Использование фитнес технологий на уроках физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Программа школьного физического воспитания не в состоянии
обеспечить полноценное физическое развитие ребенка. Многие средства
физического воспитания в школе не отражают современных модных
тенденций, кажутся детям архаичными, неинтересными – отсюда и низкая
мотивация к занятиям. В спортивных секциях до сих пор существует
тенденция отбора одаренных детей, в результате чего большинство детей
оказывается вне спорта, не получает нужную дозу физической активности,
соответствующую возрасту, доставляющую радость и удовольствие.

Вложенные файлы: 1 файл

Использование фитнес технологий на уроках физической культуры.docx

— 20.75 Кб (Скачать файл)

«Использование фитнес технологий на уроках физической культуры»

Бойцова Марина Владимировна, учитель физической культуры

ГБОУ СОШ No 354 Московского района Санкт-Петербурга

Как показали исследования последних  лет, современные дети,

особенно в крупных городах  высокоразвитых стран, ведут малоподвижный

образ жизни, в отличие от предыдущих поколений. Очень много времени  они

тратят на просмотр телепередач  и видеофильмов, слишком рано начинают

увлекаться компьютерными играми. 32% детей в возрасте 9–10 лет проводят

перед телевизором около 6 ч в  сутки и около 25 ч в неделю.

Программа школьного физического  воспитания не в состоянии 

обеспечить полноценное физическое развитие ребенка. Многие средства

физического воспитания в школе  не отражают современных модных

тенденций, кажутся детям архаичными, неинтересными – отсюда и низкая

мотивация к занятиям. В спортивных секциях до сих пор существует

тенденция отбора одаренных детей, в результате чего большинство детей

оказывается вне спорта, не получает нужную дозу физической активности,

соответствующую возрасту, доставляющую радость и удовольствие.

В повседневной жизни очень часто  понятие «физкультура» (я не

имею в виду школьную физкультуру) заменяет более броский термин

«фитнес».

Что же такое фитнес? Это двигательная активность, направленная на

достижение и поддержание физической формы человека, развитие

физических качеств, снижение риска  заболеваний, достижение оптимального

качества жизни, которое охватывает социальные, умственные, духовные и

физические компоненты. Давайте  сравним детский фитнес и школьный урок

физкультуры.

Детский фитнес – система мероприятий, которая направлена на

поддержание и укрепление здоровья ребенка, его нормальное,

соответствующее возрасту физическое и психическое развитие, социальную-адаптацию и интеграцию. Легко заметить, что школьный урок физкультуры

имеет такую же направленность, а  соответственно, все новейшие фитнес-

методики можно применять на уроках физкультуры.

Более того, цели детского фитнеса  перекликаются с целями школьного

урока, которые заключаются в  укреплении и сохранении здоровья,

поддержании высокого уровня интеллектуальной и физической

работоспособности, поддержании оптимального состава тела, создании

положительного эмоционального фона.

Структура занятия включает в себя развитие сердечно-сосудистой и

дыхательной систем, мышечной силы и  мышечной выносливости, гибкости.

Организация фитнес занятия схожа  со школьным уроком: здесь тоже

есть подготовительная, основная и  заключительная части. Принципиальная

разница – в средствах, предлагаемых фитнесом и школой. В частности, бег  в

подготовительной части урока  можно с успехом заменить аэробикой,

циклическими упражнениями на кардиотренажерах, прыжками,

танцевальными упражнениями. Таким  образом, и поставленные задачи будут

решены, и урок в целом выиграет в разнообразии, динамичности, и  интерес

учащихся повысится.

Решая задачи, поставленные в основной части урока, учителя

физкультуры в любом случае развивают  у детей мышечную силу и

мышечную выносливость, поскольку  без этого невозможно ни обучить

двигательным действиям, ни развить  физические качества.

Заключительная часть урока, направленная на восстановление сил

организма, благоприятна для развития гибкости – очень важного физического

качества, являющегося главным  показателем подвижности суставов. Поэтому

ни одно фитнес занятие не обходится  без упражнений на гибкость, которые

еще и помогают снять закрепощенность  в мышцах. Опять же, все это  учителя

физкультуры применяют в своей  работе, но методы школы и фитнеса

различны. На фитнес занятиях постоянно используется стретчинг

– как в

подготовительной части (престретчинг), так и в заключительной.

2

Как уже отмечалось, принципиальная разница между фитнес занятием и

школьным уроком физкультуры –  в средствах, предлагаемых занимающимся.

Вот уже десятилетиями школьная программа включает уроки легкой

атлетики, спортивных и подвижных  игр, гимнастики, лыжной подготовки,

единоборств и плавания (по возможности). Выходит, что физкультура в школе

привязана к видам спорта. Востребовано ли это в повседневной жизни,

содействует ли гармоничному развитию личности? Ведь добиться

поставленных задач, развивать  основные физические качества можно  и не

опираясь на определенные виды спорта, что и предлагает фитнес.

Повышает мотивацию к занятиям фитнесом также возможность

проявить себя – участвовать  в различных конкурсах, фестивалях, шоу-

программах, соревнованиях. Самые способные ученики приучаются к

систематическим занятиям спортивными  направлениями фитнеса:

спортивной аэробикой, фитнес аэробикой, черлидингом и др.

Стимулом для регулярных занятий  фитнесом является использование

популярной среди подростков музыки. Выбор музыкальных композиций

должен отражать современный стиль  и моду и в то же время соответствовать

возрасту занимающихся.

В прошлом году Федерация фитнес аэробики России разработала и

предлагает к использованию  программу для обучающихся 8-11 классов  на

основе фитнес аэробики.

Введение в школьную программу  элементов

фитнеса – удовольствие не

из дешевых.

Программа достаточно интересна, но все  же работать в полной

мере по ней смогут школы, имеющие  хорошую спортивную базу (наличие

специального фитнес оборудования) и подготовленных специалистов,

именно в сфере современного фитнеса.

Уже несколько лет я включаю  в свои уроки элементы фитнеса. В

последний год на уроках в 8-11 классах  уделяю особое внимание

направлению функциональный тренинг.

3

Функциональный тренинг (ФТ) – это  деятельность, обучающая нас

движениям, с помощью которых  мы тренируем и развиваем координацию,

мышечную силу, выносливость, ловкость, гибкость и делаем свое тело более

приспособленным для физических нагрузок в повседневной жизни.

Инвентарем для ФТ могут быть мячи, скакалки, гантели, резиновые

амортизаторы, степ-платформы, бодибары. Можно обойтись вообще без

каких-либо приспособлений.

ФТ ставит перед собой цель развития физических качеств, необходимых для

жизни и профессионального спорта и улучшение физической

подготовленности и оздоровление занимающихся

Основные задачи ФТ заключаются  в развитии и тренировке

функциональной силы и гибкости, укреплении мышечного и суставно-

связочного аппарата, развитии и  тренировке координационных

способностей, развитии и тренировки гибкости, восстановлении мышечного

баланса и устранении дисбаланса, улучшении психоэмоционального

состояния.

ФТ – это синтез аэробики, тренировки силы и выносливости.

В отличии от силовой тренировки в ФТ можно использовать любое

оборудование, в том числе оборудование с нестабильной поверхностью,

упражнения можно выполнять  самостоятельно, в парах, в группах, предметы

можно подбрасывать и манипулировать ими, вес отягощений достаточно

легкий, можно отключать зрительный анализатор, широко используется вес

собственного тела, многообразны способах построения урока.

Функциональный тренинг призван  подготовить человека ко всему

многообразию нагрузок и движений, с которыми он сталкивается в

повседневной жизни и нацелен на развитие глубоко лежащих мышц-

стабилизаторов, большинство из которых  мы не можем контролировать

сознательно. Именно эти глубоко  лежащие мышцы-стабилизаторы являются

той отправной точкой, с которой  начинается каждое наше движение, и  опорой

4

для нашего корпуса, который они  удерживают в равновесии, когда мы

совершаем какое-либо движение.

Следует помнить, что телесное развитие ребенка обладает

колоссальным потенциалом. Это  своеобразная пружина, заложенная самой

природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у него с

чувством радости, наслаждения  от освоения разнообразных действий, а

возможность движения, практических действий – одно из самых больших

удовольствий, а также эффективное  средство поддержания его интереса

практически к любому роду занятий. В свою очередь, расширение и развитие

эмоциональной сферы, переживание  радостных состояний ведет к

формированию оптимистического мировоззрения, что является основой

концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с

окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности

составляют любовь и доверие  к окружающим, ощущения порядка, красоты,

гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта


Информация о работе Использование фитнес технологий на уроках физической культуры