вклад
в решении проблемы, которая по своей сути
является и социальной, и медицинской,
и педагогической. В семье, школе, ВУЗе
подросток должен получить первые знания
о токсическом действии алкоголя на организм,
а также о пагубных результатах его частого
употребления. Антиалкогольное воспитание
должно быть частью общего воспитания,
и должно проводится постоянно.
Антиалкогольное воспитание в школе, училище
не будет иметь эффекта, если дети в семье,
наблюдая употребление спиртных напитков
родителями, будут невольно проходить
"курс алкогольного воспитания".
Поэтому необходимо работать с семьями
учащихся. У преподавателей и мастеров
производственного обучения есть мощный
психологический фактор для воздействия
на сознание родителей, употребляющих
алкоголь и злоупотребляющих им, - будущее
их детей. Правильно использовать эту
возможность - задача учебного заведения.
Подросток не только должен знать твердо,
что алкоголь вреден и употребление его
опасно. Он еще должен обладать определенными
моральными и волевыми качествами, позволяющими
ему отстоять свои убеждения в компании,
где его будут уговаривать выпить подчас
весьма уважаемые им старшие товарищи
или сверстники. Больные хроническим алкоголизмом
являются дурным, заразительным примером
для окружающих, особенно для молодежи,
они формируют вокруг себя "алкогольные
группы", распространяют пьянство со
всеми вытекающими последствиям: аморальными
поступками, разрушением семьи, материальным
и духовными обкрадыванием детей, неизлечимыми
болезнями, тяжелыми травмами, преступлениями.
Выявление, лечение и изоляция алкоголиков
от подростков являются действительной
мерой профилактики распространения пьянства
среди молодежи (Касмынина Т.В. «Влияние
алкоголя на организм подростка». М., 1989).
Физическая культура, спорт, занятия в
кружках, библиотеках, правильная организация
свободного времени, интересного и содержательного
отдыха - все это, разумеется, противостоит
развитию вредных привычек, и, прежде всего
привычек к употреблению алкоголя и табачных
изделий.
Праздность, безделье, сидка, наоборот наиболее плодородная почва для ее формирования.
О социальной роли физической культуры и спорта в современном обществе уже написано немало глубоких научных трудов и ярких публицистических заметок. Неоспорима роль спорта в процессе социализации личности, становлении характера молодого человека, формировании системы морально-этических ценностей, решении проблемы общения.
В молодежной культуре спорт занимает значительное место. По результатам многочисленных социологических исследований, проведенных различными научными центрами независимо друг от друга и в разных регионах страны, было выявлено, что занятия спортом вызывают наибольший интерес у современной молодежи. По разным источникам, занимаются спортом или хотят им заниматься до 60-70% опрошенных. Спорт является самым массовым увлечением российской молодежи. При сравнении с другими видами досуговой деятельности занятия спортом намного опережают любое из традиционных молодежных увлечений. Примечательно еще и то, что родители школьников очень высоко оценивают значение занятий спортом для своих детей. Так, в исследовании, проведенном в 1998 году в Самаре, родители на вопрос о том, в каких учреждениях дополнительного образования они хотели бы видеть своих детей, явное предпочтение отдали занятиям спортом (29,5%). Все остальные виды деятельности (изучение иностранных языков, музыкальные, художественные, компьютерные кружки и т.д.) в совокупности набрали лишь 24,6%.
Очень высок интерес у молодежи к событиям спортивной жизни и к спортивным кумирам. По данным различных исследований, около 70% молодежи интересуется спортивной и физкультурной тематикой.
Сегодня, когда в нашей стране стремительно распространяются алкоголизм и наркомания, становится чрезвычайно актуальным вопрос об участии спорта в борьбе с ними. Используя преобразующую природу спорта, его высокий престиж в глазах молодежи, необходимо мир спорта противопоставить миру ложных ценностей, в который погружаются потребители этих вредных веществ.
За последние годы проблема алкоголизма среди молодежи стала одной из самых острых и по своим масштабам уже угрожает национальной безопасности страны.
Выборочные исследования школьников показывают, что к 13 годам 40-50%, а к 16 годам 70-85% из них так или иначе приобщаются к приему алкоголя, а соответственно к пробам наркотиков и других психоактивных веществ в возрасте 13 лет - 2-5%, а 16 - 15-30% подростков.
Но профилактика молодежной наркомании не в том, чтобы постоянно провозглашать лозунги "Вредно и опасно ". Профилактика - это прежде всего активная работа по предупреждению алкоголизма. Надо сделать так, чтобы молодые люди отказывались от предложений пробовать алкоголь, сознательно противостояли вовлечению в алкоголизм.
Занятия спортом - это
реальная альтернатива миру алкоголя.
Молодежь, вовлеченная в спортивную
жизнь, в меньшей степени подвержена
воздействию явления
Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму одним из приоритетных направлений своей деятельности признает активизацию физкультурно-спортивной работы среди молодежи, направленную на профилактику вредных привычек молодежи.
Одними из самых популярных упражнений, рекомендованных для профилактики,
оздоровления являются бег, ходьба, плавание.
Необходимо также добавить, что данные
упражнения не будут эффективны, если
они выполняются время от времени, по воле
случая, ведь одним из основных достоинств
подобных упражнений является их систематичность,
цикличность. Также трудно ожидать эффекта
без дополнительных мер: правильного питания,
закаливания, здорового образа жизни (Орешник
Ю.А. К здоровью через физкультуру. М. 1989).
Бег
Бег среди всех средств физической активности
привлекает к себе наибольшее внимание,
прежде всего потому, что он не требует
никаких спортивных снарядов и сооружений.
Бегать можно в парке, в лесу, около дома
и даже у себя в квартире. Большая часть
многомиллионной армии физкультурников
занимается только бегом, считая его единственно
возможной формой физической активности.
Если бегом заниматься разумно, правильно
его дозировать, он может стать отличным
средством профилактики целого ряда болезней
и активным помощником в укреплении здоровья.
Бег - универсальное средство физической
активности и физического воздействия
на организм человека. Каждый высококвалифицированный
спортсмен, каким бы видом спорта он ни
занимался - будь то тяжелая атлетика,
гимнастика или плавание, обязательно
включает бег в программу своей общефизической
подготовки. Делает он это потому, что
бег более других видов вырабатывает выносливость
- повышенную способность организма противостоять
утомлению, необходимую как в спорте, так
и в труде, обыденной жизни. Выработка
выносливости связана с развитием резервных
мощностей всех систем организма, и в первую
очередь сердечнососудистой и дыхательной.
Регулярные занятия бегом увеличивают
мышечную массу и размеры сердца, значительно
повышают сердечный выброс и минутный
объем кровообращения, увеличивают жизненную
емкость легких, повышают кислородные
запасы в крови. Такова реакция организма
на бег сравнительно медленный, но длительный
(Орешник Ю.А. К здоровью через физкультуру.
М. 1989).
В оздоровительных целях можно
использовать бег разного вида. Медленный бег (бег трусцой)
хорош для начинающих и лиц пожилого возраста.
Быстрый бег отлично тренирует хорошо
подготовленных физкультурников.