История лечебной физкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:51, реферат

Краткое описание

Большинству людей лечебная физкультура известна по каким-то определенным элементам. Чаще всего это массаж, который если и можно отнести к физическим упражнениям, то только к пассивным. В целом же ЛФК - это система применения самых разнообразных средств физкультуры в целях профилактики, лечения и реабилитации. Обратите на очень широкий спектр: профилактика, лечение, реабилитация. Это значит, что занятия лечебной физкультурой могут, например, помочь в укреплении опорно-двигательного аппарата, то есть мышц, костей, суставов и связок с целью профилактики травм и заболеваний, могут обеспечить наиболее эффективный процесс лечения, если что-то все-таки случилось, и могут способствовать восстановлению всех его функций после того, как лечение закончено.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 47.18 Кб (Скачать файл)

Большую помощь в организации  лечения легкораненых на научной  основе оказала профессор, полковник  медицинской службы Валентина Валентиновна Гориневская (1882-1953), входившая во время Отечественной войны в группу учёных-специалистов советской армии. С помощью В.В. Гориневской и её учеников были выявлены работавшие в различных госпиталях фронта специалисты по лечебной физкультуре, физио-, механо- и трудотерапии, а также средний медицинский персонал, имевший опыт в этой области. В зависимости от характера ранения был подготовлен комплекс групповых упражнений, после которого раненые направлялись в процедурные кабинеты, где применялись кварц, свет, диатермия, водные процедуры, грязевые и парафиновые аппликации. После групповых процедур проводилось индивидуальное лечение в кабинетах лечебной физкультуры. Уже в 1942 году лечебной физкультурой было охвачено более половины раненых и больных.

Большой вклад в современную  лечебную физкультуру внес Валентин Иванович Дикуль. Одним из главных достижений Дикуля стала его собственная методика реабилитации, защищённая авторскими свидетельствами и патентами. В 1988 году был открыт "Российский центр реабилитации больных со спинномозговыми травмами и последствиями детского церебрального паралича" - центр Дикуля. В последующие годы в одной только Москве открылось еще 3 центра В.И. Дикуля. Затем под научным руководством Валентина Ивановича появился ряд реабилитационных клиник по всей России, в Израиле, Германии, Польше, Америке и т.д.

 

Глава II. ЛФК как раздел клинической медицины

2.1 Лечебная физкультура

 

Термин "лечебная физкультура" прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают  физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его  трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная  научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту  в единую научную специальность: "лечебная физическая культура и  спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии", имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это - медицинские  науки. То есть специалистом в области  лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или  педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК  являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК  может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются  в лечебных целях.

Лечебный массаж, который, по сути, является пассивным физическим упражнением, мы рассмотрим в отдельно в силу специфики этого метода лечения, но в тесной связи с лечебной физкультурой. Лечебная физкультура назначается только врачом и проводится строго по назначению врача обычно в учреждениях здравоохранения - больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах. Это принципиально отличает ЛФК от оздоровительных систем и технологий, в которых заключение врача имеет рекомендательный характер или вовсе не требуется. Это вовсе не означает, что ЛФК только для больных и только для лечения. На практике лечебная физкультура не ограничивается только лечением. Лечебная физкультура - это также профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе здравоохранения только подчеркивает серьезный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои возможности. От других видов физкультуры лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от спорта - не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения.

Однако цель применения этих средств - лечение или профилактика болезней. Как известно цель физкультуры - воспитание здорового человека, а  спорта - достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение  к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма  естественными факторами природы. В этом ЛФК тесно соприкасается  с педагогикой и гигиеной. ЛФК  развивает силу, выносливость, координацию  движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее  время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, - обязательная и необходимая составная часть  всех разделов современной практической медицины, особенно травматологии, ортопедии  и неврологии. Однако так было не всегда, и лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять свое место в современном здравоохранении.

Наука ЛФК как раздел медицины состоялось только в середине прошлого столетия, благодаря синтезу  традиционных физкультурно-оздоровительных  систем и достижений в области  анатомии, физиологии и биомеханики  при понимании врачами физического  движения как лечебного фактора. Необходимым условием становления  ЛФК была система здравоохранения  с профилактическим направлением и  доступностью. 

2.2 Средства, формы  и методики ЛФК

 
Основной терапевтический метод  ЛФК - это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения  физические упражнения. Основное средство ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры - это та организационная  форма, в рамках которой применяются  средства лечебной физкультуры и  осуществляются методы ЛФК.

Методы (методики) ЛФК, по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание  или патологической состояние, при  котором этот метод применяется. Например, "ЛФК при артрозе  тазобедренного сустава в форме  индивидуальных занятий утренней гимнастикой" или "ЛФК при хронической ишемической  болезни сердца в форме группового занятия ЛФК", или "Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального  занятия ЛФК".

Средства ЛФК - это действующие  лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах.

Обычно для лечения  какого-либо конкретного заболевания  используют комбинацию самых различных  форм и средств ЛФК. Например, для  лечения остеохондроза шейного  отдела позвоночника назначают ЛФК  в форме ежедневной утренней гимнастики, в форме производственной гимнастики, форме занятий дозированной ходьбой, а для обучения корригирующим  упражнениям и контроля правильности их выполнения применяется форма  занятия ЛФК (например, в поликлинике) 1 раз в неделю. При функциональных нарушениях нервной системы назначают  ЛФК в форме ближнего туризма (например, в условиях санатория), при  этом применяют самые различные  средства ЛФК: ходьба, плавание, занятия  на тренажерах. Занятия на тренажерах могут быть и самостоятельной  формой проведения ЛФК. Например, занятия  на велотренажере при избыточном весе. Формы, средства и методы ЛФК  представлены в табл.1 (см. приложение).

Основными формами ЛФК  являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную форму. Например, в США остроумно применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах) для лечебных целей, используя в качестве средства ЛФК (например, ЛФК для лечения артроза голеностопного сустава - это методика) ходьбу с тележкой.

Для детей применяют  ЛФК в форме игры, направляя  двигательную активность детей в  нужное русло. Например, игра в мяч  на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор - средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно. 

2.3 ЛФК с детьми

 

Особенности детей дошкольного  возраста представлены двумя основными  составляющими:

физиологические особенности  детского организма;

уровень его психического развития.

В зависимости от физиологических  особенностей ребенка в условиях конкретной патологии определяются его физические и адаптивные возможности к восприятию физической нагрузки при занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Контроль за состоянием ребенка во время занятий состоит из общепринятых методов контроля за функцией прежде всего сердечно-сосудистой системы и за признаками утомляемости. Как показывает практика, ограничение времени продолжительности процедуры ЛФК и ее информативности связано прежде всего с утомлением центральной нервной системы. Это проявляется в снижении концентрации внимания: в увеличении количества ошибок при выполнении упражнения, отвлекаемости на посторонние стимулы, игнорировании просьб, неспособности вслушиваться в речь инструктора и т.п. Особенно это характерно для детей с синдромом дефицита внимания, количество которых может достигать 15-20% от числа детей, занимающихся в группе ЛФК. В связи с этим продолжительность процедуры ЛФК по нормам для детей дошкольного возраста составляет не более 20 минут.

Между тем процедуры  большинства методик ЛФК требуют  больших затрат времени для повышения  ее эффективности. Это возможно, если при построении занятий инструктор ЛФК четко осознает уровень психического развития ребенка и находит контакт  с ребенком, живущим в своем  миропонимании.

Для ребенка этого возраста не существует отвлеченного познания, и поэтому его способ освоения окружающего мира - это действие в мире реальных предметов и вещей, однако ребенок еще не владеет  методами осуществления таких действий. Это противоречие может разрешиться  только в одном виде деятельности - в игре. Так как занятия ЛФК  требуют стремления к определенным значимым целям (количества повторений, достижения определенного объема движения и т.п.), ролевые игры должны сочетаться с играми по правилам.

Неотъемлемый вид игровой  деятельности ребенка - это сказка. Она должна строиться на знакомых ребенку образах. Важно, чтобы понятия  были доступны пониманию и воображению  ребенка, соответствовали его возрасту и развитию. Ребенку близок мир  сказки, похожий на мир самого ребенка. Посредством сказки легче взаимодействовать  с ребенком, управлять им во время  проведения комплекса упражнений. Концентрация внимания на действиях позволяет  лучше организовать дошкольника. Образы, создаваемые в процессе процедуры, легко запечатлеваются у ребенка, благодаря этому лучше запоминается и усваивается сам комплекс упражнений. Необходимо проявление фантазии инструктора  ЛФК, гибкости его мышления, так как  сказка должна от занятия к занятию  изменяться, развертываться в сценарии, пополняться новыми персонажами.

В таблице 2 (в приложении) приведен примерный комплекс упражнений для ребенка дошкольного возраста, построенный на основе вышеперечисленных  закономерностей. Данный комплекс ЛФК  разработан для детей 3-6 лет, посещающих групповые или индивидуальные занятия. Пациенты были направлены на лечение  хирургом-ортопедом, диагноз - нарушение  осанки.

Данный подход позволяет  повысить эффективность и продолжительность  выполняемых упражнений. Нам удается  увеличивать продолжительность  процедуры до 30-40 минут без появления  признаков утомления ЦНС у  ребенка. Данный подход позволяет строить  занятия и для детей с синдромом  дефицита внимания - как с гиперактивностью, так и с гипоактивностью (инертный тип). Врач ЛФК, инструктор для использования данной системы должны сочетать в себе профессиональные навыки психолога и педагога. Многое зависит от таланта и увлеченности самого специалиста, его отношения к маленьким пациентам. 

 

Заключение

 

Понимание того, что движения являются самым доступным и самым  эффективным лекарством, сложилось  в глубокой древности. Ещё в самые  давние времена люди знали, что для  того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности.

ЛФК способствует не только улучшению работы пораженного органа, но оказывает многогранное физиологическое  действие. Под влиянием ЛФК активизируется дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние  нервной эндокринной системы, повышается функция мышечной системы.

Используя возможности  ЛФК и восстановив с ее помощью  до "нормального" уровня и здоровье, и физические кондиции, можно затем  заниматься другими видами физкультуры  и даже спорта.

Необходимо ценить свое здоровье и правильно организовывать досуг, употребляя его для укрепления здоровья.

Информация о работе История лечебной физкультуры