Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:20, курсовая работа
Программа школьного физического воспитания не в состоянии
обеспечить полноценное физическое развитие ребенка. Многие средства
физического воспитания в школе не отражают современных модных
тенденций, кажутся детям архаичными, неинтересными – отсюда и низкая
мотивация к занятиям. В спортивных секциях до сих пор существует
тенденция отбора одаренных детей, в результате чего большинство детей
оказывается вне спорта, не получает нужную дозу физической активности,
соответствующую возрасту, доставляющую радость и удовольствие.
«Использование фитнес технологий на уроках физической культуры»
Бойцова Марина Владимировна, учитель физической культуры
ГБОУ СОШ No 354 Московского района Санкт-Петербурга
Как показали исследования последних лет, современные дети,
особенно в крупных городах высокоразвитых стран, ведут малоподвижный
образ жизни, в отличие от предыдущих поколений. Очень много времени они
тратят на просмотр телепередач и видеофильмов, слишком рано начинают
увлекаться компьютерными
перед телевизором около 6 ч в сутки и около 25 ч в неделю.
Программа школьного физического воспитания не в состоянии
обеспечить полноценное
физического воспитания в школе не отражают современных модных
тенденций, кажутся детям архаичными, неинтересными – отсюда и низкая
мотивация к занятиям. В спортивных секциях до сих пор существует
тенденция отбора одаренных детей, в результате чего большинство детей
оказывается вне спорта, не получает нужную дозу физической активности,
соответствующую возрасту, доставляющую радость и удовольствие.
В повседневной жизни очень часто понятие «физкультура» (я не
имею в виду школьную физкультуру) заменяет более броский термин
–
«фитнес».
Что же такое фитнес? Это двигательная активность, направленная на
достижение и поддержание
физических качеств, снижение риска заболеваний, достижение оптимального
качества жизни, которое охватывает социальные, умственные, духовные и
физические компоненты. Давайте сравним детский фитнес и школьный урок
физкультуры.
Детский фитнес – система мероприятий, которая направлена на
поддержание и укрепление здоровья ребенка, его нормальное,
соответствующее возрасту физическое и психическое развитие, социальную-адаптацию и интеграцию. Легко заметить, что школьный урок физкультуры
имеет такую же направленность, а соответственно, все новейшие фитнес-
методики можно применять на уроках физкультуры.
Более того, цели детского фитнеса перекликаются с целями школьного
урока, которые заключаются в укреплении и сохранении здоровья,
поддержании высокого уровня интеллектуальной и физической
работоспособности, поддержании оптимального состава тела, создании
положительного эмоционального фона.
Структура занятия включает в себя развитие сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, мышечной силы и мышечной выносливости, гибкости.
Организация фитнес занятия схожа со школьным уроком: здесь тоже
есть подготовительная, основная и заключительная части. Принципиальная
разница – в средствах, предлагаемых фитнесом и школой. В частности, бег в
подготовительной части урока можно с успехом заменить аэробикой,
циклическими упражнениями на кардиотренажерах, прыжками,
танцевальными упражнениями. Таким образом, и поставленные задачи будут
решены, и урок в целом выиграет в разнообразии, динамичности, и интерес
учащихся повысится.
Решая задачи, поставленные в основной части урока, учителя
физкультуры в любом случае развивают у детей мышечную силу и
мышечную выносливость, поскольку без этого невозможно ни обучить
двигательным действиям, ни развить физические качества.
Заключительная часть урока, направленная на восстановление сил
организма, благоприятна для развития гибкости – очень важного физического
качества, являющегося главным
показателем подвижности
ни одно фитнес занятие не обходится без упражнений на гибкость, которые
еще и помогают снять закрепощенность в мышцах. Опять же, все это учителя
физкультуры применяют в своей работе, но методы школы и фитнеса
различны. На фитнес занятиях постоянно используется стретчинг
– как в
подготовительной части (престретчинг), так и в заключительной.
2
Как уже отмечалось, принципиальная разница между фитнес занятием и
школьным уроком физкультуры – в средствах, предлагаемых занимающимся.
Вот уже десятилетиями школьная программа включает уроки легкой
атлетики, спортивных и подвижных игр, гимнастики, лыжной подготовки,
единоборств и плавания (по возможности). Выходит, что физкультура в школе
привязана к видам спорта. Востребовано ли это в повседневной жизни,
содействует ли гармоничному развитию личности? Ведь добиться
поставленных задач, развивать основные физические качества можно и не
опираясь на определенные виды спорта, что и предлагает фитнес.
Повышает мотивацию к занятиям фитнесом также возможность
проявить себя – участвовать в различных конкурсах, фестивалях, шоу-
программах, соревнованиях. Самые способные ученики приучаются к
систематическим занятиям спортивными направлениями фитнеса:
спортивной аэробикой, фитнес аэробикой, черлидингом и др.
Стимулом для регулярных занятий фитнесом является использование
популярной среди подростков музыки. Выбор музыкальных композиций
должен отражать современный стиль и моду и в то же время соответствовать
возрасту занимающихся.
В прошлом году Федерация фитнес аэробики России разработала и
предлагает к использованию программу для обучающихся 8-11 классов на
основе фитнес аэробики.
Введение в школьную программу элементов
фитнеса – удовольствие не
из дешевых.
Программа достаточно интересна, но все же работать в полной
мере по ней смогут школы, имеющие хорошую спортивную базу (наличие
специального фитнес оборудования) и подготовленных специалистов,
именно в сфере современного фитнеса.
Уже несколько лет я включаю в свои уроки элементы фитнеса. В
последний год на уроках в 8-11 классах уделяю особое внимание
направлению функциональный тренинг.
3
Функциональный тренинг (ФТ) – это деятельность, обучающая нас
движениям, с помощью которых
мы тренируем и развиваем
мышечную силу, выносливость, ловкость, гибкость и делаем свое тело более
приспособленным для физических нагрузок в повседневной жизни.
Инвентарем для ФТ могут быть мячи, скакалки, гантели, резиновые
амортизаторы, степ-платформы, бодибары. Можно обойтись вообще без
каких-либо приспособлений.
ФТ ставит перед собой цель развития физических качеств, необходимых для
жизни и профессионального спорта и улучшение физической
подготовленности и
Основные задачи ФТ заключаются в развитии и тренировке
функциональной силы и гибкости, укреплении мышечного и суставно-
связочного аппарата, развитии и тренировке координационных
способностей, развитии и тренировки гибкости, восстановлении мышечного
баланса и устранении дисбаланса, улучшении психоэмоционального
состояния.
ФТ – это синтез аэробики, тренировки силы и выносливости.
В отличии от силовой тренировки в ФТ можно использовать любое
оборудование, в том числе оборудование с нестабильной поверхностью,
упражнения можно выполнять самостоятельно, в парах, в группах, предметы
можно подбрасывать и манипулировать ими, вес отягощений достаточно
легкий, можно отключать зрительный анализатор, широко используется вес
собственного тела, многообразны способах построения урока.
Функциональный тренинг
многообразию нагрузок и движений, с которыми он сталкивается в
повседневной жизни и нацелен на развитие глубоко лежащих мышц-
стабилизаторов, большинство из которых мы не можем контролировать
сознательно. Именно эти глубоко
лежащие мышцы-стабилизаторы
той отправной точкой, с которой начинается каждое наше движение, и опорой
4
для нашего корпуса, который они удерживают в равновесии, когда мы
совершаем какое-либо движение.
Следует помнить, что телесное развитие ребенка обладает
колоссальным потенциалом. Это своеобразная пружина, заложенная самой
природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у него с
чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий, а
возможность движения, практических действий – одно из самых больших
удовольствий, а также эффективное средство поддержания его интереса
практически к любому роду занятий. В свою очередь, расширение и развитие
эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к
формированию оптимистического мировоззрения, что является основой
концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с
окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности
составляют любовь и доверие к окружающим, ощущения порядка, красоты,
гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта
Информация о работе Использование фитнес технологий на уроках физической культуры