Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:00, реферат
История лечебной физкультуры — это история применения физических движений и природных факторов для лечения и профилактики болезней — это история цивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.
История лечебной физической культуры.
История лечебной физкультуры — это история применения физических движений и природных факторов для лечения и профилактики болезней — это история цивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.
Даже поверхностный взгляд
на историю позволяет сделать
вывод о существенном отличии
двигательной деятельности различных
народов в различные
Понятие лечебной физкультуры.
Л е ч е б н а я ф и з к у л ь т у р а — самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле, имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.
Основным средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.
Лечебная физкультура:
Характерной особенностью ЛФК является процесс тренировки больных физическими упражнениями.
Цели и задачи ЛФК.
Как известно цель физкультуры
— воспитание здорового человека,
а спорта — достижение результатов.
Лечебная физкультура выполняет
не только лечебную, но и воспитательную
функцию. Она воспитывает сознательное
отношение к использованию
Наука ЛФК как раздел медицины
состоялось только в середине прошлого
столетия, благодаря синтезу традиционных
физкультурно-оздоровительных
Средства лечебной физкультуры.
Основными средствами лечебной физкультуры (ЛФK) являются физические упражнения (см. схема Kлассификация физических упражнений), которые делят на следующие: гимнастические, общеразвиващие и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах; спортивно-прикладные: ходьба, бег, бросание мячей (надувных, баскетбольных, волейбольных и др.), прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.; игры: малоподвижные, подвижные и спортивные.
Схема Kлассификация физических упражнений.
Гимнастические упражнения выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д. Гимнастические упражнения можно условно разделить по анатомическому (биомеханическому) признаку (действию) — упражнения для мышц шеи, рук, ног, туловища, брюшной стенки, тазового дна и др.; по методической (педагогической) направленности — упражнение на координацию, выносливость, растягивания, равновесие, силу и др.; по характеру активности их выполнения — пассивные, активные, пассивно-активные, идеомоторные.
Статические упражнения проводятся в виде напряжения мышц, удержания гантелей, набивных мячей, гирь, удержание собственного веса на тренажерах, во время висов, упоров на снарядах (или на полу, у гимнастической стенки и т.д.). Статические упражнения применяют в до- и постиммобилизационном периоде для профилактики возникновения атрофии мышц, укрепления мышц и развития силы и выносливости.
Упражнения на растягивание применяют в виде различных сгибаний в суставах, с последующей фиксацией сустава в согнутом положении (2—10 с). Используют для снятия утомления, при контрактурах, при повышенном мышечном тонусе.
Упражнения на расслабление (релаксация). Их применяют для снятия утомления (во время проведения занятий), понижения мышечного тонуса (при парезах, параличах, травмах, контрактурах и пр.).
Идеомоторные упражнения — это мысленно выполняемые упражнения, во время которых дается как бы приказ для выполнения определенных движений (параличи и парезы, при гипсовых повязках на конечности и др.). Их необходимо сочетать с пассивными движениями.
Пассивные упражнения (движения)
выполняются методистом (инструктором)
лечебной физкультуры. Пассивные движения
характеризуются отсутствием
Дыхательные упражнения возбуждают и углубляют функцию дыхания, они способствуют нормализации и совершенствованию дыхательного акта; одновременно происходит взаимокоординация дыхания и движений, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение подвижности грудной клетки, растягивание (ликвидация) спаек в плевральной полости, предупреждение и ликвидация застойных явлений в легких, удаление мокроты. Дыхательные упражнения подразделяются на статические (упражнения, не сочетающиеся с движениями конечностей и туловища) и динамические (когда дыхание сочетается с различными движениями). При некоторых заболеваниях (бронхиальная астма, эмфизема легких и др.) дыхательные упражнения выполняются с акцентом на выдох, с произношением различных звуков (особенно у детей), надуванием игрушек и пр. Наклоны, повороты при выполнении дыхательных упражнений способствуют большей вентиляции легких, растягиванию плевральных спаек, рассасыванию очага воспаления (пневмония и др.).
Эффективность дыхательных упражнений выше, если их сочетать с общеразвивающими упражнениями, массажем воротниковой области (мышц надплечья) межреберных и брюшных мышц.
Kорригирующие упражнения направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем.
K корригирующим упражнениям
относят гимнастические
Упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, с предметами. Упражнения на гимнастических снарядах выполняются в виде висов, упоров, подтягиваний Предметами и снарядами могут быть палки, гантели, набивные мячи, булавы, обручи и др.
Методы, используемые в лечебной физкультуре.
Результаты лечения зависят от метода применения средств лечебной физической культуры. Так как занятия физическими упражнениями являются лечебно-педагогическим процессом, то обучение упражнениям возможно осуществлять без педагогических методов слова, наглядного воздействия.С помощью слова объясняют роль физических упражнений и способ их выполнения, дают задания, руководят действиями, оценивают их и исправляют ошибки.Для обеспечения наглядности пользуются методами, которые помогают воспринимать изучаемые движения: показом самих упражнений, зрительным контролем (при выполнении упражнений перед зеркалом), демонстрацией наглядных пособий (плакатов, схем), созданием представлений темпа движений (с помощью метронома) и амплитуды движений (с помощью специальных приспособлений). Для направленного «прочувствования» движений совершенствуют мышечно-суставное чувство при пассивном их выполнении или с помощью специальных аппаратов.Кроме общепедагогических методов в занятиях ЛФК используют и методы, специфические для физического воспитания: метод строго регламентированного упражнения и игровой метод.Метод строго регламентированного упражнения в лечебной физической культуре используется в основном при выполнении гимнастических упражнений, а также спортивно-прикладных. Особенность этого метода в том, что выполнение упражнений организовано и регулируется: определены сами упражнения, их порядок, число повторений, интервалы отдыха и т. п. Данный метод позволяет точно дозировать местное и общее воздействие на организм, обучать двигательным умениям и навыкам и совершенствовать их. Метод строго регламентированного упражнения можно использовать в зависимости от состояния больного при проведении различных форм лечебной физической культуры под руководством инструктора. В процессе выполнения упражнений инструктор управляет действиями занимающихся, регулирует нагрузку. При самостоятельных занятиях больной должен придерживаться заранее подготовленной программы.Метод строго регламентированного упражнения имеет много вариантов. Например, метод повторного упражнения широко используется при выполнении гимнастических упражнений, которые повторяется без существенных изменений движений; метод интервального упражнения — в дозированной ходьбе, когда прохождение определенных отрезков чередуют с интервалами отдыха; метод круговой тренировки — когда повторяется комплекс упражнений, причем каждое упражнение выполняется на специально оборудованном месте, а занимающийся последовательно переходит с места на место по кругу. Применяются и комбинации разных вариантов.Игровой метод заключается в том, что действия занимающихся организованы определенными правилами, а движения не подлежат строгой регламентации. «Сюжетная» организация действий характерна для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В соответствии с планом игры выполняются различные движения. Например, занятия лечебной гимнастикой можно построить как игру «прогулка в лес»: вначале дети идут по дороге, потом по узкой тропинке, расходятся по полянке и собирают ягоды, встречаются зайцами и убегают от волка, переходят через ручей по бревну и т. д.
В чередовании малоподвижных, подвижных и спортивных игр можно провести часть или все занятие со старшими школьниками или взрослыми. В виде специальных занятий проводятся спортивные игры (волейбол, настольный теннис, городки и т. п.).Игровой метод проведения занятий особенно широко используется в стадии выздоровления, а также в тех случаях, когда необходимо оказать общее воздействие на организм, повысить эмоциональный тонус, воспитывать инициативу, находчивость, настойчивость, коллективизм.
При всех методах применения физических упражнений первостепенное значение имеет дозировка физической нагрузки и сочетание ее с отдыхом.