История лечебной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:00, реферат

Краткое описание

История лечебной физкультуры — это история применения физических движений и природных факторов для лечения и профилактики болезней — это история цивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.

Вложенные файлы: 1 файл

История лечебной физической культуры.docx

— 26.36 Кб (Скачать файл)

История лечебной физической культуры.

История лечебной физкультуры  — это история применения физических движений и природных факторов для  лечения и профилактики болезней — это история цивилизации, история  медицины и здравоохранения, история  физической культуры и спорта.

Даже поверхностный взгляд на историю позволяет сделать  вывод о существенном отличии  двигательной деятельности различных  народов в различные исторические отрезки времени. Одно дело китайский  буддийский монах, который не имел необходимости  работать, другое — русский крестьянин, добывающий хлеб насущный тяжелым физическим трудом в холодных климатических  условиях. В первом случае дефицит  движения восполнялся гимнастикой, которую китайцы довели до совершенства, а в другом — мышечная усталость  устранялась русской баней. И  китайская гимнастика, и русская  баня, говоря современным языком, являлись средствами лечебной физкультуры. При  травме или болезни человек инстинктивно ограничивает определенные движения и  двигательную активность в целом. Первоочередная задача самых древних лекарей  заключалась в том, чтобы определить, какие движения для пациента в  настоящий момент вредны, а какие  наоборот полезны. То есть двигательный режим необходимый на данном этапе  лечения. Другая важная задача медицины определить полезные для больного естественные природные факторы. Этими вопросами  занималась самая доступная и  самая приближенная к простому человеку медицина — народная медицина. Вопросы  реабилитации и лечебной физкультуры  были длительное время в ведении  именно народной медицины.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие лечебной физкультуры.

 

Л е ч е б н а  я  ф и з к у л ь т  у р а — самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле, имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.

Основным средством ЛФК  являются физические упражнения, применяемые  в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических  особенностей, функционального состояния  организма, степени общей физической работоспособности.

Лечебная физкультура:

  • естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;
  • метод неспецифической терапии, но в то же время отдельные виды упражнений могут влиять на определенные функции организма;
  • метод патогенетической терапии, в связи с возможностью физических упражнений влиять на реактивность организма;
  • метод активной функциональной терапии, так как приспосабливает организм больного к повышающимся физическим нагрузкам;
  • метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;
  • метод восстановительной терапии в комплексном лечений больных.

Характерной особенностью ЛФК  является процесс тренировки больных физическими упражнениями.

 

 

 

 

Цели  и задачи  ЛФК.

Как известно цель физкультуры  — воспитание здорового человека, а спорта — достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет  не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические  навыки, приобщает к закаливанию  организма естественными факторами природы. В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, — обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины, особенно травматологии, ортопедии и неврологии. Однако так было не всегда, и лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять свое место в современном здравоохранении.

Наука ЛФК как раздел медицины состоялось только в середине прошлого столетия, благодаря синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных систем и достижений в области анатомии, физиологии и биомеханики при  понимании врачами физического  движения как лечебного фактора. Необходимым условием становления  ЛФК была система здравоохранения  с профилактическим направлением и  доступностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства  лечебной физкультуры.

Основными средствами лечебной физкультуры (ЛФK) являются физические упражнения (см. схема Kлассификация физических упражнений), которые делят на следующие: гимнастические, общеразвиващие и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах; спортивно-прикладные: ходьба, бег, бросание мячей (надувных, баскетбольных, волейбольных и др.), прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.; игры: малоподвижные, подвижные и спортивные.

Схема Kлассификация физических упражнений.

  • Идеомоторные
  • Гимнастические
    • Статические (изометрические)
    • Динамические (изотонические)
      • активные, пассивные
    • По анатомическому признаку
      • — для верхних конечностей
      • — для верхних конечностей и плечевого пояса
      • — плечевого пояса
      • — плечевого пояса и спины
      • — шеи
      • — туловища
      • — мышц брюшного пресса
      • — мышц тазового дна
      • — нижних конечностей
    • По характеру
      • — дыхательные статические, динамические
      • — порядковые
      • — подготовительные
      • — корригирующие
      • — упражнения на равновесие
      • — упражнения на координацию
      • — упражнения с сопротивлением
      • — висы и упоры
      • — подскоки и прыжки
      • — упражнения на растягивание
      • — упражнения на расслабление
  • Спортивно-прикладные
      • — ходьба
      • — бег
      • — ходьба на лыжах
      • — плавание
      • — гребля
      • — катание на коньках
      • — езда на велосипеде
      • — метание мячей и др.
      • — лазание и ползание
      • — упражнения трудовые (трудотерапия)
  • Игры
      • — малоподвижные
      • — подвижные
      • — спортивные
  • Упражнения с предметами и снарядами
      • — без предметов и снарядов
      • — с предметами и снарядами
      • — мячи, гантели и др.
      • — на снарядах (в том числе на тренажерах)

Гимнастические упражнения выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают  силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д. Гимнастические упражнения можно условно разделить по анатомическому (биомеханическому) признаку (действию) — упражнения для мышц шеи, рук, ног, туловища, брюшной стенки, тазового дна и др.; по методической (педагогической) направленности — упражнение на координацию, выносливость, растягивания, равновесие, силу и др.; по характеру активности их выполнения — пассивные, активные, пассивно-активные, идеомоторные.

Статические упражнения проводятся в виде напряжения мышц, удержания  гантелей, набивных мячей, гирь, удержание  собственного веса на тренажерах, во время  висов, упоров на снарядах (или на полу, у гимнастической стенки и т.д.). Статические  упражнения применяют в до- и постиммобилизационном периоде для профилактики возникновения атрофии мышц, укрепления мышц и развития силы и выносливости.

Упражнения на растягивание применяют в виде различных сгибаний в суставах, с последующей фиксацией  сустава в согнутом положении (2—10 с). Используют для снятия утомления, при контрактурах, при повышенном мышечном тонусе.

Упражнения на расслабление (релаксация). Их применяют для снятия утомления (во время проведения занятий), понижения мышечного тонуса (при  парезах, параличах, травмах, контрактурах и пр.).

Идеомоторные упражнения — это мысленно выполняемые упражнения, во время которых дается как бы приказ для выполнения определенных движений (параличи и парезы, при  гипсовых повязках на конечности и  др.). Их необходимо сочетать с пассивными движениями.

Пассивные упражнения (движения) выполняются методистом (инструктором) лечебной физкультуры. Пассивные движения характеризуются отсутствием волевого усилия или мышечного напряжения у больного. Пассивные движения применяются  для стимуляции восстановления движений и профилактики контрактур (параличи, парезы и др.).

Дыхательные упражнения возбуждают и углубляют функцию дыхания, они способствуют нормализации и  совершенствованию дыхательного акта; одновременно происходит взаимокоординация дыхания и движений, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение подвижности грудной клетки, растягивание (ликвидация) спаек в плевральной полости, предупреждение и ликвидация застойных явлений в легких, удаление мокроты. Дыхательные упражнения подразделяются на статические (упражнения, не сочетающиеся с движениями конечностей и туловища) и динамические (когда дыхание сочетается с различными движениями). При некоторых заболеваниях (бронхиальная астма, эмфизема легких и др.) дыхательные упражнения выполняются с акцентом на выдох, с произношением различных звуков (особенно у детей), надуванием игрушек и пр. Наклоны, повороты при выполнении дыхательных упражнений способствуют большей вентиляции легких, растягиванию плевральных спаек, рассасыванию очага воспаления (пневмония и др.).

Эффективность дыхательных  упражнений выше, если их сочетать с  общеразвивающими упражнениями, массажем воротниковой области (мышц надплечья) межреберных и брюшных мышц.

Kорригирующие упражнения направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем.

K корригирующим упражнениям  относят гимнастические упражнения  для мышц спины, брюшного пресса  и плечевого пояса, выполняемых  в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине,  животе), сидя и стоя (у гимнастической  стенки, у стены, касаясь лопатками  стены). Упражнения могут быть с гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами (бинтами), гантелями, на тренажерах, в виде плавания брассом и др. При деформациях позвоночника (сколиоз, спондилолистез, спондилез и др.) включают корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими упражнениями и массажем.

Упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, с предметами. Упражнения на гимнастических снарядах выполняются в виде висов, упоров, подтягиваний Предметами и снарядами  могут быть палки, гантели, набивные мячи, булавы, обручи и др.

 

Методы, используемые в лечебной физкультуре.

Результаты лечения зависят  от метода применения средств лечебной физической культуры. Так как занятия  физическими упражнениями являются лечебно-педагогическим процессом, то обучение упражнениям возможно осуществлять без педагогических методов слова, наглядного воздействия.С помощью слова объясняют роль физических упражнений и способ их выполнения, дают задания, руководят действиями, оценивают их и исправляют ошибки.Для обеспечения наглядности пользуются методами, которые помогают воспринимать изучаемые движения: показом самих упражнений, зрительным контролем (при выполнении упражнений перед зеркалом), демонстрацией наглядных пособий (плакатов, схем), созданием представлений темпа движений (с помощью метронома) и амплитуды движений (с помощью специальных приспособлений). Для направленного «прочувствования» движений совершенствуют мышечно-суставное чувство при пассивном их выполнении или с помощью специальных аппаратов.Кроме общепедагогических методов в занятиях ЛФК используют и методы, специфические для физического воспитания: метод строго регламентированного упражнения и игровой метод.Метод строго регламентированного упражнения в лечебной физической культуре используется в основном при выполнении гимнастических упражнений, а также спортивно-прикладных. Особенность этого метода в том, что выполнение упражнений организовано и регулируется: определены сами упражнения, их порядок, число повторений, интервалы отдыха и т. п. Данный метод позволяет точно дозировать местное и общее воздействие на организм, обучать двигательным умениям и навыкам и совершенствовать их. Метод строго регламентированного упражнения можно использовать в зависимости от состояния больного при проведении различных форм лечебной физической культуры под руководством инструктора. В процессе выполнения упражнений инструктор управляет действиями занимающихся, регулирует нагрузку. При самостоятельных занятиях больной должен придерживаться заранее подготовленной программы.Метод строго регламентированного упражнения имеет много вариантов. Например, метод повторного упражнения широко используется при выполнении гимнастических упражнений, которые повторяется без существенных изменений движений; метод интервального упражнения — в дозированной ходьбе, когда прохождение определенных отрезков чередуют с интервалами отдыха; метод круговой тренировки — когда повторяется комплекс упражнений, причем каждое упражнение выполняется на специально оборудованном месте, а занимающийся последовательно переходит с места на место по кругу. Применяются и комбинации разных вариантов.Игровой метод заключается в том, что действия занимающихся организованы определенными правилами, а движения не подлежат строгой регламентации. «Сюжетная» организация действий характерна для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В соответствии с планом игры выполняются различные движения. Например, занятия лечебной гимнастикой можно построить как игру «прогулка в лес»: вначале дети идут по дороге, потом по узкой тропинке, расходятся по полянке и собирают ягоды, встречаются зайцами и убегают от волка, переходят через ручей по бревну и т. д.

В чередовании малоподвижных, подвижных и спортивных игр можно  провести часть или все занятие  со старшими школьниками или взрослыми. В виде специальных занятий проводятся спортивные игры (волейбол, настольный теннис, городки и т. п.).Игровой метод проведения занятий особенно широко используется в стадии выздоровления, а также в тех случаях, когда необходимо оказать общее воздействие на организм, повысить эмоциональный тонус, воспитывать инициативу, находчивость, настойчивость, коллективизм.

При всех методах применения физических упражнений первостепенное значение имеет дозировка физической нагрузки и сочетание ее с отдыхом.


Информация о работе История лечебной физической культуры